Особенности служб суточного круга в праздник бденному святому в седмичный день
Всенощное бдение – самая торжественная служба, предусмотренная церковным уставом. Такую службу полагается совершать во все двунадесятые (Устав бденных служб некоторых двунадесятых праздников имеет ряд особенностей, которые не будут рассмотрены в этом пособии) и недвунадесятые праздники. В некоторые из великих праздников Богородицы и святых устав допускает два варианта совершения службы: полиелей либо бдение.
В данном разделе будет рассмотрен устав всенощного бдения святому в седмичный день (кроме субботы) периода Октоиха вне периода пред-/попразднства двунадесятого праздника.
В последование всенощного бдения входят малая вечерня и великая вечерня в соединении с полиелейной утреней, после чего совераются вседневные часы и Божественная Литургия,
Малая вечерня вошла в состав всенощного бдения сравнительно поздно, ок. XII в. по следующей причине. Вечерню в большинство дней года Типикон предписывает начинать "прежде солнечнаго захождения", а всенощное бдение – "по еже заити солнцу мало". Таким образом, чтобы не оставлять без молитвенного освящения времени захода солнца, средневековые уставщики сочли нужным составить особый чин малой вечерни, который предваряет всенощное бдение. В современной практике на большинстве приходов малая вечерня не совершается. Её последование в этом пособии рассмотрено не будет.
Еще одной особенностью всенощного бдения является то, что великая вечерня и полиелейная утреня совершаются без перерыва, в отличие от службы с полиелеем. В приходском варианте совершения службы это отличие отследить трудно, поскольку в большинство дней года между вечерней и утреней перерыва нет независимо от знака праздника и дня недели. В уставе же предполагается другое: в дни без праздничного знака, а также в праздники на 6, со славословием и полиелеем после вечерни полагается перерыв (в монастыре – вечерняя трапеза), затем служится повечерие, в положенное время – полунощница, утреня и т.д. А в дни, когда положено совершать всенощное бдение по уставу за великой вечерней сразу же следует полиелейная утреня.
|
|
Последование всенощного бдения
Ниже будут рассмотрены те особенности последования службы, которые отличают ее от службы с полиелеем.
Начало великой вечерни
Диак.: Возстаните! Господи, благослови[42].
Свящ.: Слава Святей, Единосущней…[43]
Хор: Аминь.
Священнослужители в алтаре: Приидите поклонимся… (трижды), прибавляя 4-е возглашение "Приидите поклонимся и припадем Ему".
Хор: Пс. 103-й.
Диак./хор: Мирная ектенья.
Хор: "Блажен муж…" - 1-й антифон 1-й кафизмы. На практике – избранные стихи.
|
|
Далее последование совпадает с великой вечерней в дни памяти святых с полиелеем.
После просительной ектеньи и главоприклоненной молитвы:
Хор:Аминь. Стихиры на литии по уставу.
Во время пения стихир священнослужители исходят в притвор для совершения литии. А в середине храма поставляется невысокий стол (также называемый "тетрапо́д" или "четвероно́жец") с т.н. литийным сосудом[44].
Последование литии
Диак.: Спаси, Боже, люди Твоя…
Хор: Господи, помилуй (40 раз).
Диак.: Еще молимся о великом господине…
Хор: Господи, помилуй (50 раз).
Диак.: Еще молимся о еже сохранитися граду…
Хор: Посподи, помилуй (3-жды).
Диак.: Еще молимся о еже услышати Богу…
Хор: Господи, помилуй (3-жды).
Свящ.: Услыши ны, Боже…
Хор: Аминь.
Свящ.: Мир всем.
Хор: И духови Твоему.
Диак.: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Свящ.: Владыко многомилостиве, Господи…
Хор: Аминь.
Хор/чтецы: Стихиры на стиховне по уставу.
Далее последование совпадает с великой вечерней в дни памяти святых с полиелеем.
По "Ныне отпущаеши…":
Чтец: Трисвятое – по Отче наш.
Свящ.: Яко Твое есть…
Хор: Аминь. Тропари по уставу.
Во время пения тропарей совершается каждение литийного сосуда. По окончании пения совершается благословение хлебов:
|
|
Диак.: Господу помолимся!
Хор: Господи, помилуй.
Свящ.: Господи Иисусе Христе…
Хор: Аминь. "Буди имя Господе…" (3-жды) и пс. 33-й до 11-го стиха: "…не лишатся всякаго блага".
Свящ.: Благословение Господне на вас…[45]
Хор: Аминь.
Чтец: "Слава в вышних Богу…" и Шестопсалмие.
Кафизмы на утрене. Читаются всегда две. Если бдение совершается в зимний период – 3-я кафизма отменяется.
Далее – последование утрени, как при полиелейном святом.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!