МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ



ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Необходимо учитывать, что специфика изучаемого курса заключается в его системной и теоретической ориентированности. Условием эффективного усвоения содержания курса является обязательное сочетание теоретических занятий с практическими, на которых отрабатываются выделенные общие умения, входящие в них знания.

При изучении дисциплины «История искусств» используются инновационные образовательные технологии: самостоятельные доклады-презентации студентов, практические занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; экспертно-аналитическая работа с визуальным материалом, работа в малых группах. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает подготовку тематических докладов; практическую работу с основной и дополнительной литературой, поиск новейшей научной информации в сети Интернет. На основе данных инновационных образовательных технологий у студентов формируются профессиональные навыки и умения.

Важной составляющей данного курса является самостоятельная работа студентов, включающая как подготовку к тестированию, так и разработку презентаций по изучаемым видам искусства.

Итоговой формой контроля является экзамен, включающий вопросы по теоретическому, иллюстративному материалу и специальным терминам.


 

Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся

Фонд оценочных средств разработан для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «История изобразительного искусства» и входит в состав основной образовательной программы подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство), «бакалавр», реализуемой при подготовке обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина». Фонд оценочных средств предназначен для проверки сформированности компетенций, заявленных в программе дисциплины «История изобразительного искусства» в соответствии с учебным планом 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство), «бакалавр».

.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции, этапы Показатели Оценочные средства

ПКд-1

I этап

Знает: теоретические аспектыизобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Знает историю архитектуры  

Собеседование, знание терминологического словаря

 

Умеет находить и анализировать источники по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну, архитектуре, систематизировать полученную информацию, ориентироваться в вопросах истории отечественного и зарубежного искусства. 
Владеет: навыками обобщения и анализа теоретической информации в процессе изучения объектов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры, техническими приемами самостоятельной обработки художественной информации

1. Компетенция ПКд-1с указанием этапа формирования компетенции в процессе освоения основной образовательной программы

Компетенция ПКд-1 (владеет теоретическими основами и практическими навыками изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна) формируется на первом этапе (1 курс). Типовое контрольное задание направлено на развитие у студентов навыков мышления, способностей к обобщению, анализу, восприятию информации в профессиональной деятельности. Формирование компетенции будет продолжено на следующих этапах (в рамках дисциплин профессионального цикла).  

Собеседование (типовое контрольное задание на этапе формирования ПКд-1):

Примерные вопросы для собеседования по курсу «История изобразительного искусства»:

Вопросы

По разделу «История искусства древнейших цивилизаций»

1. Первобытное искусство. Палеолит: основные виды палеолитического искусства, тематика, регионы бытования.

2. Первобытное искусство. Неолит: живопись, скульптура, керамика.

3. Первобытное искусство. Эпоха бронзы. Мегалитическая архитектура: основные типы, назначение, регионы бытования.

4. Искусство Древнего Египта. Особенности исторического развития, стилистические черты, влияние мифологии на искусство.

5. Архитектура Египта периода Древнего царства. Основные этапы, формы, особенности стиля. Генезис и символика пирамиды.

6. Скульптура Египта периода Древнего царства. Круглая скульптура и рельеф. Содержание, канонические формы, пластические особенности, основные памятники.

7. Архитектура и изобразительное искусство Египта периода Среднего царства. Гробницы и заупокойные комплексы, скульптурный портрет, росписи гробниц номархов.

8. Архитектура Египта периода Нового царства. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Особенности объемных и планировочных композиций. Египетский ордер.

9. Скульптура Египта периода Нового царства. Новаторство в области пластической формы и содержания образов. Мастерская Тутмоса. Основные памятники.

10. Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта. Основные материалы и техники. Эстетические вкусы древних египтян. Сокровища гробницы фараона Тутанхамона.

11. Искусство Двуречья. Особенности исторического развития ранних рабовладельческих цивилизаций Двуречья. Мифология и ее влияние на искусство.

12. Архитектура Двуречья: Шумер, Ассирия, Вавилон. Типы культовой и гражданской архитектуры. Основные памятники.

13. Скульптура Двуречья: Шумер и Аккад. Виды скульптуры, канонические формы, пластические особенности. Основные памятники.

14. Скульптура Двуречья: Ассирия и Вавилон. Ассирийский рельеф: виды, тематика, канонические формы и их эволюция. Скульптура Вавилона: майоликовые рельефы, глиптика.

15. Культура Эгейского мира как предистория античности. Хронологические и территориальные границы, региональные особенности. История археологических открытий в Эгейском мире: Г. Шлиман и А.Эванс.

16. Архитектура и изобразительное искусство Крита. Особенности изобразительного канона и стиля. Основные памятники Кносса и Феста.

17. Декоративно-прикладное искусство Крита. Керамика: эволюция форм и стилей росписей сосудов. Тематика и художественные особенности вазописи. Художественная обработка металла.

18. Искусство материковой Греции: Микены и Тиринф. Архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Художественные особенности, основные памятники.

19. Искусство Древней Греции. Историко-культурные факторы формирования и развития. Образы античной мифологии и их отражение в древнегреческом искусстве. Место и значение греческого искусства в европейской культуре.

20. Архитектура греческой архаики. Сложение системы греческих ордеров, типы храмов, основные памятники.

21. Скульптура греческой архаики. Особенности тематики и пластической формы. Основные памятники.

22. Архитектура классической Греции. Ансамбль Афинского акрополя. Формирование и принципы ансамбля.

23. Скульптура классической Греции. Ранняя и высокая классика. Этические и эстетические идеалы высокой классики. Пифагор Регийский, Мирон, Поликлет. Канон Поликлета. Кресилай, Кефисодот.

24. Великий скульптор Эллады – Фидий. Монументальная скульптура: статуи Зевса Олимпийского и Афина (Афина Промахос, Афина Парфенос, Афина Лемния). Фидий – автор скульптурного убранства Парфенона.

25. Скульптура позднеклассической Греции. Новые этические и эстетические предпочтения. Пракситель, Скопас, Лисипп, Леохар. Особенности пластической формы скульптуры поздней классики. Основные памятники.

26. Архитектура поздней классики. Культовые и гражданские сооружения. Греческий театр. Основные памятники.

27. Искусство эллинизма. Историко-культурные факторы формирования и развития. Новые эстетические идеалы и принципы. Основные художественные школы эллинизма.

28. Скульптура эллинистической Греции. Афинская и Александрийская школы. Основные памятники.

29. Скульптура эллинистической Греции. Пергамская и Родосская школы. Основные памятники.

30. Керамика Древней Греции. Эволюция вазовых форм (конец УШ века до н.э. – 1 век до н.э.). Основные формы и стили росписей античной керамики. Тематика росписей и художественные особенности.

31. Искусство Древней Этрурии. Историко-культурные факторы развития искусства древних италиков. История археологических открытий на территории древних этрусских городов.

32. Архитектура древних этрусков. Этрусские города, храмы, некрополи. Этрусский ордер. Влияние архитектуры этрусков на древнеримское зодчество.

33. Скульптура Древней Этрурии. Основные виды: архитектурные терракоты, мемориальная и вотивная скульптура, скульптурный портрет, скульптура малых форм, анималистика. Художественные особенности.

34. Монументально-декоративная живопись этрусков. Росписи гробниц (Тарквинии, Вейи. Цере и др. города). Тематика и художественные особенности.

35. Керамика этрусков. Национальное своеобразие вазовых форм, тематики, стилей, художественных приемов. (УП – Ш века до н.э.).

36. Искусство Древнего Рима. Историко-культурные факторы формирования и развития. Греческие и этрусские влияния. Национальные обряды и обычаи.

37. Архитектура Республиканского Рима. Римская архитектурная теория: Витрувий «Десять книг об архитектуре». Система римских ордеров и строительные материалы. Типы сооружений. Основные памятники.

38. Скульптура Рима периода республики. Круглая скульптура и рельеф. Влияние культа предков на особенности пластической формы. Основные памятники.

39. Искусство Римской империи – 1 в.н.э. Архитектура времени правления Цезаря и Августа. Основные памятники культовой и гражданской архитектуры. Римский скульптурный портрет. Особенности образных характеристик.

40. Искусство Римской империи – П век н.э. Архитектура: Апполодор Дамасский (форум Траяна, Пантеон). Правление Антонинов – высший расцвет римского скульптурного портрета. Основные памятники. Колонна Траяна, конный памятник Марку Аврелию.

