Модели соотношения философии и техники



По мере развития общества возрастает роль искусственной среды его обитания. В настоящее время значительную часть своих материальных и духовных потребностей человечество удовлетворяет за счет искусственной среды. Основу развития искусственной среды составляет научно-технический прогресс. Он позволил создать искусственную реальность, равномощную природной реальности. Мир, в котором живет современный человек, нередко называют техносферой. Она поглощает естественную природу, вызывает деградацию природного начала.

С одной стороны, техносфера расширяет возможности человека, обеспечивая благоприятные условия и способы его жизнедеятельности, а с другой стороны, увеличивает пропасть между человеком и природой

Решение вопроса о соотношении философии и техники можно свести к двум основным моделям (типам):

1) метафизический подход - абсолютизация одной из этих сторон;

2) диалектический подход - взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон.

Характеризуя первый тип, выделим спекулятивное умозрение.

Спекулятивное умозрение строило свою "абсолютную модель" мира, не опираясь в должной мере на техническое знание. Это тип знания, которое выводится без обращения к опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т.е. направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого знания как такового.

ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу.

В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. И тут не обойтись без философии.

Функции философии в техническом познании:

1) Онтологическая: философия разрабатывает определенные "модели" реальности, сквозь "призму" которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Она дает общее видение.

2) Прогностическая: философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее), но каким он может и должен быть.

3) Селективная: из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением.

4) Умозрительно-прогнозирующая: в рамках философии вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для техники обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Глобальные проблемы современности.

Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» подчеркивает масштабность проблемы, ее всеобщность и значимость.

Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса.

Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики. Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления.

Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.

Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:

I. В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы.

II. Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.

К глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы:

· угроза мировой термоядерной войны;

· нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира»;

· истощение природных ресурсов;

· «ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других);

· загрязнение окружающей среды; набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой»;

· проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.

Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);

· планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании.

 

Концепция Римского клуба.

Римский клуб (Club of Rome) — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на стимулирование изучения глобальных проблем.

Организация была основана в 1968 году итальянским ученым, предпринимателем и общественным деятелем Аурелио Печчеи. Свою деятельность Римский клуб начал в 1968 году со встречи в Академии Деи Линчей в Риме, откуда пошло название этой некоммерческой организации. Ее штаб-квартира находится в Париже. У Римского клуба нет штата и формального бюджета. Его деятельность координируется исполнительным комитетом, состоящим всего из 12 человек. Пост президента клуба последовательно занимали А. Печчеи (основатель клуба), А. Кинг (1984-1991) и Р. Диес-Хохлайтнер (с 1991). Согласно правилам, действительными членами клуба могут быть не более 100 человек из разных стран мира. Среди членов клуба преобладают деятели науки и политики из развитых стран. Кроме действительных есть почетные и ассоциированные члены. Работе Римского клуба способствуют более 30 национальных ассоциаций, которые ведут в своих странах пропаганду концепций клуба.

Римский клуб положил начало исследовательским работам по проблемам, названным «Глобальной проблематикой». Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», возникли в середине XX века, а осознаны научной общественностью были спустя 20 лет. Глобальные проблемы — это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие.

В начале 1970-х годов для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создал серию «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Перспективы развития мира прогнозировались по компьютерным моделям, а полученные результаты были опубликованы и обсуждались во всем мире. Первым в 1972 году был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста». С 1973 по 1980 год (период расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе доклад известного голландского экономиста Я. Тинбергена «Пересмотр международного порядка», представленный Римским клубом в 1975 году.

В этом докладе содержалась программа комплексных мер по качественному усилению наднационального глобального регулирования. Разработчики доклада предлагали создать несколько новых мирохозяйственных организаций: мировой банк, который обладал бы правом осуществлять международное налогообложение и распоряжаться собранными средствами; агентство минеральных ресурсов, ответственное за использование полезных ископаемых в глобальном масштабе; мировое агентство, ответственное за развитие и распространение технологий, и т. д.

Однако предложения группы Тинбергена не получили поддержки. Развивающиеся страны опасались ущемления своего национального суверенитета, а развитым было достаточно уже существующих форм надгосударственного регулирования.

С 1980-х годов под влиянием «консервативной контрреволюции» отношение в развитых странах к идее наднационального регулирования с социальными приоритетами изме-нилось. Его стали рассматривать как опасную форму международного бюрократического регулирования. Поэтому поздние Доклады Римскому клубу, посвященные социальным

проблемам, стали акцентировать внимание не на мерах централизованного регулирования, а на самообеспечении развивающихся стран и изменении культурных стереотипов под общим лозунгом «Думать глобально, действовать локально».

Так, доклад Римскому клубу «Нет пределов обучению» (1979) был посвящен перспективам развития массового образования, способного значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп и стран мира. В докладе «Босоногая революция» (1988) рассматривались результаты и перспективы развития в «третьем мире» малого неформального предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей местных жителей.

Общая позиция Римского клуба по поводу перспектив решения глобальных социальных проблем была выражена в заглавии книги А. Печчеи «Человеческие качества» (1977). Основатель Римского клуба полагал, что успех возможен прежде всего путем изменения качеств человека, и этого можно добиться путем воспитания «нового гуманизма», включающего глобальность, любовь к справедливости и отвращение к насилию.

Первые доклады Римского клуба вызвали острую дискуссию как среди обществоведов, так и среди политиков. Пик влияния Римского клуба на мировое общественное мнение пришелся на 1970-1980-е годы. Под влиянием его деятельности глобалистика сформировалась как междисциплинарная обществоведческая дисциплина. В 1978-1980 годах были заявлены и широко обсуждались такие проблемы, как переработка отходов, использование энергии, организация общества, достижение изобилия и благосостояния.

В последнее десятилетие XX века и в начале XXI века идеи глобалистики вошли в науку и культуру, однако активность Римского клуба и внимание общественности к ней заметно упали. Выполнив свою роль «застрельщика» в изучении глобальных проблем современности. Римский клуб стал одной из многих международных организаций, координирующих обмен мнениями между интеллектуалами по актуальным проблемам современности. Более того, не будет преувеличением сказать, что именно Римский клуб сыграл одну из главных ролей в осознании глобальных проблем и необходимости поиска путей их решения.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!