Роль философии в развитии медицины
Философия, ее предмет и предназначение.
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.
Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.
Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
|
|
Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило название антологии.
|
|
б) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.
в) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
г) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
|
|
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
Роль философии в развитии медицины.
Для осуществления научной деятельности медицине необходимо, чтобы познание велось грамотными людьми. Для этого нужно знать не только результат познание – знание, но и технологию его получения. Инструментарием этого получения не всегда являются материальные предметы: пробирки, приборы, но зачастую представления людей, принципы или правила классификации фактов, рассмотрения предмета исследования, критерии, благодаря которым что-то определяют в качестве факта, а что-то таковым не считается.
В медицине, как и в науке, есть уровни: теоретический и эмпирический.
|
|
Философия в данном случае способствует развитию культуры мышления человека, который осуществляет познавательную деятельность.
Упражнения в философии способствуют не только общекультурному развитию врача, но и помогают формированию его высокого профессионального уровня. Именно потому, что философия является ареной ассоциативной гибкости ума, его способности видеть объект, включенным в сеть многообразных связей и отношений.
Философская культура врача — это противоядие от любых форм духовного тоталитаризма имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме мышления на уровне понятий.
Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества формирование основы клинического мышления, системного мышления.
Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения вопросов медицинской теории и практики.
Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни. Каким образом? Благодаря выбору оснований для классификаций событий, которые происходят с объектом. Благодаря формированию навыка диалектического мышления у субъекта деятельности – врача, который рассматривает взаимовлияние внешних и внутренних условий существования объекта. Тем самым она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.
Всё это способствует формированию и развитию культуры мышления врача.
Таким образом, через философскую методологию формируется система медицинских знаний, специфика клинического мышления, формируется теория медицины, формы медицинского познания.
3. Мировоззрение и его исторические типы (мифология, религия и философия).
Мировоззрение – это система предельно широких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д.
Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Это предельно широкое обобщение. Мировоззренческое знание можно отделить от немировоззренческого – степень общности. Сводить мировоззрение только к знанию нельзя, поэтому следует различать основные блоки мировоззрения:
- чувственно-эмоциональный блок,
- интеллектуальный блок (знания о человеке),
- ценностный блок (шкала ценностей),
- поведенческий блок (программа действий).
Мировоззрение нужно рассматривать под углом зрения мироощущения, мировосприятия, миропереживания и миропонимания. Эти блоки взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимопроникают друг в друга. Ценности связаны с проблемой интересов. Необходимо рассматривать связь между знаниями и ценностями, так как интересы также должны являться объектом изучения.
Любой человек без исключения не обходится без выработки своего собственного мировоззрения. Эти типы мировоззрений разные. Они могут быть мифологические, религиозные (наиболее распространенный тип мировоззрения).
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
- мифология
- религия
- философия
Мифология как мировоззрение.
Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности.
Как, правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- |жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т.д.);
- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия как мировоззрение.
Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
- объяснение природных явлений;
- поступки, судьба человека;
- нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
- христианство
- ислам
- буддизм
Мифологическое мировоззрение характерно для первобытного сознания, перехода от него к рабовладельческому обществу. Строило свою картину мира. Основная функция – объяснение. Главная особенность – олицетворение, очеловечивание.
Понимание мира происходит человеческий опыт, представления. До мифологического мировоззрения был период аниматизма – это оживотворение всего, но не было разделения на естественное и сверхъестественное, не было систематизации.
Третий момент – игра воображения. Образность мифологии. Отсюда недостаток логических, справедливых черт мировоззрения.
Религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры в сверхъестественное недостаточно. В общем виде для религии характерно удвоение мира на сверхъестественный и естественный и подчинение второго первому. Функция объяснения отходит на второй план, а на первом – культ. Всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые принимают форму внеземных сил (не всяких сил, а тех, которые господствуют над людьми). В человеческой практике существуют две сферы: независимая свободная деятельность (знаем, что и как делать, известен результат) и зависимая несвободная деятельность (не можем гарантировать результат). Религия – это не только представления, чувствование и переживание, но и культ, это обязательное наличие церковных организаций. Кроме этого наличие общественных отношений, связанных с удовлетворением религиозных потребностей, внецерковных организаций, партий, образовательной структуры, религиозных СМИ. Религия – это элемент надстройки, социальный институт.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей, либо ради идей)
- компенсаторную (компенсация слабости человека, упование на могучую силу)
- коммуникативную (общение людей на основе общих религиозных переживаний)
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру)
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга)
- интегрирующую и дезинтегрирующую.
С одной стороны, религия объединяет людей на некотором основании и с другой стороны разъединяет людей на тех же основаниях.
Философское мировоззрение.
Философское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические.
Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение.
Предпосылки возникновения философского мировоззрения:
- прибавочный продукт,
- военнопленные стали рабами для производства прибавочного продукта,
- развитие производственных отношений,
- ослабевание родовых связей и замена их на экономические, производственные отношения,
- специализация, разделение труда, что повлекло возникновение обмена.
В процессе обмена возникло имущественное неравенство. Происходило перемешивание людей из разных территорий, племен и т. д., сравнение одних с другими, происходило накопление знаний, рос интеллект. Из этих условий возникает философия как альтернатива религии (любовь к мудрости).
Философия и наука выступали как синонимы. В античности начался процесс внутренней дифференциации философии.
По Аристотелю:
Первая философия – учение о сущем, основных принципах бытия и познания, учение о категориях.
Вторая философия – это общая картина природы, математика и астрономия.
Третья философия – в последствии – частные науки (физика, ботаника, этика, политика и т. д.).
В период средневековья философия превратилась в служанку религии. Возрождается в период Возрождения. Заказ на достоверные знания, который может быть удовлетворен только наукой. Главная идея – человек должен непосредственно общаться с богом. Посредник, церковь, не нужен. Эта борьба способствовала освобождению науки и философии от религии.
Начинается отпочкование частных наук от философии. Возникают проблемы взаимоотношения частных наук с философией. Было мнение, что философия перестала существовать. Наоборот, произошло оформление своего собственного предмета исследования. Философия стала и мировоззрением и наукой. Предметом стали наиболее общие закономерности, связи и отношения, основные принципы бытия и познания, то есть то, что характеризует мир в его единстве и целостности. Отсюда возникает проблема взаимоотношения.
Две крайности: натурфилософия (знаний не было, а проблемы существовали, поэтому были попытки решить их с помощью логики, умозрительно; “наука наук”, только философии доступна истина), другая крайность – позитивизм (эксперименты, все только положительное, отрицание философии, наука – сама себе философия). Нельзя ставить вопрос, что важнее философия или частные науки.
Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
- космоцентризм;
- теоцентризм;
- антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3948; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!