Цели и идеалы обучения и воспитания в эпоху Средневековья



 

Христианская религия несёт в себе новые ценности, не присущие античной культуре. В Христианском учении представлены и новая этика, и новая антропология. Человек понимается как образ и подобие Божие.

Христианская религия противопоставила друг другу «небесную жизнь» и «земную жизнь», «град Божий» и «град Земной». Преображение возможно лишь в связи с верой. Отсюда приоритет нравственных принципов над научными, авторитета над разумом, дисциплины и послушания над свободой исследования. Соотношение разум – знание – вера есть основа средневекового обучения.

В патристике, начиная с Августина Блаженного, целью обучения становится познание самого себя как образа и подобия Божьего. Познав себя, человек приходит к осознанию того, чем он обладает. Не мир загадка, а мы сами, утверждает Августин Блаженный. В его трудах ярко отражено отличие христианского понимания человека от древнегреческого. Обучение представлено как неотъемлемая часть христианской культуры, оно делает душу умной, избавляет от страстей, способствует восхождению человека – гражданина града земного «от жизни по плоти к жизни по духу».

Раскрытое Августином Блаженным представление об обучении – пролог в средневековой культуре. Его мысли легли в основу идей об обучении, разрабатываемых впоследствии Алкуином, П. Абеляром, Н. Кузанским, детально разрабатывались в Новое время Я. А. Коменским.

Христианская религия сформировала новую шкалу ценностей, противоположную античной и языческой культурам, поэтому философские основания принципов обучения непременно должны были быть наполнены иным содержанием. В христианстве рождается новая этика, отличная от античной. В Святом Благовествовании от Матфея сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачащие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Согласно новой шкале ценностей смирение становится главной добродетелью христианства, путём, ведущим к вратам Царства Небесного. Это незнакомая для греков добродетель. Идеал греков – человек, верящий в себя и свои силы.

Евангельское послание отвергает благородный греческий идеал человека, верящего в свои способности достичь поставленной цели в одиночку, индивидуальным усилием.

Христианская религия противопоставляла друг другу «небесную жизнь» и «земную жизнь», «град Божий» и «град Земной». Древние греки жили в пространстве полиса, лишь в нём представляли себя. Христианин же не принадлежит политическому обществу, он живёт в Церкви Христа, в благодати Христа.

Вся христианская культура развивалась в рамках анализа отношений двух феноменов: разума и веры.

Если говорить о принципах дидактики этого периода, то необходимо учитывать, что их содержание было обусловлено следующими моментами, с одной стороны, формами преподавания, главными из которых в первых университетах были лекции и семинары (диспуты), с другой – стремлением обосновать, что в «граде земном» преобладают лицемерие, зло, страсти, отсутствует всякое смирение.

В трудах Августина Блаженного обучение рассматривается как неотъемлемая часть христианской культуры, как возможность приобщения человека к её ценностям. Его мысли об обучении представлены в трактатах: «Исповедь», «О порядке», «Об истинной религии», «О христианском учении», «О Граде Божьем», «Об учителе», «О Троице». Педагогика рассматривается им через призму христианской антропологии.

Человек представлен не в двух измерениях, как прежде: «тело» и «душа», а в трёх: «тело», «душа», «дух». Дух – причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости. «Божий дух – новация в христианской этике в сравнении с античной философией. Мораль в христианстве неотделима от веры и религии» .

В патристике, начиная с Августина Блаженного, целью познания становится познание самого себя как образа и подобия Божьего. Познав себя, человек приходит к осознанию того, чем он обладает. Не мир загадка, а мы сами, утверждает Августин Блаженный в «Исповеди».

Спасение души возможно, в том числе, и благодаря обучению. Оно делает душу «умной», помогает избавлять её от грехов.

Соотношение разум – знание – вера, как основа обучения, рассматривается и в трактате «Об учителе». Опираясь на цицероновскую традицию, Августин Блаженный различает разум (ratio) и умозаключение, или рассудочное суждение (rationatio). Разум всегда присущ здравому уму, а умозаключение – не всегда. Именно разум человеческий изобрёл науки. Но в отличие от древнегреческих философов Августин Блаженный пишет о том, что к разумной деятельности способна не всякая душа, лишь та, которая чиста и свята, способна к уподоблению Божественному, как непременному условию достижения истины.

Августин Блаженный определяет разум как инструмент, процесс и объект познания. Тройственное определение разума показывает, он понимает под разумом неизменную интеллигибельную способность души. По отношению к уму разум является тем же, чем взор по отношению к глазам. Если зрительное – чувственное созерцание направлено во внешний мир, то объект интеллектуального познания заключён в самом познающем уме. Важным для Августина Блаженного является познание не внешнего материального мира, но – самого себя, своего внутреннего мира. Разум помогает мыслить «истинное», заложенное в человеке. «Исповедь» представляет собой образец вдохновенного самопознания.

Но это самопознание принципиально отлично от психологически-субъективистской рефлексии человека Нового времени (хотя и является его прообразом). Августиновский призыв «превзойти самого себя» означает, что, погружаясь в себя, человек способен преодолеть всё индивидуальное. В самопогружении и самопознании каждый способен «превзойти самого себя».

Августин Блаженный – христианский философ. Вера является неотъемлемым условием достижения знания. Как идеолог христианской культуры, Августин Блаженный выделяет в содержании обучения всё, что несёт пользу человеку – жителю Нового Града. Все искусства (к ним отнесены семь свободных искусств, разделенных на квадрий и тривий), ведут своё происхождение от разума. В них в той или иной форме присутствуют черты разумности. В «рациональности» (rationabilis) искусств видит Августин Блаженный их главную ценность.

