Процесс социального развития личности



Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970-х гг. В. И. Бобневой для обозначения «особого вида индивидуального развития человека», составляющего психологическую основу процессов социализации и воспитания (103). Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социализация в данном случае понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентации. Социализация преимущественно направлена на формирование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. Социальное же развитие человека — это его «индивидуальное развитие в рамках, контексте, в условиях

392

общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей» (103, с. 38—39).

Социальное развитие личности представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта в межличностных и межгрупповых ситуациях общения и взаимодействия и процесс активного, творческого воспроизводства человеком усвоенного переработанного опыта.

Иначе говоря, все, что предлагается социальной средой для усвоения в качестве образчиков норм и ценностей, проживается и субъективно перерабатывается человеком, становится частью его внутреннего мира. Затем этот усвоенный и личностно видоизмененный опыт становится частью социального поведения человека, образцом для усвоения другими людьми. Очевидно, что степень субъективной переработки у разных людей различна, зависит она также от характера усваиваемого опыта. Одно дело — нравственные принципы поведения, совсем другое — эстетические представления о прекрасном и безобразном.

В процессе социального развития можно выделить две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизации и индивидуализации личности. Типизация «отвечает» за формирование как личностных свойств, заданных группами, в которые входит человек, так и общих для их представителей. Благодаря типизации во внутренний мир человека проникают модальные (общие), стереотипизированные черты, создается психическая основа нормативного «огруппленного» поведения. Основной путь формирования модального

393

содержания внутреннего мира человека — целенаправленное социальное научение через образцы для подражания.

Индивидуализация — это процесс выработки собственного опыта социального взаимодействия и общения, индивидуального отношения к предписываемым ролям и позициям в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения, личностные смыслы, субъективная картина мира человеческих отношений. Индивидуальное содержание личности формируется в ходе стихийного социального взаимодействия, самостоятельного познания социальных закономерностей. Каждый этап социального развития характеризуется своим уникальным сочетанием процессов типизации и индивидуализации, что позволяет говорить о некоторых закономерностях, общих особенностях личности людей, проходящих тот или иной этап. Ниже мы остановимся на характеристике некоторых наиболее важных этапов социального развития в детском и юношеском возрастах.

Какие, собственно, психологические механизмы обеспечивают процесс социального развития человека? Н. Смелзер выделяет четыре механизма социализации. Это:

√ имитация — осознанное копирование определенной социальной модели;

√ идентификация — усвоение через уподобление себя объекту подражания;

√ стыд — состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили;

√ вина — чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Имитацию и идентификацию Смелзер причислил к позитивным средствам усвоения социального опыта, стыд и вину — к негативным. Негативными он назвал стыд и вину на основании того, что они своим действием запрещают некоторое социальное поведение, блокируют его (98).

394

Иной подход предложен в работе В. В. Абраменковой. Опираясь на отечественные и западные подходы (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, В. С. Мухина и др.), она выделяет пару взаимосвязанных и противоположных по направленности механизмов социального развития — идентификацию и отчуждение, которые, собственно, и обеспечивают протекание процессов типизации и индивидуализации и их взаимосвязь (2). Отчуждение в данном случае — способность ребенка выйти за пределы системы отношений «Я — другой», «Я — социальная норма» или «Я — вещь» и посмотреть на эти отношения независимо, отчужденно. Благодаря этому механизму формируется свободное, личное отношение человека к миру, деятельности и общению, самому себе.

Таким образом, социальное развитие — это многогранный процесс, предполагающий:

√ трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание;

√ создание через процессы индивидуализации нового группового опыта;

√ наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социально значимых перспектив их развития;

√ формирование социально значимых качеств личности.

Остановимся на каждом из названных аспектов процесса социального развития.