41. Искусство Римской империи – Ш век н.э. Триумфальная и гражданская архитектура. Скульптура: влияние христианства на пластический язык скульптурного портрета.

42. Искусство римской империи – 1У век н.э. Архитектура: первые христианские храмы. Круглая скульптура и рельеф: формирование пластического языка Средневековья.

43. Римская монументальная живопись (1 век до н.э. – 1У век н.э.). Этапы развития, тематика, особенности стиля, основные памятники.

44. Римская станковая живопись. Фаюмский портрет: назначение, содержание, процесс и техника исполнения, художественные особенности. Основные памятники.

 

 

Терминологический словарь

АКРОПОЛЬ – находящаяся на возвышении крепость греческого города – религиозный, политический и культурный центр города.

АНТАБЛЕМЕНТ – верхняя, горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера, состоящая из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТРАВ – нижняя часть антаблемента, горизонтальная балка, опирающаяся непосредственно на колонну.

АКАНТ, АКАНФ – скульптурное изображение листьев аканфового дерева, декоративный элемент капители коринфского ордера. Популярный мотив античного орнамента.

АМФИТЕАТР – размещение мест для зрителей концентрическими,

АМФИПРОСТИЛЬ – двойной простиль, тип античного храма с колонными портиками на западном и восточном фасадах.

АРКА – полукруглое или криволинейное перекрытие проема.

АРКАДА – ряд арок, опирающихся на пилоны или колонны.

АРХИВОЛЬТ – криволинейная выпуклая тяга, оформляющая лицевую поверхность арки.

АТРИУМ – парадный зал в древнеримском доме с бассейном в центре и сквозным отверстием в перекрытии над бассейном.

АТТИК – невысокая стенка, венчающая здание. Впервые стала применяться в римских триумфальных арках.

БАЗА КОЛОННЫ – нижняя опорная часть колонны.

ГЛИПТИКА – искусство миниатюрной резьбы по камню твердых и ценных пород.

ГИПОСТИЛЬ – гипостильный зал – многоколонный зал с колоннами, идущими по центру и образующими ряд галерей.

ДИПТЕР – античный храм, окруженный со всех четырех сторон двумя рядами колонн.

ДОЛЬМЕН – культовое сооружение эпохи неолита, бронзы и железного века. Состоит из вертикально поставленных каменных столбов, перекрытых плоской массивной каменной плитой.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, отличающийся наиболее тяжелыми пропорциями и имеющий простую капитель, состоящую из ЭХИНА, нижней части капители в виде округлой «подушки», и АБАКИ, верхней части капители в виде простой квадратной плиты.

ДОЛЬМЕН – культовое сооружение эпохи неолита, бронзы и железного века. Состоит из вертикально поставленных каменных столбов, перекрытых плоской массивной каменной плитой.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, отличающийся наиболее тяжелыми пропорциями и имеющий простую капитель, состоящую из ЭХИНА, нижней части капители в виде округлой «подушки», и АБАКИ, верхней части капители в виде простой квадратной плиты.

ЗИККУРАТ – многоярусная ступенчатая форма храма, посвященного наиболее почитаемому божеству в архитектуре Двуречья.

ИЗОКЕФАЛИЯ – «равноголовие» - композиция, содержащая равновысокие элементы изображения. Если композиция многофигурная, то все головы людей изображаются на равной высоте.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, более легкий и стройный в сравнении с дорическим. Ионическая колонна имеет характерную капитель, образуемую двумя спиральными завитками – волютами.

КАРНИЗ – верхняя часть антаблемента, выступающий вперед край крыши.

КРОМЛЕХ - вид мегалитической архитектуры, представляющий собой группу монолитных каменных столбов, перекрытых горизонтальными каменными плитами, расположенных по одной или двум-трем окружностям.

КОЛОННА – архитектурно обработанный круглый в сечении столб, состоящий из ствола, базы и капители.

КОЛОННАДА – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, объединенных антаблементом.

КАПИТЕЛЬ – верхняя, завершающая часть колонны, на которую опирается антаблемент.

КАРИАТИДА – опора в виде женской фигуры, женская статуя, выполняющая роль колонны.

КОРА – девушка, статуя, изображающая одетую женскую фигуру. Кора – характерная форма круглой скульптуры архаической Греции.

КУРОС – юноша, статуя, изображающая обнаженную мужскую фигуру. Курос - характерная форма круглой скульптуры архаической Греции.

КЕССОНЫ – элементы декора, углубления на поверхности потолка или свода прямоугольной или квадратной формы с лепными розетками внутри.

КОЛОННАДА – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии, объединенных антаблементом.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – античный архитектурный ордер, самый легкий и стройный по своим пропорциям, более декоративный и нарядный, чем дорический и ионический. Капитель корзинообразной формы в виде двух ярусов стилизованных листьев аканфа.

КАННЕЛЮРЫ – вертикальные желобки на стволах колонн.

КУПОЛ – сводчатое перекрытие, внешняя поверхность которого имеет форму полушария.

МЕГАЛИТЫ – культовые сооружения Ш-П тысячелетий до н.э. в виде огромных необработанных каменных глыб или комплексов: менгиры, дольмены, кромлехи.

МЕНГИР – врытый в землю, поставленный вертикально удлиненный столб или камень вертикальной формы, высотой от 5 до 20 метров.

МЕТОПЫ – элементы фриза дорического ордера, прямоугольные плиты с рельефными изображениями, чередующиеся с триглифами.

МОНОПТЕР – античный храм, имеющий в плане круг, и в объемной композиции цилиндр, перерытый куполом и окруженный колоннами.

МАЙОЛИКА – изделия из обожженной глины, покрытые цветной непрозрачной эмалью, (облицовочные плитки – изразцы, статуэтки, керамические сосуды и т.п.).

НАОС, ЦЕЛЛА – святилище, ядро античного храма, его «интерьер», центральная часть.

ОБЕЛИСК – прямоугольный или квадратный в плане, суживающийся кверху столб с пирамидально заостренным завершением.

ОРДЕР – определенный порядок в расположении частей античных зданий. Художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Главные части ордера – колонна и антаблемент.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка а древнегреческом театре, предназначенная для хора.

ПЕРИСТИЛЬ – перистильный зал, перистильный двор – пространства, окруженные по периметру крытой колоннадой.

ПАНДУС – наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу.

ПАЛЬМЕТТА – скульптурный или живописный элемент античного орнамента в виде пучка симметрично расходящихся узких листьев.

ПИЛОН – прямоугольный или квадратный в плане массивный столб. В архитектуре Древнего Египта – башнеобразное сооружение с трапециевидными фасадами, образующими парадный вход в храм.

ПОРТАЛ – монументальный, парадный, архитектурно обработанный вход в здание.

ПРОСТИЛЬ – небольшой греческий храм с колонным портиком, оформляющим вход в храм на западном фасаде.

ПЕРИПТЕР – греческий храм, окруженный со всех четырех сторон колоннами.

ПОРТИК – колоннада с треугольным фронтоном, служащая входом в здание. 

ПСЕВДОПЕРИПТЕР – тип античного храма с портиком на главном западном фасаде и полуколоннами на трех других фасадах. Полуколонны, как правило, «выступают» из стены на половину или две трети своей высоты.

РЕЛЬЕФ – углубленное или выпуклое скульптурное изображение на плоском фоне.

потолка или свода прямоугольной или квадратной формы с лепными розетками внутри.

РОТОНДА – круглое в плане здание, перекрытое куполом.

САРКОФАГ – монументальная с архитектурным или скульптурным декором гробница.

СФИНКС – статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или какого-либо священного животного.

СУБСТРУКЦИЯ – опорная конструкция, служащая основанием, фундаментом для зданий. Широко применялась при строительстве римских амфитеатров.

СТИЛОБАТ, СТЕРЕОБАТ - ступенчатое основание древнегреческого храма.

ТЕРРАСА – архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка, чаще всего примыкающая к зданию.

ТРИГЛИФ – элемент фриза дорического ордера в виде слабо выступающей вперед плиты с тремя вертикальными желобками. Триглифы всегда чередуются с метопами.

ТЕАТРОН – места для зрителей в греческом театре по открытым небом.

ТАБЛИНУМ – парадная комната в патрицианском римском доме, кабинет хозяина дома, расположенный за атриумом и покрытый росписями.

