Подготовка текста Д. М. Буланина, перевод М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина, комментарии Д. М. Буланина 24 страница



[31]...в ночвах... — Ночва или ночвы — сосуд, имеющий форму корыта.

[32]...отрока тѣшениа тяклоименита... — Обыгрывается имя Евфимия Великого, которое по-гречески означает «произносящий хорошие слова».

[33]Въистину даръ Божий... — Федор по-гречески означает «Божий дар».

[34]Пишет же в житии святого отца нашего Петра митрополита... — Приводится эпизод из «Жития митрополита Петра», написанного митрополитом Киприаном.

[35]...в лѣта... царя Андроника... при архиепископѣ... Калистѣ... въ княжение великое тферьское при великомъ князи Димитрии Михайловиче, при архиепископѣ пресвященнѣмь Петре, митрополитѣ всея Руси, егда рать Ахмулова. — Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.), так что здесь допущена явная хронологическая ошибка. Дмитрий Михайлович Грозные Очи был великим князем в 1322—1325 гг.; Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г.

[36]...якоже Прьвыа Царъскиа Книгы извѣщают ο Саулѣ... — Приводится рассказ из Первой Книги Царств ο первом израильском царе Сауле.

[37]...образом акы анафору... — Анафора — одна из частей богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы.

[38]Коль сладка грътани моему словеса твоя!... устом моимь — Пс. 118, 103.

[39]И начят Часы пѣти... — Часы — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа).

[40]Тако глаголеть Господь: «Се... въ уста твоя». — Иер. 1, 9.

[41]Чти отца своего и матерь... на земли. — Исх. 20, 12.

[42]...никтоже чистъ пред Богом... — Ср. Иов. 25, 4.

[43]Се бо въ безаконии... мати моя. — Пс. 50, 7.

[44]..егда великаа рать татарьскаа, глаголемая Федорчюкова Туралыкова, егда пo ней за год единъ наста насилование, сирѣчь княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же и досталося княжение ростовьское κ Москвѣ. — Федорчук — татарский темник, участник карательной экспедиции против Твери 1327 г., к которой был причастен и московский князь Иван Калита. Согласно «Житию Сергия», Иван Калита получил великое княжение через год — в 1328 г. Правда, полновластным великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее — половиной Ростова.

[45]...Тормосовъ род, Дюдень, зять его, с родом си... — Β русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы).

[46]...с Протасиемь тысяцкым... — Протасий Федорович — московский тысяцкий (ум. ок. 1341 г.).

[47]...даде князь великы сынови своему мѣзиному князю Андрѣю. — Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353 гг.) — сын Ивана Калиты.

[48]Каа плъза въ крови моей... въ истлѣние? — Пс. 29, 10.

[49]Изыдѣте от среды их... не прикасайтеся. — Ис. 52, 11.

[50]Прилпѣ душа моа... десница твоя. — Ср. Пс. 62, 9.

[51]Се удалихся... чаах Бога спасающаго мя. — Ср. Пс. 54, 8.

[52]Иже кто хошаго... быти мой ученикь. — Ср. Лук. 14, 33.

[53]Уметы вся... да Христа приобрящу. — Фил. 3, 8.

[54] ...Климента да и Иоанна, иже тот Иоаннъ послѣди бысть Феодоръ Симоновский. — Симонов монастырь был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново). Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378—1388 гг.), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху.

[55]...и бысть мних в монастыри святыя Богородица у Покрова иже на Хотьковѣ. — Покровский Хотьков монастырь κ северо-востоку от Москвы, основанный в 1308 г.

[56]Буди имя... в вѣкы! — Ср. Иов. 1, 21.

[57]...от митрополита Феогнаста... — Феогност был митрополитом с 1328 по 1353 г.

[58]...и антимисъ... — Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб.

[59]...при великом князи Симеонѣ Ивановиче... — Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.

[60]...вселися в монастырь святого Богоявлениа... — Московский Богоявленский монастырь, находившийся в пределах Китай-города.

[61]...в том монастыри Алексий митрополит живяше... — Β 1340 г. Алексей, будущий митрополит, был взят из Богоявленского монастыря наместником κ митрополиту Феогносту.

[62]...такоже и Василий тысущникь, и Феодоръ, братъ его... — Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий (ум. в 1373 г.), и Федор Васильевич Воронец.

[63]...тако бо тогда нарицаху сплоха имена, не съ имени... — Позднее установилась практика давать монашеское имя, которое начиналось с той же буквы, что и мирское.

[64]...оставль род свой и вся ближникы и ужикы, дом же и отечество, no древнему патриарху Аврааму. — Авраам — библейский персонаж. Бог повелел Аврааму:«Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе».

[65]Господи... твоея... — Пс. 25, 8.

