Общественно-политические течения в России во 2-й четверти-середине 19в



Основные организации. Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) состоял из 6 человек. Его члены занимались анализом истории и перспектив развития России, пытаясь продолжить традицию декабристов. Кружок, ставивший далекой целью революционное преобразование России, вскоре был разгромлен властями.

Сунгуровское общество (1831) состоял из 26 человек. Его руководителями были Сунгуров Н., Костянецкий Я., Антонович А., Кноблох А. Общество планировало подготовить вооруженное восстание.но было разгромлено властями.

"Литературное общество 11-го нумера" (1829-1832 гг.) во главе с В.Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественно-политическую действительность.

Студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831-1834 гг.) с участием А. Закревского, И. Оболенского, В. Петрова, Е. Челищева, П. Антоновича и др. Члены кружка обсуждали и критически оценивали существующий строй.

Общественное движение 30-х гг.

Деятельность кружка Н.В. Станкевича (1831-1834 гг.). Члены кружка М. Бакунин., А Боткин., К. Аксаков., А. Герцен и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры, демократы, либералы, ученые разной ориентации.

Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России.

Общественное движение 40-х гг.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.

Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Общественно-политические течения в России во 2-й половине 19в.Народничество

Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.

Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые — конституции. Однако основная часть интеллигенции понимала, что в случае введения конституции и парламента преобладание в последнем получат дворяне — наиболее влиятельная группа в обществе. В 1880—1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».

Организации «Земля и воля», кружок Н. А. Ишутина вели пропаганду своих идей, ожидали крестьянской революции, но вскоре были разгромлены. С. Г. Нечаев строил свою организацию на принципах железной дисциплины и личной ему преданности и не имел моральных принципов. Возникло народничество (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв), выступавшее за переход к социализму через общину, минуя капитализм. В 1874 г. началось «хождение в народ» агитаторов, не имевшее успеха. В 1876 г. возникла 2-я «Земля и воля». В 1878 г. после покушения В. И. Засулич на столичного градоначальника Ф. Ф. Трепова начались убийства других царских сановников. В 1879г. «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская) и «Чёрный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод). Народовольцы после серии покушений убили Александра II, но вскоре были разгромлены полицией. Желябов, Перовская и еще три террориста были повешены.

Консерваторы. Их идеологи — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Доказывали пагубность либеральных реформ для России, отмечали, что реформы косвенно стимулируют революционное движение, но не могли предложить ничего позитивного.

Социальная база

Социальную основу движения составляли представители разночинной интеллигенции. Интеллигенты-разночинцы враждебно относились к самодержавию, церкви, поместному землевладению, стремились к решительным переменам, пытались помочь народу.

Цели движения

Народники считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Они стремились к переустройству общества на социалистических началах.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!