ТЕРМЫ – древнеримские бани. Многофункциональные сооружения, в которых помимо собственно банных помещений были и другие, предназначенные дл отдыха, диспутов, спортивных упражнений и т.п.

ФРОНТОН – верхняя часть фасада храма или любого здания в виде треугольника, образованного двумя скатами крыши.

ФРИЗ – средняя из трех элементов антаблемента вертикальная полоса, украшенная скульптурным рельефом (ионический и коринфский ордер) или состоящая из метоп и триглифов (дорический ордер).

ФОРУМ – торговая и общественная площадь древнеримского города, предназначенная для народных собраний, религиозных церемоний и празднеств, триумфальных чествований римских императоров и пр.

ЭДИКУЛА – ниша в стене, обрамленная парой колонн или полуколонн, увенчанных фронтоном.

Вопросы зачета к разделу

«История искусства Средних веков и эпохи Возрождения»

Искусство Византии и западноевропейского Средневековья

1. Специфика курса истории искусства Средних веков. Хронологические рамки, периодизация, региональные особенности.

2. Искусство Византии. Периодизация. Влияние христианства на виды, формы, каноны изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

3. Ранневизантийское искусство (У-УП века). Формирование византийского художественного стиля в изобразительном искусстве, искусстве рукописной книги и архитектуре.

4. Собор святой Софии в Константинополе. Особенности архитектурно-художественной композиции, роль в развитии православного храмового зодчества.

5. Мозаики Равенны (У-УП века). Тематика, образный строй, формально-стилевые особенности, эволюция художественного языка.

6. Искусство Византии периода иконоборчества (УШ - начало 1Х вв.).

7. Искусство Византии 1Х-Х веков («македонское возрождение»). Монументальная живопись, иконопись, миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

8. Искусство Византии Х1-ХП веков («комниновское возрождение»). Архитектура, монументальная живопись, икона, декоративно-прикладное искусство.

9. Искусство Византии Х1У-ХУ веков («палеологовское возрождение»). Монументальная живопись, икона, декоративно- прикладное искусство.

10. Византийская система храмовой росписи.

11. Искусство варварских государств на территории Западной Европы (У1-УШ века). Архитектура, декоративно-прикладное искусство.

12. Искусство каролингской империи (УШ-1Х века). Архитектура, миниатюрная живопись, декоративно-прикладное искусство.

13. Западноевропейское искусство Х-ХП веков. Романский стиль в архитектуре: конструкции, материалы, типы сооружений. Художественный образ романского храма.

14. Романская архитектура Франции. Школы Оверни, Пуату, Прованса, Нормандии, Бургундии, Иль де Франса.

15. Романская архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

16. Романская архитектура Италии. Национальные особенности, основные памятники.

17. Скульптура романских храмов Франции и Германии. Тематика, формы, пластические особенности.

18. Архитектура готики, общая характеристика. Конструктивная система, основные типы сооружений.

19. Городской готический собор. Процесс строительства, художественный образ, роль в жизни средневекового европейского города.

20. Готическая архитектура Франции. Этапы развития. Основные памятники.

21. Готическая архитектура Германии. Национальные особенности, основные памятники.

22. Готическая архитектура Италии, культовая и гражданская. Национальные особенности, основные памятники.

23. Готическая архитектура Англии. Национальные особенности, основные памятники.

24. Скульптура готики: идейная программа, тематика, основные формы и художественные особенности.

25. Готическая скульптура Франции. Основные памятники, особенности пластической формы.

26. Готическая скульптура Германии. Национальные особенности. Основные памятники.

27. Готический витраж: техника, тематика, роль в интерьере готического храма. Витражи готических соборов Франции, основные школы витражного искусства.

28. Готический синтез искусств. Идейно-художественные основы, принципы, образно-выразительные возможности.

 

Искусство эпохи Возрождения

1. Искусство эпохи Возрождения как «величайший прогрессивный переворот в истории человечества». Возрождение Италии: историко-культурные факторы развития, особенности, хронологические рами, периодизация.

2. Искусство Проторенессанса – живопись, скульптура, архитектура, Преодоление византийских и готических традиций.

3. ДЖОТТО – реформатор живописи Проторенессанса. Фрески капеллы дель Арена в Падуе, алтарный образ «Богоматерь на троне».

4. Филиппо БРУНЕЛЛЕСКИ – основоположник ренессансной архитектуры. Новые формы гражданских и культовых зданий. Купол собора Санта Мария дель Фьоре.

5. Флорентийская школа живописи первой половины ХУ века. Основные направления развития.

6. Скульптура Флоренции первой половины ХУ века. Новые формы и образы. Основные памятники.

7. Архитектура Раннего Возрождения. Возрождение античной ордерной системы. Основные памятники.

8. Флорентийская школа живописи второй половины ХУ века. Сандро БОТТИЧЧЕЛЛИ: художественно-образные особенности. Эмоционально-субъективные кризисные тенденции в живописи.

9. Живописный портрет Раннего Возрождения. Особенности раннеренессансного реализма.

10. Венецианская школа живописи второй половины ХУ века. Особенности тематики и художественных приемов. Основные памятники.

11. Пьеро дела ФРАНЧЕСКА. Особенности стиля и художественной формы. Росписи церкви Сан Франческо в Ареццо, портреты.

12. Андреа МАНТЕНЬЯ. Своеобразие художественной формы. Фрески герцогского дворца в Мантуе, портреты и алтарные образы. Живописный цикл «Триумф Цезаря».

13. Высокое Возрождение в Италии - расцвет ренессансного искусства. Историко-культурный фон, стиль, характер образов.

14. Леонардо да Винчи – основоположник искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды, творческий метод. Алтарные образы. «Тайная вечеря».

15. Леонардо да Винчи. Портретная живопись. Концепция личности. Эволюция портретной живописи.

16. Скульптура Флоренции второй половины ХУ века. Новые формы и скульптурные материалы, основные памятники.

17. Микельанджело-скульптор. Концепция искусства скульптуры, творческий метод, характер образов, пластические идеи. Основные памятники.

18. Микельанджело-живописец. Росписи Сикстинской капеллы. Алтарный образ «Мадонна Дони». Синтез живописи и архитектуры в творчестве Микельанджело.

19. Микельанджнло-архитектор. Особенности архитектурного мышления и стиля. Основные памятники.

20. Рафаэль Санти. Эстетические идеи, творческий метод. Алтарные образы. Эволюция образа Мадонны.

21. Рафаэль Санти. Портреты. Концепция портретной живописи, характер образов.

22. Рафаэль Санти. Монументальная живопись. Синтез архитектуры и живописи в творчестве Рафаэля, особенности художественного языка.

23. Архитектура Высокого Возрождения. Развитие ордерной системы. Основные памятники.

24. Венецианская живопись ХУ1 века. Своеобразие венецианской школы живописи. Джорджоне: особенности тематики и художественной формы.

25. Тициан. Своеобразие живописного почерка, творческий метод. Религиозно-мифологическая тематика.

26. Тициан. Портретная живопись. Концепция личности, типы портретов, эволюция живописного портрета.

27. Паоло Веронезе. Особенности тематики и живописного почерка. Монументальная живопись.

28. Паоло Веронезе. Тематические картины, портреты, алтарные образы.

29. Маньеризм как направление живописи Флоренции ХУI века. Содержание, формально-стилевые приемы, этапы развития, основные памятники.

30. Скульптура итальянского маньеризма. Особенности содержания и пластического языка. Основные памятники.

31. Якопо Тинторетто. Творческий метод, особенности художественной формы. Мифологическая и евангельская тематика.

32. Якопо Тинторетто. Портретная живопись. Концепция личности, основные памятники.

33. Живописный портрет Позднего Возрождения, Проблемы взаимоотношения человека с миром. Своеобразие позднеренессансного реализма.

34. Андреа Палладио. Традиции и новаторство в архитектуре, особенности архитектурного мышления, стиль, типы зданий. Основные памятники.

35. Северное Возрождение. Своеобразие историко-культурных условий развития. Сравнительный анализ содержания и формы искусства итальянского и Северного Возрождения.

36. Возрождение в Нидерландах. ХУ век – «золотой век» нидерландской живописи. Ян ван Эйк – основоположник нидерландской живописи эпохи Возрождения. Алтарные и портретные образы.