[66]...дому... дний... — Пс. 92, 5.

[67]Коль... нежели жити ми въ селе грѣшничих. — Пс. 83, 2—5, 11.

[68]Се удалихся... и милости своея от мене. — Пс. 54, 8; 65, 19—20.

[69]Благословенъ Господь... искушеным быти. — 1 Кор. 10, 13.

[70]Все могу укрѣпляющему мя Богу. — Фил. 4, 13.

[71]...Господь любит праведника... — Ср. Пс. 145, 8.

[72]He премлъчи... въшумѣша. — Пс. 82, 2—3.

[73]Да въскреснет Богъ... а праведници възвеселятся. — Пс. 67, 1—4.

[74]Сътвори... мя ecu. — Пс. 85, 17.

[75]...яко лавра иже в Радонеже състави... — Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкому монастырю было присвоено название лавры лишь в 1744 г.

[76]...рекомый аркуда... — Аркуда — новогреческое «άρκοῡδα» вместо славянского эвфимистического образования «медведь».

[77]Праведный яко левъ уповаа ходит. — Прит. 28, 1.

[78]...яко гора Сионъ... — Сион — гора в Иерусалиме, на которой находится Иерусалимская крепость. Β Священном писании Сион — символ несокрушимости и твердости.

[79]Надѣющейся на Господа... в вѣкы. — Пс. 124, 1.

[80]С ним есмь въ скръби... спасение мое. — Пс. 90, 15—16.

[81]Исчезоста очи... на Бога моего. — Пс. 68, 4.

[82]He убоишися от страха нощнаго... полуденьнаго и полунощнаго. — Пс. 90, 5—6.

[83]...якоже в Лѣствицѣ речеся... — «Лестница (лествица), возводящая κ небесам» — аскетико-дидактический трактат византийского писателя Иоанна Синайского (Лествичника, ум. между 650—680 г.). Это сочинение пользовалось в Древней Руси исключительной популярностью.

[84]Яко аггелом своим заповѣсть съхранити тя. — Пс. 90, 11.

[85]He ища своеа плъзы... да ся спасут. — 1 Кор. 10, 33.

[86]Грядущаго къ мнѣ не ижьждену вънъ. — Иоан. 6, 37.

[87]Идѣже суть два... тy аз есмь посредѣ их. — Мф. 18, 20.

[88]Се коль добро... жити братии вкупѣ. — Пс. 132, 1.

[89]Многыми бо скръбьми... въ царство небесное. — Деян. 14, 22.

[90]Узокъ путь и прискръбенъ есть... иже обрѣают его. — Мф. 7, 14.

[91]Нужно бо есть... въсхищают е — Мф. 11, 12.

[92]Мнози суть звани, мало же избранных. — Мф. 22, 14.

[93]He бойся... дати вамъ царство небесное. — Лук. 12, 32.

[94]Зачало бо премудрости страх Господень. — Прит. 1, 7.

[95]...и чясове... и нефимонъ... — Мефимон — церковная служба, отправляемая после великой вечерни (великое повечерие). Часы. — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа).

[96]Седмижды днемь... правды твоея. — Пс. 118, 164.

[97]He престающе молитеся Богу. — Фес. 5, 17.

[98]Приидѣте къ мнѣ... смиренъ сердцемь. — Мф. 11, 28—29.

[99]Предзрѣх Господа... да ся не подвижу. — Пс. 15, 8.

[100]Волю боящихся... и спасеть их. — Пс. 144, 19.

[101]Митрополиту же Алексию всея Руси тогда бывшу ему въ Цариградѣ, въ градѣ же Переяславли повелѣ быти въ свое мѣсто епископу Афонасию Велыньскому. — Митрополит Алексей был в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный в епископы в 1328 г., Афанасий прибыл в Москву из юго-западной Руси около 1344 г.

[102]Изведу избраннаго от людий моих. — Ср. Пс. 88, 20.

[103]Ибо рука моя... укрѣпит и — Пс. 88, 22.

[104]Никтоже приемлет... от Бога. — Ср. Евр. 5, 4.

[105]...изложение образ святыя вѣры, еже есть: «Вѣрую еъ единого Бога». — Символ веры («Верую») — изложение основных догматов православной веры.

[106]...и постави его иподдиаконом, таже и диаконом... — Иподьякон — церковный служитель; дьякон — помощник священника при богослужении.

[107]...немощи немощных носити... да угаждает. — Рим. 15, 1—2.

[108]Сиа предаждь... иных научити. — 2 Тим. 2, 2.

[109]Друг другу тяжести... законъ Христовъ. — Гал. 6, 2.

[110]Ни хотящему, ни текущему... отца свѣтом. — Рим. 9, 16; Иак. 1, 17.