Трансляция группового опыта

Эта традиционная составляющая социального процесса именуется в социальной психологии и близких ей научных дисциплинах (социологии, педагогике) социализацией. Охарактеризовать процесс социализации в его общем виде — значит ответить на три вопроса: какой именно опыт, как и кем он транслируется? С точки зрения содержания социализация — это процесс трансляции норм и ценностей,

395

позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах: предметной деятельности, общении и самосознании (9). Основная форма трансляции — знаковые системы, важнейшие трансляторы норм и ценностей — большие и малые группы, объекты — носители человеческой культуры. Принято выделять также институты социализации — конкретные социальные группы, являющиеся носителями и трансляторами норм и ценностей. Главными среди них являются семья, неформальные группы, формальные коллективы.

Семья как транслятор типического опыта играет существенную роль в ходе всей жизни человека, но особенно велико ее значение в детском возрасте. Семья транслирует ребенку как духовные, так и материальные ценности определенного содержания, но самое главное — она закладывает в него некоторый проект социализации, осознанно или неосознанно разработанный родителями при незримом участии многих поколений их предков. Можно выделить несколько типов проектов социализации:

устойчивое наследование прародительской модели. В этом случае родители воспроизводят в конкретных условиях некоторый «вневременной» проект, заложенный их предками в иных социальных условиях;

усеченное воспроизводство прародительской модели. Родители пытаются «улучшить» известную им по их собственному опыту модель социализации, изъяв из нее те моменты, которые им самим кажутся неэффективными, неприятными, вредными с позиций личного опыта. Трудность заключается в том, что при изъятии отдельных аспектов проект перестает быть целостным, логичным и, кроме того, не всегда можно понять, какие именно его особенности приводят к неприемлемым следствиям;

анти-модель, построенная на отрицании прародительского проекта. Опасность в том, что тезис «У нас все будет иначе» не всегда содержит в себе ответ на вопрос: «А как именно?» Из-за этого

396

анти-модель нередко постепенно превращается в первый из описанных вариантов;

современная социальная модель, в которую закладываются ценности и социальные представления поколения родителей. Эта модель никогда не дается в законченном виде, она создается родителями непосредственно в ходе воспитания детей, что, понятно, таит в себе как гениальные находки, так и грандиозные поражения. Кроме того, прародительская модель продолжает оказывать на родителей свое влияние, особенно в том случае, если сами они были воспитаны именно на ней.

Представленные типы моделей — это чистые типы. В реальности мы чаще имеем дело с иной ситуацией, когда конкретный проект социализации ребенка рождается в процессе совмещения отцовского и материнского представлений и, кроме того, на его содержании сказываются еще несколько важных моментов. В реальном проекте социализации родители пытаются совместить: отцовский и материнский проекты; необходимость социализировать ребенка и дать ему возможность развиваться как свободной личности; воспитание в ребенке свойств, необходимых для выживания в мире отношений, а также для творческой самореализации в системе этих отношений; заинтересованность ребенка в соблюдении семейных традиций и утопическую мечту каждого родителя: «пусть у него все будет иначе, лучше».

А как транслируются ребенку типические представления о самой семье, ее укладе, ценностях и должных способах взаимодействия между членами семьи? В. В. Абраменкова выделяет два основных источника формирования таких представлений: наблюдение ребенком реальных взаимоотношений в собственной семье и других референтных для него семьях, а также познание идеального типа семейных взаимоотношений, зафиксированных в сказках. «Сказка, — отмечает автор, — является одним из источников построения ребенком образа мира, модели будущих семейных отношений в своей идеальной форме. ...Именно в сказке воплощены сверхнародные и сверхвременные образцы человеческих отношений, позволяющие

397

говорить о ее прогностической роли в истории, то, что имел в виду Велимир Хлебников, говоря: «Сказка — посох, о который опирается слепец — человечество» (2, с. 127).

Не менее важным институтом социализации (транслятором типического) является неформальная группа. Особый интерес представляет именно детская неформальная группа, влияние которой вполне сравнимо с влиянием семьи на социальное развитие ребенка, причем не только в подростковом, но уже в старшем дошкольном возрасте. Более того, в последнее время влияние детской группы на ценности ребенка существенно возросло: «Сдвиг в пользу сверстников происходит, по данным исследований, по нарастающей, уже не только подростки, но и младшие школьники и даже старшие дошкольники все чаще предпочитают ценности равных себе. Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров и, с другой, — с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей» (2, с. 211).