37. Живопись Нидерландов второй половины ХУ века. Рогир ван дер Вейден - алтарные образы и портреты бургундской знати. Особенности рисунка и живописи.

38. Нидерландская живопись второй половины ХУ века. Гуго ван дер Гус - алтарь Портинари. Ганс Мемлинг – живописный цикл «Жизнь святой Урсулы», алтарные образы и портреты.

39. Иероним Босх. Фантастика и реализм. Источники творчества. Средневековые и ренессансные черты в живописи Босха. Основные памятники.

40. Питер Брейгель Старший. Особенности мировосприятия и художественного языка. Тема нидерландской революции в живописи Брейгеля.

41. Питер Брейгель Старший. Образы природы и народа. Цикл «Времена года». Крестьянская тема.

42. Возрождение в Германии. Историко-культурные факторы развития, особенности ренессансного гуманизма. Художники «Дунайской школы».

43. Альбрехт Дюрер – основоположник немецкого Возрождения. Живопись, графика.

44. Ганс Гольбейн Младший – выдающийся мастер ренессансного реалистического портрета. Живопись, рисунок.

45. Лукас Кранах Старший. Алтарные образы и портреты. Мифологическая тематика. Художественно-образные особенности живописи.

46. Возрождение во Франции. Историко-культурные факторы формирования и развития. Живопись ХУ века. Фан Фуке, Жан Клуэ.

47. Возрождение во Франции. Портретная живопись ХУ1 века. Франсуа Клуэ.

48. Французский карандашный портрет ХУ1 века. Происхождение, техника. Формально-стилевые особенности. Концепция личности. Основные памятники.

49. Архитектура Французского Возрождения. Синтез готических и ренессансных элементов. Королевские замки Луары.

50. Скульптура Франции ХУ1 века. Жан Гужон, Жермен Пилон. Особенности пластической формы, основные памятники. Французские ренессансные надгробия.

Терминологический словарь

Искусство Средних веков

АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны христианского храма для алтаря, перекрытый полукуполом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма.

АЛТАРЬ - жертвенник, место жертвоприношения. В христианском храме – жертвенный тол, престол, расположенный в алтарном выступе-апсиде.

АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ – арка, описанная по полуокружности.

АРКА ПОДПРУЖНАЯ – арка, укрепляющая и поддерживающая своды.

АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ - арка, состоящая из двух дуг, пересекающихся под углом, имеющая стрелу подъема.

АРКБУТАН – открытая полуарка, переносящая давление свода (распор) на контрфорс, элемент готической конструкции.

АРХИВОЛЬТ – наружная, архитектурно оформленная поверхность арки, как правило, в виде профилированной дуги.

БАЗИЛИКА – здание прямоугольной в плане формы, разделенное продольными рядами колонн или столбов на несколько галерей – нефов. Средний неф обычно шире и выше боковых.

ВЕНОК КАПЕЛЛ – расположение рядом лежащих капелл по периметру хора с обходом в алтарной части романского и готического храмов.

ВИМПЕРГ – высокий остроконечный резной фронтон над окном или дверным проемом.

ВИТРАЖ – произведение декоративного искусства сюжетного или орнаментального характера, выполненное из разноцветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение в оконном проеме. Характерная особенность готической архитектуры. Готический витраж состоял из сравнительно мелких и разнообразных по форме цветных стекол, скрепленных свинцовым обрамлением.

ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ – горизонтальные ярусы библейских царей и пророков на фасадах романских и готических храмов, отождествляемых с королями Франции.

ГОТИКА - последняя фаза развития средневекового искусства в Европе. Происходит от слова «готы», названия кочевых племен, вторгшихся в Италию во время «великого переселения народов». Для римлян «готы» - синоним «варвары».

ГУРТ, НЕРВЮРА - выступающее, профилированное ребро готического свода, основа его конструкцию. Каркас нервюр воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры.

ДЕАМБУЛАТОРИЙ – сквозной проход, галерея вокруг хора в романском и готическом храме, соединяющий боковые нефы.

ИМПОСТ – основание арки, пята арки, плита, составляющая верхнюю часть капители, на которую опирается арка.

ИНИЦИАЛ – исполненная художником орнаментально-декоративная композиция начальной буквы в средневековой рукописной книге.

КАПЕЛЛА – католическая часовня, домовая частная церковь, придел в христианском храме.

КАРТУШ – лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка с завернувшимися краями, служит фоном, плоскостью для надписей, вензелей, эмблем, гербов, сюжетных и орнаментальных изображений.

КЛУАТР – внутренний монастырский двор, как правило, с южной стороны храма, окруженный галереями.

КОНСОЛЬ – выступ в стене, поддерживающий карниз, балкон, статую, арку и пр.

КОНТРФОРС – вертикальный, суживающийся кверху выступ стены, усиливающий ее устойчивость, воспринимающий распор свода, передаваемый аркбутаном.

КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, четвертой части сферы.

КОРАБЛЬ, НЕФ – галерея, одна из частей интерьера базилики, отделенная от других опорами, колоннами, столбами. В храме может быть от одного до семи нефов.

КРЕСТОЦВЕТ – в готической архитектуре завершение фронтонов и башен в виде цветка с одной или двумя парами горизонтальных ответвлений от «стебля».

КУПОЛ – сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.

ЛЮНЕТА – поле над дверью, окном, частью стены, заключенное между аркой и ее опорами, часто украшенное живописными или скульптурными изображениями.

МАНДОРЛА – принятое в христианской иконописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа или Богоматери.

МИНИАТЮРА – иллюстрация в средневековой рукописи. Слово происходит от названия красной краски, «миния», которая широко использовалась для выделения заглавных букв в оформлении рукописных книг.

МОЗАИКА – вид средневековой монументальной живописи: композиция, составленная из кусочков камня или кубиков смальты, набранных на известковом или цементном основании.

МЕРОВИНГИ – одна из первых династий франкских королей (481-751 г.г.).

НАРТЕКС – входное помещение храма в виде закрытой галереи или открытого портика.

НИМБ – символ святости, изображение сияния вокруг головы Христа, Богоматери и святых в виде круга.

ОРАТОРИЙ – молельня, маленькая часовня в христианской архитектуре.

ПАРУСА – вогнутые треугольники, соединяющие круглое основание купола с четырехугольной формой опор. Изобретение византийских зодчих. Купол на парусах – характерная особенность конструкции христианских храмов. 

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – вид художественной обработки металла, состоящий в заполнении разноцветными эмалевыми сплавами мелких углублений, образованных тонкими перегородками из металлической проволоки, прикрепленных к его поверхности.

ПИНАКЛЬ. ПИНАКЛИ – декоративные башенки, завершенные остроконечными пирамидками и увенчивающие контрфорсы и другие части перекрытий готических сооружений.

ПИКСИДА – небольшой сосуд для благовоний или ювелирных украшений, как правило, из драгоценных металлов и богато орнаментированный.

ПОРТАЛ – архитектурно обработанный, парадно оформленный вход в общественное здание, храм, дворец.

ПОТИР – церковная чаша для причастия в виде удлиненного, расширяющегося кверху

сосуда на массивном основании. Изготовляется из дорогих материалов: золота, серебра, бронзы, стекла, и богато изукрашивается.

РЕЛИКВАРИЙ – в католическом храме богато украшенное вместилище для хранения реликвий: мощей святых, частей их одежды или быта и пр. Реликварии имеют самые разнообразные формы: сосуды, башенки, ларцы, бюсты святых, статуэтки, кресты, складни, уменьшенные копии храмов и т.п.

РЕТАБЛО, РЕТАБЛЬ – запрестольный алтарь, высокое многоярусное сооружение, включающее живописные и скульптурные изображения.

РИЗНИЦА. САКРИСТИЯ – в католической церкви помещение для хранения церковных облачений и утвари.

РОЗА – круглое большое окно на фасадах романских и готических храмов с переплетами сложного рисунка наподобие каменного кружевного узора. Часто выполняется в технике витража.

СКРИПТОРИЙ – специальное помещение в христианских монастырях, предназначенное для изготовления и переписки рукописных религиозных книг.

СМАЛЬТА – стекловидная масса, окрашенная окислами металлов в разные цвета. Широко использовалась в Византии как мозаичный материал.

СРЕДОКРЕСТИЕ – место пересечения продольных и поперечного нефов в базилике.

ТИМПАН – внутреннее поле фронтона, пространство над дверью или окном, имеющее треугольное, полуциркульное или стрельчатое очертание.