[111]...съ сими же началныя святителя — Василиа Великаго, Богослова Григориа и Златаустаго Иоанна... — Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.) — Григорий Назианзин (ок. 330—390 гг.), Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407 гг.) — наиболее известные «отцы церкви».

[112]Подвизайтеся, братиа... враты. — Мф. 7, 13.

[113]...нужно бо есть царство небесное... въсхыщают е. — Мф. 11, 12.

[114]Плод духовный есть... въздержание. — Гал. 5, 22.

[115]Приидѣте, чада... научю вы. — Пс. 33, 12.

[116]Талантъ приахь... — Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица.

[117]Иже аще съблазнить... и ввръженъ в море. — Мф. 18, 6.

[118]Благий рабе, вѣрне!... господа своего. — Мф. 25, 21.

[119]...помышляше въ умѣ житиа великых свѣтилъ... реку Атониа Великаго, и Великаго Евфимиа, Саву Освященнаго, Пахомия аггеловиднаго, Феодосиа общежителя... — Византийские святые Антоний Великий (ок. 250—356 гг.), Евфимий Великий (376—477 гг.), Савва Освященный (434—531 гг.), Пахомий (ум. в 346 г.), Феодосий Великий (ум. в 529 г.).

[120]Акы ничтоже имуще, все съдръжаще. — 2 Кор. 6, 10.

[121]...сей бо... поглотити. — 1 Петр. 5, 8.

[122]Се дахь вам власть... силу вражию. — Лук. 10, 19.

[123]Призва Господь... и апостолы нарече. — Лук. 6, 13.

[124]...или пo числу двою на десяте колѣнъ Израилевь... — После исхода из Египта Моисей произвел религиозно-политическую реорганизацию израильтян: одно из тринадцати племен посвящено было служению Богу, а остальные двенадцать сделаны частями нового политического организма.

[125]...или будет пo числу 12 источник вод... — Β библейской Книге Исход рассказывается, что израильтяне во время скитаний в пустыне пришли в Елим, где было двенадцать источников воды.

[126]...или пo числу избранных камений драгых 12, бывших на ризах архиерейскых no чину Аароню? — Β библейской Книге Исход рассказывается, что Бог повелел пророку Моисею сделать Аарона, своего брата, священником; на одежде Аарона должны были быть укреплены двенадцать драгоценных камней.

[127]...прииде къ ним Симонъ, архимандритъ смоленский... — Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на смоленскую кафедру.

[128]...якоже древле Аврам не пощадѣ сына своего Исаака. —Имеется в виду библейский рассказ: Бог, желая испытать Авраама, повелел ему принести в жертву единственного сына, но в последний момент Авраам был остановлен ангелом.

[129]Пасете стадо... бывающе стаду. — 1 Петр. 5, 2—3.

[130]...писано есть въ книгах отечьскых, рекше въ Патерицѣ... — Патерик — сборник повествований ο подвижниках какой-либо области.

[131]Ho увѣдайте... своего. — Ср. Пс. 4, 4.

[132]...и кутию самъ варяше... и каноны творяше. — Кутья и канун — еда и питье, которые приносили в церковь для поминовения умерших.

[133]Иже кто... всѣмь слуга. — Mр. 9, 35.

[134]Павечерница... — церковная служба, отпрзвляемая после вечерни.

[135]Претръпѣвый бо... той спасется. — Мф. 24, 13.

[136]Покажет мя праведникъ... обличит мя. — Ср. Пс. 140, 5.

[137]...въ днех княжениа князя великого Ивана, сына Иваня, брата же Симионя... — Дедом Дмитрия Ивановича был Иван Данилович Калита, великий князь московский с 1325 г., a в 1328—1340 гг. — великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Иван Иванович Красный — второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353—1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича — Александра (ум. в 1364 г.). Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.

[138]Нѣкоторый же от мних поропта... — Β житии заметна непоследовательность. Сначала говорится, что один монах возроптал, затем говорится ο монахах во множественном числе, а затем вновь об одном монахе. Возможно, это следствие компилятивности текста.

[139]Възрите на пръвыя роды... от него? — Ср. Сир. 2, 10.

[140]He аз ли есмь податель пищам... животно благоволениа. — Ср. Пс. 135, 25; 144, 15—16.

[141]Ищете и просите... до конца и спасется. — Мф. 6, 33, 26; Евр. 10, 36; Лук. 21, 19; Матф. 10, 22.

[142]...вечеръ бо... радость. — Пс. 29, 6.

[143]И яко же древле израильтяном нѣкогда в пустыни манна от Бога посылаема бяше... — Β Библии рассказывается, что когда пророк Моисей выводил израильтян из египетского плена, Бог чудесным образом накормил народ в пустыне и утолил жажду людей.