Детская группа может рассматриваться как один из самых сильных и самых древних институтов социализации ребенка и подростка. Сегодня это признается многими отечественными и зарубежными авторами. Так, М. Кле подчеркивает, что «группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство риска и попробовать силы в ситуации соревнования (41, с. 132). Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском сообществе выступает детская субкультура, которой В. В. Абраменкова дает следующее определение:

«Это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития» (2, с. 92).

398

Детская субкультура — это целый мир отношений, который дети создавали и продолжают создавать для себя. Его составляют народные игры, детский фольклор и юмор, детский правовой кодекс и словотворчество, детское философствование и религиозные представления, эстетические каноны и наделение прозвищами. К детским сообществам, жизнь которых в значительной степени разворачивается в пространстве детской субкультуры, относятся детские игровые сообщества, основанные на ролевых, соревновательных играх и играх с правилами, и так называемые самодеятельные группы по интересам (спортивным, музыкальным, техническим и другим). Трансляция типического опыта осуществляется благодаря тому, что детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и т. д. Большую роль детская группа играет в формировании представлений ребенка о своей половой принадлежности (2, 96).

Формальная группа — еще один институт социализации как в детском, так и во взрослом состоянии человека. Т. Шибутани напрямую связывает процесс социализации с усвоением человеком конвенциональных норм: «Социализация — это непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны поведения, которые санкционированы группой. Поскольку он усваивает конвенциональные значения и символы, он с большей легкостью может участвовать в различных коллективных предприятиях. Он научается проводить более тонкие различия, и это, в свою очередь, позволяет ему принимать участие в еще более сложных формах кооперации» (131, с. 417). Формальный коллектив, являющийся единицей более широкой социальной системы отношений, в значительной степени отвечает за трансляцию типического опыта, в том числе потому, что через малую социальную группу транслируется опыт больших групп, в которые имплицитно включен каждый человек: этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и других.

399

Формальный детский коллектив — это детское сообщество, основанное на таких регламентируемых взрослыми формах деятельности, как трудовая (в доступных детям видах), продуктивно-творческая, учебная. Формальные детские коллективы используются взрослыми как средство трансляции детям типического опыта, формирование модальной компоненты их личности. Анализ реальной ситуации показывает, что дети и подростки не удовлетворяются такими видами деятельности и практически всегда создают в рамках формального коллектива «тайную детскую жизнь», построенную на нерегламентированных формах взаимодействия. Отношения в этой «тайной жизни» подчиняются законам детской субкультуры в ее истинных либо искаженных формах. И именно эти отношения выполняют преимущественную социализирующую функцию, то есть воздействующий потенциал регламентированных отношений в формальных детских сообществах не столь значителен, как этого хотелось бы взрослым. Развитие этого потенциала связано, по мнению В. В. Абраменковой, с включением в жизнедеятельность любого детского коллектива содержательных компонентов традиционной детской субкультуры.

Типическое — необходимый компонент личности человека, включенного в различные формы социального взаимодействия. Типическое содержание личности обеспечивает адаптацию в группе и социуме в целом, а также социально-психологическую преемственность поколений, задает некоторый минимальный уровень понимания друг другом людей, принадлежащих к определенной культуре. Вместе с тем очень важно, чтобы типическое содержание не становилось доминирующим в личности человека, так как это грозит не только потерей индивидуальности, но и самыми разными негативными следствиями для общества в целом. Модальная личность — это личность, в структуре которой преобладают типизированные, отбираемые группой черты и свойства (103). Человек — обладатель такой личности «оказывается неспособным осознать и адекватно

400

оценить не только явления и свойства, на которые его референтная группа накладывает «табу», но и смысл, цели, механизмы социально-группового ограничения» (103, с. 51). Он не способен понять, в чем именно его ограничивает группа и почему это для группы важно. Причиной формирования личности такого типа могут являться условия социализации, в которых человек не обладает необходимыми степенями свободы для личностной оценки групповых норм и ценностей и формирования личностного отношения к ним. Это условия, не предполагающие процессов индивидуализации и права человека на создание нового группового опыта.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!