Описывая свободные искусства, предназначенные для обучения жителей Нового Града, Августин Блаженный осмысливает их необходимость и обязательность, как ведущих к истинной вере. Последовательность создания разумом наук соответствует этапам на пути постижения Истины. Порядок их создания должен стать и порядком изучения. Постепенность, последовательность представлены как непременные условия обучения.

 Августин Блаженный различает семь ступеней познания, соответствующих 7 степеням (gradus) могущества души. Перваяодухотворение (aminatio), она присуща растениям. Втораячувство (sensus) – связана с ощущением, душа иногда произвольно перебирает полученные образы вещей, создавая сновидения. Образы памяти получены от ощущений. Вторая ступень соответствует животному миру (включая и человека). Остальные пять ступеней относятся только к душе человека: третьяискусство (ars) – это творческая потенция души. Она способствует появлению наук, даёт возможность управлять государством. Третья ступень общая для людей учёных и неучёных, добрых и злых. Четвёртая ступеньдобродетель (vertus), здесь берёт начало доброта. На этой ступени душа начинает осознавать себя и отделяется от всего телесного. Пятая ступеньпокой (tranquillitas), на этой ступени душа очищается, освобождается от тления, устремляется к Богу, т. е. к самому «созерцанию истины». Шестая ступеньвступление (ingressio), душа приступает к созерцанию истины. Седьмая ступеньсозерцание (contmplatio), это высшее состояние души. Все предыдущие ступени ориентированны на постепенное достижение высшей цели познания – божественной истины.

Принципами обучения Августин Блаженный видит постепенность, последовательность, целостность, доступность, движение от простого к сложному, обязательность руководства обучением, необходимость обучать осмысливать знание.

 

Приемам преподавания уделено особое внимание. Именно они позволяют сделать изучаемый предмет доступным. Августин Блаженный вырабатывает правила для обучающего: 1) необходимо вести речь так, чтобы слушатели схватывали главное, не успев устать; 2) не следует перегружать память сведениями, имеющими второстепенное значение; 3) чтобы речь не была излишне назидательной, необходимо услаждать её загадками и аллегориями, возбуждающими духовную активность. Августин Блаженный доказывает и целесообразность применения трёх стилей речи при обучении: простого, умеренного и высокого. Каждый из них или увлекает, или услаждает, используется по необходимости при обучении вещам простым, средним и важным. Учитель, в зависимости от ситуации, «должен употреблять простой слог там, где учит чему-нибудь в важном предмете; умеренный или средний – там, где что-либо хвалит или порицает; а там где нужно побудить к действию, где приходится беседовать с людьми, которые должны действовать, но не хотят, – там предметы важные необходимо требуют высокого слога, соразмеренного, потребности – убедить упорные умы» . В трактате «Об обучении оглашаемых» речь идет о методике обучения людей, только пришедших к христианской вере. Главное внимание уделено взаимопониманию между учителем и учениками, ставится вопрос о неразрывности обучения и религиозно нравственного воспитания.

Процесс коммуникации между учителем и обучаемыми у Августина Блаженного представлен следующим образом: от внутреннего слова говорящего к его внешнему слову, от него – к ушам слушающего, далее – к душе. В ней возбуждается «внутреннее слово». Но при этом передача мысли не происходит. В душах обучаемых под действием слов возбуждаются свои мысли, близкие к мыслям учителя.

В трактате «О Троице» Августин Блаженный пишет и о том, что обучение невозможно без восприятия обучаемого. Оно происходит благодаря «внутреннему чувству», над которым господствует разум. Внимание – «интенция души» (intentio animi), создаёт возможность восприятия.

Августин Блаженный выделяет мысль о неоспоримости действий и слов учителя. В культуре средневековья, начиная с патристики, качественно изменяется принцип руководства в обучении. В. П. Даркевич пишет, что в средние века становится характерной дистанция между учителем и учеником. Возникает иерархия в их отношениях, субординация в структуре социальных ролей. Они построены на принципах почтения, преклонения ученика перед авторитетом учителя.

Преподавание становится замкнутым в твёрдо установленные формы. Античный диалог уступает место монологу, систематическому изложению знания. Если монолог при обучении в Ликее Аристотеля следует рассматривать и как одно из правил коммуникации между учёными, то монолог обучающего в средневековой школе связан с авторитарностью.

Обучение невозможно без опоры на авторитет, божественный и человеческий. Божественный выше и истиннее. В начале обучения авторитет – единственная сила, ведущая к знанию и истине. Начинающие обучаться часто нелепо видят мир. Для таких людей чудо входит в реальность. Одна из черт их мышления – мифологичность. Кроме того, людей одолевает болезненное влечение к наслаждениям (похоть). Порой они спешат познать мир, не познав себя. Поэтому нужна помощь опытного руководителя, видящего душу человека, способного отличить действие благодати Божьей от действия разыгравшегося воображения.

Для людей уже образованных авторитет – путь к очищению души. Их одолевает иной грех – гордость. Она, утверждает Августин Блаженный, более чем что-либо другое искажает дух человека, закрывает от него конечную цель и истинный смысл обучения. Отсюда становится очевидным: внимание обучающего должно быть обращено и на выявление того, что питает гордость. В противном случае обучение будет не только бесплодно, но и губительно. Принципы обучения в средневековье, в отличие от античности, наполняются этическим содержанием.

 

Принципы средневекового обучения нашли своё отражение в понимании церкви как школы, священной истории как педагогического процесса, где десять заповедей трактуются как божественные уроки человечеству. Школа видится как мир, учитель, схоларх, как Христос, обучающий в храме. Христианству был присущ вселенский апофеоз школы.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!