ТРАВЕЯ – пространственная ячейка нефа под одним сводом, ограниченная четырьмя опорами.

ТРАНСЕПТ – поперечный неф в романском и готическом храмах. Располагается, как правило, в восточной части храма и отделяет алтарь от основного его пространства

ТРАПЕЗНАЯ – общая монастырская столовая с подсобными помещениями.

ТРИФОРИЙ – продольная боковая декоративная галерея в толще стены центрального нефа, открытая в боковые нефы тройными или двойными проемами и отделяющая нижние арки от верхнего яруса окон.

ФИАЛ – декоративное увенчание пинаклей и контрфорсов в виде фигурного шпиля или стержня с крестоцветом.

ФИБУЛА – декоративная застежка для плаща или любой верхней одежды в виде броши круглой или овальной формы.

ФРОНТОН – треугольное поле, треугольник, образуемый двускатной крышей здания и карнизом на восточном и западном фасадах.

ХОР – восточная часть христианского храма, где во время богослужения находятся духовенство или певчие. Обычно располагается в западной части храма, над входом.

ЩИПЕЦ – верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченного двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная от стен горизонтальным карнизом.

ЭМПОРЫ – галерея над входом или боковыми нефами, открытая в центральный неф.

 

Искусство Эпохи Возрождения

БАЗИЛИКА – прямоугольное в плане здание, расчлененное в интерьере рядами колонн на ряд прямоугольных галерей – нефов. Средняя часть обычно шире и выше боковых и освещается окнами над боковыми нефами.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей.

ГАЛЕРЕЯ – полуоткрытое, светлое, протяженное по горизонтали помещение, ограниченное с одной или двух сторон колоннами или пилонами.

ДУЧЕНТО – этап в развитии итальянского искусства – ХШ век.

КАМПАНИЛА – колокольня итальянской архитектуре.

КАПЕЛЛА – католическая часовня.

КВАДР – тесаный на четыре грани камень.

КВАТРОЧЕНТО – эпоха в развитии итальянского искусства – ХУ век.

КОНСОЛЬ. КРОНШТЕЙН – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка для поддержания балкона, карниза, арки, статуи и пр.

ЛАНТЕРНА – световой фонарь в куполе, служит окном и завершением купола.

ЛОДЖИЯ – помещение, открытое с одной или нескольких сторон. Балкон, углубленный в стену здания.

ЛЮКАРНА – чердачное окно, круглый или многогранный оконный проем в крыше или куполе; имеет также декоративное значение.

ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН – фронтон сегментообразной формы, напоминающий своим очертанием натянутый лук.

МАНЬЕРИЗМ – художественное направление в истории итальянского искусство ХУ1 века, основанное на формальном истолковании и использование приемов («манер») знаменитых художников прошлого и современности.

МЕДАЛЬОН – круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания. В архитектурной декорации выполняется средствами рельефа, росписи, мозаики.

НАЛИЧНИК – обрамление дверного или оконного проема.

ПАЛАЦЦО – дворец, городской особняк в Италии, жилой дом знати или здание общественного назначения.

ПЛАФОН – потолок или свод, украшенный живописью или лепниной.

ПРОЛЕТ – расстояние между опорами.

ПРОТОРЕНЕССАНС – предвозрождение. Наименование этапа в истории итальянского искусства, предшествующего Ренессансу – ХШ-Х1У века.

ПЬЕДЕСТАЛ – подножие, основание памятника, статуи, колонны, состоящее их трех частей: цоколя, стула, карниза.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

РОТОНДА – круглое в плане здание, перерытое куполом.

РУСТ – отдельный каменный прямоугольник, обработанный рустикой.

РУСТИКА – способ обработки камня, когда одна сторона его остается грубо околотой с узким гладким кантом по краям. Способ декоративного оформления стены, когда тонкие гладкие рамки подчеркивают выступающие вперед прямоугольники (каменные, штукатурные, деревянные).

РАКУРС – в искусстве перспективное сокращение удаленных от зрителя архитектурных форм, фигур или предметов, изображенных на картине, рисунке, барельефе.

РЕНЕССАНС – франц. «возрождение». Наименование эпохи расцвета европейской культуры и искусства в ХУ-ХУ1 веках. Стиль западноевропейского зодчества ХУ-ХУ1 веков, основанный на возрождении античных архитектурных форм.

СФУМАТО – светотень, прозрачная дымка теней. Мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного решения.

САНДРИК – небольшой карниз над окнами или дверями. Бывает треугольный, лучковый, ступенчатый, разорванный.

СВОД – перекрытие здания, имеющее криволинейную форму, Известны своди цилиндрические, коробовые, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, нервюрные, звездчатые. Всего около двадцати типов.

ТЕРРАКОТА – неглазурованные изделия из обожженной глины пористого строения.

ТРЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – Х1У век.

ТОНДО – живописное станковое произведение круглой формы. Скульптурный рельеф в виде круга. Композиция в виде круга.

ФАСАД – каждая из внешних сторон здания.

ЦОКОЛЬ – нижняя часть стены здания, выступающая наружу и служащая основанием. Часто облицовывается камнем.

ЦИРКУМФЕРЕНЦИЯ – округлая в плане обстройка парадного двора, образуемая крыльями здания, флигелями, галереями.

ЧИНКВЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – ХУ1 век.

 

Вопросы к разделу

«История зарубежного искусства XVII – Х1Х веков»

Искусство Нового времени (XVII – XIX века)

1. ХУП-Х1Х века как новый этап в развитии европейского искусства. Общая характеристика периода, основных стилевых направлений и художественных школ.

2. Барокко – ведущий стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Европы 17 века, основное образное содержание и формальные особенности барочного искусства.

3. Архитектура итальянского барокко. Рим, Венеция. Основные памятники, особенности архитектурно-художественных решений.

4. Лоренцо Бернини – ведущий архитектор Рима 17 века. Градостроительные проблемы Рима и их решение в творчестве Л.Бернини. Основные памятники.

5. Л. Бернини – создатель стиля барокко в скульптуре. Монументальная, монументально-декоративная и станковая скульптура Бернини. Основные памятники.

6. Микельанджело да Караваджо. Особенности тематики, образных характеристик, художественных средств. Основные памятники.

7. Романтические тенденции в живописи Италии 17 века. Сальватор Роза, Алессандро Маньяско. Основные памятники.

8. Болонская Академия Братьев Каррачи – «Академия вступивших на правильный путь». Содержание, система и методы обучения.

9. Жанровые тенденции в живописи Италии 17 века. Доменико Фетти, Бернардо Строцци. Особенности трактовки религиозных сюжетов.

10. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи. Монументальный цикл «Жизнь Марии Медичи», картины на религиозные и мифологические темы, портреты.

11. Антонис ван Дейк – выдающийся мастер европейского парадного портрета. Круг моделей, характер образов, формально-стилевые особенности, этапы творчества.

12. Живопись Фландрии 17 века. Школа Рубенса: Якоб Иорданс, Франс Снейдерс. Бытовая живопись: Адриан Браувер , Давид Тенирс Младший.

13. Живопись Голландии 17 века. Общая характеристика. Бытовой жанр в голландской живописи, «Малые голландцы».

14. Реалистический пейзаж Голландии 17 века. Основные виды и направления. Якоб ван Рейсдаль, своеобразие творческой индивидуальности и образно-стилевых приемов пейзажной живописи.

 15. Голландский натюрморт 17 века. Этапы развития, основные тематические группы, художественные особенности.

16. Ян Вермеер Дельфтский – глава голландской бытовой живописи. Основные памятники.

17. Франс Хальс. Типы портретов, особенности трактовки образа человека и живописной техники.

18. Живопись Рембрандта. Религиозная, мифологическая тематика. Эволюция портретной живописи.

19. Графика Рембрандта: рисунки и офорты. Образно-стилевые особенности офортов.

20. Живопись Испании 17 века. Общая характеристика. Эль Греко, особенности тематики и художественной формы.

21. Живопись Испании 17 века: Х. Рибера, Ф.Сурбаран, Б.-Э.Мурильо. Демократизм образов и народность творчества испанских живописцев.

22. Диего Веласкес. Портретная живопись: этапы творчества, трактовка образа человека, эволюция живописного видения.

23. Диего Веласкес. Бытовая, мифологическая, историческая живопись. Внестилевой характер творчества.

