Ситуация межличностного взаимодействия: важнейшие перцептивные механизмы



Обратимся теперь к другой ситуации социального познания — диалогической, предполагающей и восприятие, и понимание партнерами друг друга.

Идентификация — «заимствованное» понятие, в социальной психологии оно значительно скромнее, занимает конкретное место в системе знаний о механизмах социального познания. Идентификация — это уподобление себя другому, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «я». При идентификации

154

с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Идентификация имеет особое значение на определенном этапе личностного развития, чаще всего — в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека. Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Это чрезвычайно многогранное понятие, которое в том числе означает:

психический процесс, помогающий понять переживания другого человека, — эмпатия как механизм познания; деятельность человека, позволяющая ему особым образом построить общение, — эмпатия как особый вид внимания к другому человеку;

способность, свойство личности — эмпатия как характеристика человека, точнее, «эмпатийность» (104).

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душевном мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем больше он допускает право на существование разных точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, потому что трудно вообразить существование в душе другого чувств, которые сам никогда не испытывал. В определенном смысле эмпатия — это способность делать вывод по аналогии, хотя подобное определение не дает исчерпывающего ответа о природе этого уникального феномена.

155

Р. Бернс в своей книге приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии:

• проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;

• способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом своего собственного мира;

• готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что с ним происходит (19).

В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств и психолога, и педагога. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность этих специалистов — результат обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатийному вниманию (слушанию). Эмпатическое внимание (слушание) впервые описано и показано К. Роджерсом. Его можно охарактеризовать как особое отношение к партнеру, которое основано на соединении идентификации и эмпатии. От идентификации в нем — включенность в другого человека, сопричастность его переживаниям. Такое соединение душ позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта. Но такое погружение чревато для ситуации оказания помощи, так как психолог может быть «связанным» трудностями партнера, может «заболеть» его проблемой. Для того чтобы помощь была оказана, существует вторая сторона эмпатического внимания, которая обеспечивает психологу отстраненность от актуального состояния партнера, «вненаходимость» (термин М. М. Бахтина). Вместе эти две стороны обеспечивают создание ситуации действенной помощи.

156

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня... Я не только ввожу его в свой внутренний мир..., но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто, в свою очередь, вводит меня в свой внутренний мир» (63, с. 176—177). Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя через то, что думает обо мне другой.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения. Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

Известное мне Неизвестное мне
1. Открытое для меня и для других 2. Закрытое для меня, но открытое для других
3. Открытое для меня, но закрытое для других 4. Закрытое для меня и для других

В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого личностного пространства:

Известное мне Неизвестное мне
1. 2.
3. 4.

157

Однако в процессе установления открытых, прямых отношений картина меняется:

Известное мне Неизвестное мне
1. 2.
3. 4.

Раскрывая другим в процессе общения свой внутренний мир, мы получаем доступ к богатствам собственной души.

Аттракция — механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Причем неважно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого человека. Атракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения замечательного психолога-гуманиста А. Маслоу, аттракция — это путь к объективности: «...восприятие любящего человека... позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит» (60, с. 31). Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению объекта любви». Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает психолог, значит, ты объективен в своих оценках.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 853; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!