[144]И одожди им манну... и насытишася зѣло. — Пс. 77, 24—25, 29.

[145]Тръпѣние убогых... добро тебѣ будет. — Ср. Пс. 9, 19; 27, 2.

[146]Ихже око не видѣ... хранящимъ заповѣди его. — 1 Кор. 2, 9.

[147]Зане пепелъ... с плачемъ растворях. — Пс. 101, 10.

[148]Имуще пищу... доволни будем. — 1 Тим. 6, 8.

[149]Одожди имь манну ясти... насытишася зѣло. — Ср. Пс. 77, 24—29.

[150]Мягкая бо... царевых суть. — Мф. 11, 8.

[151]...яко же премудрый Сирах рече... — Имеется в виду библейская «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова».

[152]Аще человекь... духом кроткым. — Гал. 6, 1.

[153]...подвойские княжи... — Подвойский — придворный чин.

[154]Аще бо непокоривым людемъ еврейскым от камене воду источилъ есть... — Когда, спасшись из египетского плена, израильтяне странствовали в пустыне и мучились жаждой, Моисей чудесным образом высек жезлом воду из скалы.

[155]...вънезаапу источникь велий явися, иже и донынѣ всѣми видим есть... — Над источником, который, по преданию, возник по молитве Сергия близ Троице-Сергиевой лавры, сейчас находится Пятницкая часовня.

[156]О съставлении общаго житиа. — Монастыри разделяются на особножительные (идиоритм) и общинножительные (киновия). Β последних не допускается никакой личной собственности монаха.

[157]...патриархъ Коньстянтиня града киръ Филофей... — Константннопольский патриарх Филофей занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от митрополита Алексея, а послание Филофея было доставлено Сергию в 1355 г., когда митрополит Алексей вернулся из Константинополя.

[158]...крестъ, и парамантъ, и схиму... — Параманд — четырехугольный плат с изображением креста и других знаков страдания Иисуса, носимый монахами на груди и плечах. Схима — монашеское облачение. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который по традиции Троице-Сергиева монастыря считается тем самым, который был послан Сергию патриархом Филофеем.

[159]Се нынѣ что добро... братии вкупѣ. — Ср. Пс. 132, 1.

[160]...ового келаря... — Келарь — заведующий кельями и благоустройством монастыря.

[161]...пръвѣе еклисиарха; еже потом параеклисиарси... — Екклесиарх — церковный уставщик; параекклесиарх — помощник екклесиарха.

[162]...и въпроси канонарха... — Канонарх — клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения.

[163]...в монастырь иже на Махрище. — Троицкий Махрищский монастырь, κ востоку от Троице-Сергиевой лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан Стефаном, который прибыл в Москву около 1355 г. из Киева (ум. в 1406 г.).

[164]...имуще и рѣку близ, именем Кержачь, идѣже нынѣ монастырь стоит честное Благовѣщение пречистыа владычица наша Богородица. — Благовещенский Киржачский монастырь был основан на р. Киржач, притоке р. Клязьмы.

[165]...Гедеону руном образ побѣды показывый! — Гедеон — библейский персонаж, «судья израильский». Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон попросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон попросил у Бога нового знамения: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Исход гадания был благоприятен для израильтян.

[166]Аз же бых... не отвръзаа устъ своих. — Пс. 37, 14.

[167]И тако в том предасть душю свою Господеви... — Исаакий-молчальник умер в 1387 г.

[168]...О епископъ Стефанѣ. — Стефан Пермский, герой другого жития, написанного Епифанием Премудрым; в епископы пермские поставлен в 1383 г. (ум. в 1396 г.).

[169]...яко поприщь 10...Поприще — мера длины, приблизительно соответствует позднейшей версте (1066 м).

[170]...сътвори «Достойно есть·»... — Молитва.

[171]Вручив же старѣйшинство предреченному Андронику... — Предполагается, что Андроников монастырь (ныне — в черте Москвы) был основан около 1360 г. Первый его игумен Андроник ум. в 1374 г.

[172]...и вручаеть паству своему ученику, Caвѣ именем... — Второй игумен Андроникова монастыря Савва умер между 1410—1420 гг.

[173]...священноинокъ именем Ефрѣмь, от бѣса блуднаго страстию борим бѣ. — Очевидно, этот Ефрем был позднее игуменом Андроникова монастыря.

[174]По времени же въ оной обители бывшу игумену Александру... — Третий игумен Андроникова монастыря Александр умер не ранее 1427 г.

[175]...тако же и другому старцу его, именем Андрѣю, иконописцу преизрядну... — Знаменитый древнерусский живописец Андрей Рублев. Спасский собор Андроникова монастыря был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным в начале второй четверти XV в. Рассказ об игуменах Савве и Александре, преемниках Андроника, и об Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!