Психоанализ З.Фрейда. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества



Психоанализ — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

В рамках теории психоанализа Фрейд преследовал цель, которую можно сформулировать так: улучшить понимание тех аспектов душевной жизни человека, которые были скрыты от сознания и, следовательно, понимания. Психоанализом Фрейд называл как теорию, так и терапевтический процесс. Исходя из этого, можно дать несколько определений психоанализа по Фрейду.

Во-первых, психоанализ – это название методики изучения душевных процессов личности, которые не могут быть исследованы другими методами психологии;

Во-вторых, психоанализ – это название метода (который основан на научных исследованиях) терапии невротических расстройств;

В-третьих, психоанализ – это название системы теоретических психологических знаний, которые накапливаются и аккумулируются в новую научную дисциплину.

Основные положения психоанализа:

• Поведение человека, его опыт и знания по большей части определены его бессознательными иррациональными влечениями (Ид, бессознательное)

• Попытки человека осознать эти влечения приводят к тому, что в действие вступают психологические защитные механизмы, которые мешают осознанию;

• Помимо описанной Фрейдом структуры личности (Ид, Эго и Суперэго) на психическое развитие человека влияют события его раннего детства;

• Существующие конфликты между тем, что человек осознает и его бессознательным могут приводить к таким нарушениям психики, как невроз, депрессия, страх и многим другим;

• Освободиться от влияния бессознательного можно, если его осознать, например, при помощи психолога.

 

Классический психоанализ З. Фрейда – это тип психологической терапии, при котором пациент озвучивает психоаналитику свои мысли, включая свободные ассоциации, свои сны и даже фантазии. Анализируя эти данные, психоаналитик формулирует гипотезы о характере бессознательных конфликтов, которые являются причинами психологических проблем пациента. Психоаналитик интерпретирует пациенту эти бессознательные конфликты, выводя их на уровень осознания и находя вместе с ним способы устранения этих конфликтов.

Современный психоанализ включает в себя более чем двадцать концепций психического развития личности и теорий, лежащих в основе этих концепций.

З.Фрейд постоянно подчеркивал, что является последовательным детерминистом, то есть утверждал, что любое самое непонятное психическое состояние и поведение имеет в своей основе совершенно материальную причину, найти которую и есть главная задача психоаналитика.

Именно нахождение этой вполне материальной причины является, по мнению З.Фрейда, необходимым условием для начала кропотливой и длительной процедуры избавления клиента от угнетающих его состояний, нерациональных моделей поведения и неврозов.

Главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности.

 

Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное.

Именно в бессознательном он видит основные побудительные силы развития личности и ее проявления в психических состояниях и поведенческих реакциях, здесь скрыты главные ресурсы психической энергии, инстинкты и потребности, продуцирующие (часто в скрытой форме) истинные мотивы поведения, в том числе нерационального, невротического. При этом Фрейд выделяет (и это один из основных объектов критики со стороны оппонентов) два основных инстинкта: либидо, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жизни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению (в том числе саморазрушению).

Фрейд выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Первая (нижняя) часть этой структуры - Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побуждений, которые никогда не осознавались, так и из тех, которые в силу их неприемлемости для данной личности оказались вытесненными из сознания, причем настолько прочно, словно их никогда в сознании и не было. При этом, как считает Фрейд, в Ид не входят морально-этические компоненты, несмотря на то, что вытеснение каких-то моментов из сознания в Ид было вызвано именно их морально-этической неприемлемостью. Говоря словами Ницше, Ид находится «по ту сторону добра и зла», не различая их.

Вторая (средняя) часть структуры личности - Эго - занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным, то есть, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам и побуждениям, а с другой стороны - подчиняет эти побуждения требованиям реальности.

Можно сказать, что Эго (Я) - центральная часть личности как биологического и одновременно социального существа, контролирует и направляет произвольное поведение человека, примиряя биологические инстинкты и социальные требования.

Эго является как бы социально-биологическим регулятором личности, стремясь в социально допустимой мере удовлетворить свои биологические потребности, а в случае невозможности сделать это - стараться ослабить их напряжение на рациональном, а иногда и на неосознанном уровне.

Третья (высшая) часть структуры личности - Супер-Эго (Сверх-Я) содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо», является идеалом строгого, но справедливого наставника, советчика, судьи.

Эго не всегда слушается этого наставника, но оно в этих случаях знает, что поступает плохо, неправильно, и в глубине души стыдится этого, даже если пытается обмануть себя и других, оправдывая свои действия, слова и мысли. То есть неприемлемые с точки зрения Супер-Эго, но истинные мотивы вытесняются в бессознательную или предсознательную сферу, но не исчезают полностью, а залегают там, как мины замедленного действия, всегда готовые начать свою разрушительную работу.

Именно такое вытеснение или подавление неприемлемых для Супер-Эго, нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов - один из краеугольных камней теории и практики классического психоанализа - также стало важнейшим понятием. Выявление этих мотивов как истинных причин, вызывающих фрустрации и неврозы, доведение их до сознания клиента и последующая работа по их устранению или коррекции является стрежневой линией не только психоанализа, но и любого направления и метода современной классической психотерапии, в том числе тех из них, которые во многих вопросах (пансексуализма, доминирующей роли раннего детства и др.) не согласны с Фрейдом.

Представители всех психотерапевтических направлений принимают аксиому психоанализа о том, что Я сопротивляется осознанию истинных, вытесненных из сознания, мотивов, ставших настоящими причинами неврозов.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!