24. Живопись Франции 17 века. Характеристика основных направлений. «Живописцы реальности».

25. Никола Пуссен – основоположник европейской живописи классицизма. Основные памятники.

26. Клод Лоррен. Поэтические образы Италии. Особенности стилевых приемов классицизма в пейзажной живописи Лоррена.

27. Архитектура Франции 17 века. Луи Лево и Франсуа Мансар. Французский регулярный парк. Ансамбль Версаля. Андре Ленотр – выдающийся мастер «зеленой архитектуры».

28. Скульптура Франции 17 века: монументальная, монументально-декоративная и станковая. Ф.Жирардон, А.Куазевокс, П.Пюже.

29.Живопись Франции 18 века. Основные стилевые направления: рококо, сентиментализм, реализм, классицизм. Общая характеристика.

30. Антуан Ватто. Эволюция творчества. «Галантные празднества», образы актеров Французского и Итальянского театров. Рисунки Ватто.

31. Стиль рококо в живописи Франции 18 века. Ф.Буше, О.Фрагонар, Ж.- Б.Перроно. Художники круга Ватто: Н.Ланкре, Ф.Гайяр.

32. Гуманистические тенденции в живописи Франции 18 века. Ж.- Б.Шарден, Ж.- Б.Грез, М.- К.Латур.

33. Классицизм в живописи Франции конца 18 века. Жак Луи Давид. «Революционный классицизм» Давида. Портретная живопись.

34. Скульптура Франции 18 века, тенденции классицизма, рококо и реализма. Гийом Кусту, Эдм Бушардон, Ж.- Б.Пигаль, Ж.- Б.Лемуан, Э.- М.Фальконе, Ж.- А.Гудон.

35. Классицизм в архитектуре Франции 18 века. Ж.- А.Габриэль – площадь Согласия в Париже. Ж.-Ж.Суффло, Н.Леду.

36. Итальянская живопись 18 века. Архитектурный пейзаж-ведута: Антонио Каналетто, Бернардо Белотто, Франческа Гварди.

37. Монументальная живопись Италии 18 века: Дж.- Б.Тьеполо. Бытовая живопись: П.Лонги, Дж.Гисланди, А.Пьяцетта.

38. Пастельная живопись Италии 18 века: Р.Карьерра. Архитектурная графика: Дж.-Б.Пиранези.

39. Скульптура классицизма в Италии рубежа 18-19 веков. Антонио Канова.

40. Живопись Англии 18 века. Уильям Хогарт – основоположник реализма в английской живописи. Бытовая и портретная живопись Хогарта. Графические серии.

41. Портретная живопись Англии 18 века. Г.Неллер, Дж.Рейнольдс, Т.Гейнсборо.

42. Портретная живопись Англии конца 18 – начала 19 века: Г.Реберн, Дж.Ромни, Т.Лоуренс.

43. Классицизм в архитектуре Англии 18 века. Кристофер Рен, Дж.Ванбру, Дж.Гиббс.

44. Классицизм в живописи Франции начала 19 века: Ж.- Л.Давид, Ж.О.Доминик Энгр.

45. Романтизм в живописи Франции первой половины 19 века: Эжен Делакруа, Теодор Жерико.

46. Оноре Домье – художник-демократ. Образы народа и революции в живописи и графике Домье. Бытовая и политическая карикатура.

47. Развитие реализма во французской живописи середины 19 века. Ф.Милле, Г.Курбе.

48. Становление национального реалистического пейзажа в живописи Франции 19 века. «Барбизонская школа».

49. Развитие реализма во французской живописи второй половины 19 века. Эдуард Мане. Эдгар Дега.

50. Импрессионизм как прогрессивное направление в живописи Франции второй половины 19 века. Эстетика и жанровая система импрессионизма. Ведущие художники-импрессионисты: К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей, О.Ренуар. 

51. О.Роден – выдающийся представитель станковой реалистической скульптуры Франции 19 века. Особенности тематики и художественной формы, основные памятники. «Граждане Кале» как произведение монументальной скульптуры Родена.

52. Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Пуантелизм: Ж.Сера и Поль Синьяк.

53. Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Поль Сезанн и Ван Гог.

54, Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Поль Гоген и Анри Тулуз де Лотрек.

55. Пейзажная живопись Англии первой половины 19 века. Реалистическое направление: Джон Констебль. Романтический пейзаж – Уильям Тернер.

56. Живопись Англии середины 19 века. «Братство прерафаэлитов»: эстетическая программа, особенности содержания и художественной формы. Творческое ядро объединения: Данте Габриэль Росетти, Уильям Хант, Форд Мэддокс Браун.

 

Терминологический словарь

Искусство Западной Европы XVII-XIX веков

АКАДЕМИЗМ – оценочный термин, относится к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного. Исторический академизм связан с деятельностью академий, воспитывавших художников в духе следования образцам античного искусства и Итальянского Возрождения.

АНСАМБЛЬ – от франц. «вместе». В архитектуре и изобразительном искусстве – единство, стройная целостность художественного произведения Термин применяется и к группе взаимодействующих по замыслу художника произведений различных видов искусств.

АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 века, завершивший развитие классицизма; стиль империи Наполеона, подражающий архитектурным формам императорского Рима.

БАРБИЗОНЦЫ – художники так называемой «барбизонской школы», представители реалистического течения во французской пейзажной живописи 30-60-ых годов 19 века, работающие в деревне Барбизон и ее окрестностях.

БАРОККО – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стран Западной Европы 17-18 веков.

БЕЛЬВЕДЕР – площадка или помещение наверху здания, служащая для обозрения окружающей местности.

БИСКВИТ – в художественной керамике белый неглазурованный матовый фарфор. Используется как материал для скульптуры малых форм.

БОСКЕТ – декоративно подстриженный кустарник или деревья, композиции из декоративно подстриженных деревьев как составные звенья системы регулярного парка.

ГРИЗАЙЛЬ – монохромная живопись, применяемая для декоративного оформления стен и потолочных падуг, имитирующая скульптурные рельефы.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – букв.«приукрашивание», отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения, Идеализация проявляется также в воплощении отвлеченного нежизненного идеала, в сглаживании конфликтов, противоречий и т.п.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ – от лат «обман, насмешка». Изобразительная трактовка, рассчитанная на внешнюю живость и правдоподобие, граничащая с иллюзией, обманом зрения. В отрицательном значении термин употребляется для характеристики натуралистического подхода к изображению, рассчитанного на передачу видимости вместо сути и смысла явления.

ИМПРЕССИОНИЗМ – от франц. «впечатление». Направление во французской живописи 70-80-ых годов 19 века. Цель живописи импрессионистов – передача мгновенного зрительного впечатления от натуры, в первую очередь, световоздушной среды. Главный вид живописи импрессионистов – пленерный этюд.

ИНКРУСТАЦИЯ – вид мозаики. Украшение предмета, выполненного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом из другого материала. Изображение собирается из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики, воска…)

КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, обычно оформленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурный, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

КЛАССИЦИЗМ – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы 17-19 веков, возникший в эпоху окончательного сложения в Европе централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом искусство античности и эпохи Итальянского Возрождения, классицизм стремится к выражению идеи гармоничного устройства общества, основанного на вечных и незыблемых законах разума, где индивидуальность целиком подчинена интересам государства, а главной добродетелью гражданина является всепоглощающее чувство долга.

КУРДОНЕР – парадный полураскрытый двор перед зданием, ограниченный главным и двумя боковыми его корпусами.

МАНСАРДА – чердачные помещения, используемые для жилья или иных целей. Происхождение термина связано с именем французского архитектора 17 века Франсуа Мансара, любившего проектировать здания, завершенные полуэтажами.

«МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» - многочисленный круг голландских живописцев 17 века, называемых так в связи с камерным характером их творчества и небольшим размером картин преимущественно бытового жанра, а также в отличие от современных им выдающихся голландских художников Франса Хальса и Рембрандта.

МАРИНА – произведение пейзажной живописи, посвященное изображению моря. Основная, решающая задача любой марины – воплощение морской стихии в том или ином ее проявлении. В качестве самостоятельного жанра появилась в Голландии в 17 веке.

МЕДАЛЬОН – в монументально-декоративном и прикладном искусстве круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания или бытового предмета. В области архитектурной декорации выполняется, как правило, средствами рельефа, мозаики, росписи.

