Концепции происхождения общества. Гражданское общество и его признаки



Теории происхождения общества – это системы научного знания, объясняющие генезис общества. В науке выдвигалось множество гипотез о происхождении человеческого общества, в том числе весьма дискуссионных. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения общества: 1) естествен­ную: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сооб­щество производителей, 2) божественную: «Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон, 3) космическую: «инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях. Однако ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос о «технических дета­лях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

Среди современных научных теорий происхождения общества можно выделить инст­рументальную, сексуальную, кратическую, гендерную и семанти­ческую.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потреб­ностей. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий. Возникла и стала развиваться социальная орга­низация.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристикахчеловека (внесезонный характер размножения). Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естествен­ного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вме­сте с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии вос­производства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феми­низма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют особые правила общежития.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет некоторым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсы общины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди ос­тальных членов общины. В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

Семантическая концепция строится на развитии ком­муникативных средств внутри человеческого сообщества. Посколь­ку любое групповое взаимодействие связано с координацией уси­лий, дифференциацией и комбинированием функций, такая слож­но организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разраба­тывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах тол­кования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

· 1. Индивид независим от государства,

· 2. Наличие частной собственности,

· 3. Многоукладная экономика,

· 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

· 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

· 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

· 7. Самоуправляемость общества,

· 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

· 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

· 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

 

Общество и его структура.

Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

Общество (в узком понимании) — это самодостаточная социальная группа людей, обладающая способностью человеческого коллектива к самодеятельности.

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

Структура общества

Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти): государство и гражданское общество.

Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.

Государство — это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата.

Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.

Социальные классы:

1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников (владельцев) действующих факторов производства;

2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;

3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий — промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в добуржуазных обществах — сословий (или каст).

Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.

Большие социальные структуры по исходным типам человеческих отношений:

1. Базис общества: производственные отношения и взаимосвязанные с ними производительные силы.

2. Надстройка: политико-юридические отношения, политические идеи и теории, право, политические организации и учреждения.

Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной. Роль базиса и надстройки как элементов общественной формации раскрыл К. Маркс.

Производительные силы и производственные отношения:

Их единство образует тот или иной исторический общественный способ производства.

Производительные силы — это те вещественные и духовные факторы, благодаря которым осуществляется процесс производства. Они делятся на производительные силы людей (навыки, квалификация, организация, информация, воля и др.), производительные силы природы, освоенные людьми (средства производства), подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Особое место в производительных силах занимает наука, которая интегрирует первый и второй элемент в единое целое.

Производственные отношения — это отношения возникающие между людьми в процессе производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Сферы жизнедеятельности общества:

Экономическая сфера — «вбирает в себя» отношения и деятельность по поводу производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Социальная сфера — это сфера где социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизни общества.

Политическая сфера — это сфера деятельности людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти в интересах определенных классов и социальных сил. Ядром политической системы общества является государство.

Духовная сфера — это сфера духовного производства, функционирования социальных институтов, создающих, накапливающих и передающих знания, ценности и проекты.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!