Диалектическое понимание истины. Практика как критерий истинности
На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.
Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:
- Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
- Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
- Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.
Характеристики практики:
2.Это специфическая деятельность.
1. это общественно-историческая деятельность.
2. это изменяюще-преобразующая деятельность.
3. это материальное дело.
4. это сознательная деятельность
Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.
Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.
|
|
Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.
Ложь – сознательный обман.
Проблема истины рассматривается с 2-х сторон:
1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.
2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.
Ответы:
1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.
2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.
Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных.
Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании:
- Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
- Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.
Деалектико - материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.
|
|
Многообразие критериев истинности познания в современной науке и философии.
Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопросгносеологии «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
- Для одних истина - это соответствие знаний действительности.
- Для других истина есть то, что подтверждено опытом.
- Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией.
- Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.
Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений.
Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:
- 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, так и субъективная реальность.
- 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.
- 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.
Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина - это
|
|
- 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);
- 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.
Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.
Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.
|
|
Решающим критерием истины является практика, которая позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выясняется лишь на более высоком уровне практики и познания.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2062; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!