НАЗАРЕЙЦЫ – название группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 году в Вене «Братство святого Луки». Назарейцы работали в Риме, живя по образу средневекового религиозного братства, стремились возродить духовность искусства Средних веков и Раннего Возрождения. Ведущие художники братства: Ф.Овербек, П.Корнелиус, Г.Пфорр, В.фон Шадов.

НИМФЕЙ – в античной архитектуре святилище, посвященное нимфам. В архитектуре Западной Европы 17-18 веков – открытый водоем или здание с бассейном.

НИША – углубление в стене для установки статуй, декоративных ваз, фонтанов. Декоративный прием для пластической разработки и художественного оформления стены, плоскости фасада здания.

ПАВИЛЬОН - небольшое сооружение иногда временного характера, иногда как элемент садово-паркового ансамбля.

ПАЛЛАДИАНСТВО - направление в западноевропейском зодчестве 17-19 веков, развивавшее в рамках классицизма принципы архитектуры знаменитого итальянского зодчего ХУI века Андреа Палладио.

ПАРТЕР – в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка. В регулярном парке – участки правильной формы с узорами из растений или цветных песков; водоемы правильной геометрической формы – водные партеры; лужайки, газоны, цветники правильной формы – зеленые партеры.

ПЕРГОЛА – увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на арках или столбах, служащие для защиты от зноя. Пергола активно использовалась в регулярных парках 17-18 веков как составная часть их ансамбля.

ПЛАСТИЧНОСТЬ - «скульптурность», выпуклость, отчетливость объемной формы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Художественная выразительность объемной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью формы.

ПЛЕНЕР – букв. франц. «открытый воздух». Термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – термин, охватывающий все направления западноевропейского искусства, сформировавшиеся в последнее десятилетие 19 века и существовавшие почти до первой мировой войны.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – художники романтически-стилизаторского течения в английской живописи середины 19 века. Общество «Братство прерафаэлитов» ставило своей целью возрождение принципов искусства Кватроченто (Раннего Возрождения в Италии).

ПУТТИ – букв.«младенец». Изображение маленьких мальчиков, иногда крылатых, совмещающих в своих образах черты античных Эротов и христианских ангелов. Излюбленный декоративный мотив в изобразительном искусстве и архитектуре 17-19 веков.

РАСКРЕПОВКА – расчленение выступами карнизов зданий. Применяется для членения и пластического обогащения фасадов зданий.

РОЗЕТКА – от франц. «розочка». Орнаментально-декоративный мотив в виде стилизованного цветка.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию его фасада.

РОМАНТИЗМ - художественное направление в европейском искусстве, сложившееся в 20-30-ые годы 19 века, пришедшее на смену классицизму.

САЛОН – названия официальных выставокво Франции, которые устраивались в Париже с 17 века, сначала в Лувре, затем в Салоне, откуда и происходит их название. Салон – наименование выставок Французской Академии художеств 17-19 веков.

САЛОННОЕ ИСКУССТВО, САЛОННОСТЬ – нарицательное обозначение внешней красивости, банальности, бессодержательности произведений изобразительного искусства, имитирующих подлинные художественные ценности и рассчитанных на невзыскательные вкусы массового зрителя. Термин получил распространение со второй половины 19 века.

СЕЙЧЕНТО – наименование 17 века, принятое в искусстве Италии. Условное обозначение культуры Италии 17 века.

СОФИТ – обращенная книзу поверхность потолка, арки, выносного карниза и других архитектурных форм, как правило, декоративно обработанных.

СТАФФАЖ – букв. с нем. «украшать картины фигурами» - второстепенные мелкомасштабные фигурки людей и животных, изображенные в пейзаже для оживления вида.

СТИЛИЗАЦИЯ – подражание какому-либо художественному стилю. Обобщенное, упрощенно-схематическое изображение в орнаментах предметных форм, сведение их к определенному стилевому единству.

ШПАЛЕРЫ – ткани, ковры, тисненая кожа, укрепленные на стене по типу обоев. После появления в 18 веке бумажных обоев название «шпалеры» в течение долгого времени сохранялось и за ними.

ЭДИКУЛА – ниша, обрамленная парой колонн, полуколонн или пилястр, увенчанных фронтоном.

 

Вопросы экзамена к разделу

«История западноевропейского искусства XХ века»

1. Особенности художественных процессов в западноевропейском искусстве ХХ века. Франция. Париж как художественный центр Европы первой половины ХХ века.

2. Парижская школа – творчество художников-иностранцев как интернациональное направление в искусстве Франции начала ХХ века.

3. Модернистские направления в живописи Франции начала ХХ века: фовизм, кубизм, примитивизм, дадаизм, сюрреализм.

4. Пабло Пикассо. Этапы творчества. Основные стилевые направления. Реализм и модернизм Пикассо. Основные памятники.

5. Прогрессивное искусство Франции первой половины ХХ века. Андре Фужерон. Жан Эффель.

6. Скульптура Франции начала ХХ века. Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Шарль Деспио.

7. Искусство Германии начала ХХ века. Экспрессионизм: идейно-образное содержание. Группы «Мост» и «Синий всадник».

8. Искусство Италии начала ХХ века. Футуризм: идейно-образное содержание. Основные памятники.

9. Реалистическая живопись США начала ХХ века. Р.Генри и его школа.

10. Модернистские направления в искусстве США второй половины ХХ века: абстракционизм, поп-ар, оп-арт.

11. Искусство скандинавских стран. Норвегия: Э.Мунк, Г.Вигелянд. Швеция: А.Цорн, К.Миллес.

12. Экспрессионизм в живописи и графике Германии после первой мировой войны. О.Дикс, Г.Гросс. Кете Кольвиц.

13. Неореализм в искусстве Италии. Р.Гуттузо. Д.Манцу.

14. Сальвадор Дали – глава сюрреализма в европейской живописи. Концепция сюрреализма, теоретические взгляды Дали, метод творчества. Оценка искусства Дали в современной зарубежной и отечественной критике.

15. Реалистическая живопись Америки. Рокуэл Кент, Э.Хоппер, Э.Уайес.

16. Псевдореалистические направления в европейской живописи. «Метафизическая живопись» (Италия), «Новая вещественность» (Германия), «Риджионализм (США).

17. Реалистическая графика Европы ХХ века. Х.Бидструп (Дания), Ф.Мазерель (Бельгия). Ф.Бренгвин (Англия).

18. Монументальная живопись Мексики. Х.Ороско, Д.Ривера, Д.Сикейрос.

19. Архитектура Европы ХХ века. Основные стили, направления развития, новые конструктивные системы и строительные материалы.

20. Урбанизация (Мис ванн дер Роэ. Ле Корбюзье) и дезурбанизация (Ф.Райт. О.Нимейер) как основные принципы решения градостроительных проблем в архитектуре Европы ХХ века.

 

Терминологический словарь

Западноевропейское искусство ХХ века

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО – беспредметное нефигуративное искусство. Сохраняет традиционные видовые и технические признаки изобразительного искусства (картина, панно, роспись, скульптурная композиция, графический лист), но отказывается от изображения мира, от самого принципа изобразительности. Пользуется средствами выражения изобразительного искусства (колорит, линия, пятно, фактура, пластический объем), но лишает их изобразительной функции.

АБСТРАКЦИОНИЗМ – широкое направление в искусстве ХХ века, в котором произведение основано на формальных элементах, призванные выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактуются как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, как отношения между элементами универсума.

АБСТРАКЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, основанное на сочетании правильных, четко очерченных конфигураций простейших геометрических фигур (П.Мондриан, Р.Делоне).

АБСТРАКЦИЯ ЛИРИЧЕСКАЯ – одно из направлений абстракционизма, в котором композиция организуется из свободно текущих форм, эмоционально воздействующих на зрителя. Яркий образец лирической абстракции – творчество В.Кандинского.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ – течение в абстрактной живописи, доминирующее в искусстве США и стран Европы во второй половине ХХ века. особенность А.Э. – предельная спонтанность, импровизационость творческого акта. Художник в стремительном ритме покрывает полотно потоками, пятнами, брызгами краски, передающими его психическое и эмоциональное состояние во время работы. Другие названия А.Э – «живопись действия», ташизм, дриппинг, «абстрактная каллиграфия», иероглифический абстракционизм, лирическая абстракция.

АВАНГАРДИЗМ – авангард – понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные направления, поиски в искусстве ХХ века, отмеченного резким ускорением художественных процессов. Общие черты всех направлений авангардного искусства:

- принципиальный антитрадиционализм,

 - отказ от классических норм изобразительности и красоты,

- ориентация на небывалую формальную новизну или на примитив и низовые формы самодеятельного искусства,

- стремление к художественным открытиям и постоянному самообновлению,

 - обращенность в будущее,

- «проектность» всех видов творчества,

- склонность к пророчеству и жизнестроительству, осуществляемому средствами искусства,

- размывание границ между искусством и реальностью,

- создание «открытого» искусства, непосредственно включаемого в окружающую среду (коллаж, реди-мейд, инсталляция, хепенинг, энвайронмент и др.)

АНДЕРГРАУНД – «подпольная» культура как основная часть контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям буржуазной культуры (США). В России – андерграунд – обозначение сообществ, представлявших неофициальное, непризнанное властью искусство.

АССАМБЛЯЖ – собирательное понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций, создававшихся художниками-авангардистами. По существу представляет собой расширенный тип коллажа – комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов. Неординарные сочетания тривиальных вещей. Эстетическое содержание инсталляции – игра значений, смысловые трансформации.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – направление в искусстве модернизма ХХ века, связное с широким применением движущихся конструкций и других динамических элементов.

КОЛЛАЖ – франц. – наклеивание, наклейка. Распространенная в изобразительном искусстве ХХ века техника создания картины или графического листа, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов. Эстетика коллажа – эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – от лат. «мысль», «представление». Концептуализм – одно из направлений в искусстве авангарда второй половины ХХ века. Для концептуализма характерен отказ от воплощения идеи в материале, сведение искусства исключительно к феноменам сознания (принцип «искусства в голове»). К. отвергает традиционные формы изобразительности и выразительности как отвлекающие от понимания предложенной художником идеи. Материальные средства лишь выполняют роль возбудителя идей, представлений – наброски, проекты, фразы, тексты, фотоснимки. Творческие проявления концептуализма разнообразны – создание объектов, проведение художественных актов и т.п.

МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – направление авангардизма второй половины ХХ века. Форма сводится к минимуму, т.е. к простейшим геометрическим объемам и очертаниям. Произведения минималистов – огромные пластмассовые или металлические коробки, конусы, решетчатые конструкции, ровно окрашенные прямоугольные планшеты и листы жести, чаще всего выполненные на заводе по эскизам художника. Крайняя механистичность и имперсональность. Другие названия этого искусства – «серийное искусство», «искусство первичных структур», «мини-арт».

МОДЕРНИЗМ – «современный», «новейший». Совокупность нереалистических авангардных направлений в искусстве ХХ века. Искусство модернизма носит программный антиавторитарный, антитрадиционный характер. Особенность модернизма – увлечение формально-пластическими, колористическими, композиционными проблемами художественного творчества. Цель модернизма - создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну художественных средств.

НЕОПЛАСТИЦИЦЗМ – доктрина искусства « чистой пластики», выработанная голландским художником П.Мондрианом и осуществляемая им в собственной живописи. Картина строится на сочетании прямоугольных плоскостей, окрашенных в три основных цвета: красный, синий, желтый.

НЕОРЕАЛИЗМ – направление в искусстве Италии после второй мировой войны. Для живописи и графики неореализма характерны формы активного экспрессивного реализма, динамичная композиция, насыщенный цвет, форсированная линия.

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» - направление в искусстве Германии 20-30-ых годов. «Н.В.» противопоставляет тревожной экстатичности экспрессионизма объективное изображение реальности. Но жесткие линии, резкие контуры, холодные темные цвета создают ощущение странной застылости, ирреальности, магической завороженности натуры. Другое название «Новой вещественности» - «магическая живопись».

ОП-АРТ – оптическое искусство. Одно из направлений модернизма, оформилось во второй половине ХХ века (50-60-ые годы). Использует зрительные иллюзии, опираясь на особенности плоских и пространственных фигур. Создает и использует эффекты пространственного перемещения, парения, слияния форм, которые достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических поворотов, пересечением спиралевидных и решетчатых конструкций. Генетически оп-арт связан с геометрической абстракцией.

ПЕРФОРМАНС – выступление, игра, представление. Форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистских течениях 50-60-ых годов ХХ века. Перформанс – короткое представление перед публикой, устроенное одним или несколькими участниками. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Перформанс – театр визуальных искусств, т.к. в него включаются поэзия, танец, музыка, элементы пантомимы .

ПОП-АРТ – популярное искусство. Направление в искусстве 50-60-ых годов ХХ века, для которого характерны использование и переработка образов массовой культуры. В поп-арте выразилась реакция художников на новую урбанистическую среду, наполненную имиджами массовой культуры, Признаки массовой культуры вводятся в картину как прямая цитата (коллаж, фото) или имитируются их подобия. Художники поп-арта инициировали такие формы, как хэппэнинг, предметная инсталляция, ассамбляж, видео-арт.

ПРИМИТИВИЗМ – направление в изобразительном искусстве 20-ых годов. Программное сознательное упрощение художественных средств и образов, ориентация на формы примитива, наивного искусства самоучек. Образцы для художников-примитивистов: первобытное искусство, раннее средневековое искусство, народное и детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и самодеятельных художников. Причина возникновения примитивизма и увлечения им художников-авангардистов – неприятие ими современной убранизированной жизни, изощренного элитарного искусства, унифицированной массовой культуры.

ПУРИЗМ – одно из направлений модернизма в живописи Франции 20-ых годов. Пуристы стремятся к максимальному самоограничению, к созданию искусства предельно строгого, очищенного от деталей. Пуристы последовательно упрощали формы, очерчивали их геометрически четкими линиями. В эстетике пуризма, в частности, сложились принципы функционализма, ярко проявившиеся в архитектуре и дизайне.

РЕДИ-МЕЙД – Reаdy-made – одно из направлений модернизма. Экспонирование предметов промышленного производства. Смысл реди-мейда в том, что за счет смены контекста изменяется и восприятие предмета, в котором зритель видит не утилитарную вещь, а отвлеченную форму.

РИДЖИОНАЛИЗМ – направление в искусстве США 20-40-ых годов ХХ века, содержит идеи национальной исключительности и самобытности развития американского искусства. В живописи риджионализм культивирует изображение «подлинной» Америки, ее сельского ландшафта, быта фермеров, местных легенд и фольклора. Для живописи риджионализма характерно сочетание натурализма с примитивизмом, подражание художникам-самоучкам.

СЮРРЕАЛИЗМ – «сверхреализм» – направление в искусстве модернизма. Сюрреализм утверждал, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, видениях. Это бессознательное начало – основа творческого процесса художника. Один из ведущих принципов создания образа в системе сюрреализма – «сочетание несочетаемого». Яркий образец сюрреализма – творчество С.Дали.

ФОВИЗМ – «дикие» - одно из течений модернизма, сложившееся во Франции начала ХХ века. Характерные черты фовизма – интенсивное звучание открытого цвета, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы, условное пространство, плоскостная трактовка формы. Название направления «фовизм» отражает реакцию современников на поражавшую их «дикую» яркость красок.

ФУТУРИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века. Футуризм воспевал будущее, эпоху индустриализации, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В них преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, эллипса, воронки, конуса. Главный признак футуризма – совмещение в одной композиции разных моментов движения.

ХЭППЭНИНГ – разновидность акционизма (концептуального искусства), популярного в изобразительном искусстве второй половины ХХ века. Хэппэнинг развивается как событие, скорее справоцированное, чем организованное его инициаторами. Действие разыгрывается в городской среде или на природе, в него вовлекается и публика. Хэппэнинг возник как форма тотального театра. Художники рассматривают хэппэнинг как род движущегося произведения, где окружающая среда, предметы играют не менее важную роль, чем участники.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма начала ХХ века. В живописи экспрессионизма натура деформируется, краски ложатся тяжелыми массами, угловатые рубленые формы, резкие тоновые контрасты. Живопись и графика экспрессионизма выражают тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов, характерных для ХХ века.

ЭНВАЙРОНМЕНТ – от англ. «окружение». Одна из форм авангардного искусства второй половины ХХ века. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения. Игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей. Иногда создается имитация интерьера с людьми, куда вносятся элементы бредовой фантастики – энвайронмент натуралистического типа.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!