Изменяемые части служб суточного круга в дни памяти полиелейных святых и в праздники Богородицы с полиелеем
В большинстве случаев, когда служба посвящена особо почитаемому святому, или Богородице, ради какой-либо из Её почитаемых икон – устав допускает 2 варианта службы: полиелей, либо - "аще настоятель изволит" – бдение. В Минее в таких службах помещаются тексты, исполняемые на всенощном бдении: песнопения малой вечерни и стихиры на литии. Если совершается служба с полиелеем – эти тексты не задействуются.
Вечерня
Кафизма:
Поется 1-й антифон (1-я слава) 1-й кафизмы. На практике – поется "Блажен муж": песнопение, составленное из избранных стихов 1-х псалмов 1-й кафизмы.
На "Господи воззавх…"
Святому | Богородице |
Стихиры Минеи на 8 (реже – на 6), Слава – стихира Минеи на ряду, И ныне – Богородичен-догматик 1-го пр. по гласу славы | Стихиры Минеи на 8, Слава и ныне – стихира Богородице на ряду в Минее |
Паримии:
Читаются 3 паримии (чтения). Тексты паримий могут быть приведены на ряду полностью. Если в Минее содержатся несколько служб одного типа (например – полиелей преподобному) – полные тексты паримий содержатся только в одной службе этого типа; во всех других – даются ссылки с указанием страниц, на которых размещены тексты. Если ни текстов, ни ссылок в службе нет – паримии можно найти в соответствующей главе Общей Минеи.
Паримии из Ветхозаветных книг читаются при закрытых Царских вратах, из Новозаветных – при открытых.
(В некоторых полиелейных службах святым и Богородице перед стихирами на стиховне приводятся стихиры на литии. Это делается для тех случаев, когда по благословению настоятеля вместо полиелея по уставу может совершаться бдение, в последование которого входит лития. В службе с полиелем литии не положено. Следовательно – стихиры не поются).
|
|
На стиховне:
Святому | Богородице |
Стихиры Минеи на ряду со своими припевами, Слава – стихира Минеи на ряду, И ныне – Богородичен "на стиховне" 1-го пр. по гласу славы | Стихиры Минеи на ряду со своими припевами, Слава и ныне – стихира Богородице на ряду в Минее |
По "Ныне отпущаеши...":
Святому | Богородице |
Тропарь Минеи (единожды), Слава и ныне – Богородичен 3-го пр. по гласу тропаря. Если тропаря 2, то 1-й – единожды, 2-й – единожды, Слава и ныне[35] – Богородичен 3-го прил. по гласу 2-го тропаря. | Тропарь Минеи (единожды). Если тропаря два: 1-й тропарь – единожы, Слава и ныне – 2-й единожды |
Полиелейная утреня.
На "Бог Господь...":
Святому | Богородице |
Тропарь Минеи (дважды), Слава и ныне – Богородичен 3-го пр. по гласу тропаря. Если тропаря 2, то 1-й – дважды, Слава – 2-й единожды, И ныне – Богородичен 3-го пр. по гласу 2-го тропаря. | Тропарь Минеи – дважды, Слава и ныне – тот же тропарь. Если тропаря два: 1-й тропарь – дважды, Слава и ныне – 2-й единожды |
Кафизмы:
|
|
Всегда две. Если по уставу положено 3 кафизмы (зимний период) – 3-я переносится на вечерню грядущего дня (см. Приложение 1.).
Седальны после кафизм:
Святому | Богородице |
Седален Минеи 2-жды, Слава и ныне – Богородичен Минеи. Если седальна по каждой кафизме два, то 1-й седален единожды, Слава – 2-й седален единожды, И ныне – Богородичен Минеи на ряду | Седален Минеи на ряду единожды, Слава и ныне – тот же седален. Если по каждой кафизме дано два седальна, то 1-й седален единожды, Слава и ныне – 2-й седален. |
Величание и избранный псалом:
Текст величания в некоторых службах приводится на ряду в Минеи, в редких случаях там же помещены стихи избранного псалма. Если в Минее величания нет – искать его, как и соответствующий ему избранный псалом, следует в разделе Ирмология под названием "Псалми́ избра́ннии". В этом разделе сначала помещены величания и псалмы великим праздникам и особо почитаемым святым, затем – величания общие святым.
Избра́нным псалом, следующий за величанием называется потому, что представляет собой выбранные из разных псалмов стихи, содержание которых так или иначе относится к теме празднуемого события.
|
|
Если совершается служба Богородице, ради какой-либо из Её икон, и, при этом, величания нет ни Минее, ни в Ирмологии – поется, как правило, следующий текст:
"Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим образ Твой святы́й, и́мже то́чиши исцеления всем с верою притекающим".
Седальны по полиелеи читаются по такому же уставу, как и седальны после кафизм (см. выше).
Последование Евангелия:
Прокимен и номер Евангельского зачала указаны на ряду в Минее. Если в Минее содержатся только начальные слова прокимна – полный текст можно найти в приложении Богослужебного Апостола "Проки́мени, апо́столи, аллилуа́ре и прича́стни о́бщи святы́м…". Прокимен на утрене поется на глас, указанный м Минее на ряду[36].
Молитвословия по 50-м псалме:
Святому | Богородице |
Слава. Молитвами … (лик и имя святого в родительном падеже) Милостиве, очисти множество согрешений наших. И ныне. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти… Помилуй мя, Боже… (1-й стих 50-го пс.)[37] Стихира по 50-м псалме на ряду в Минее. | Слава. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти… И ныне – то же. Помилуй мя, Боже… (1-й стих 50-го пс.) Стихира по 50-м псалме на ряду в Минее. |
Канон:
|
|
Святому | Богородице |
Канон Богородице[38] со ирмосом на 6 и святого – на 8. Если в службе святому 2 канона, то Богородице со ирмосом на 6, 1-й святого – на 4, 2-й – на 4. | 1-й канон со ирмосом на 6[39], 2-й – на 8. |
Катавасия — рядовая. По уставу поется по каждой песни, на практике, по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й.
По 3-й песни:
Катавасия, малая ектенья.
Святому | Богородице |
Седален Минеи 2-жды, Слава и ныне – Богородичен Минеи. Если седальна два, то 1-й седален единожды, Слава – 2-й седален единожды, И ныне – Богородичен Минеи на ряду | Седален Минеи на ряду единожды, Слава и ныне – тот же седален. Если дано два седальна, то 1-й седален единожды, Слава и ныне – 2-й седален. |
По 6-й песни:
Катавасия, малая ектенья, кондак и икос Минеи.
По 8-й песни:
Хор: "Хвалим благословим…", катавасия.
Диак.: Богородицу и Матерь Света…
Хор: Песнь Богородицы.
По 9-й песни:
Катавасия, малая ектенья.
Святому | Богородице |
Светилен Минеи 2-жды, Слава и ныне – Богородичен Минеи. Если светильна в Минее два, то 1-й светилен единожды, Слава – 2-й светилен единожды, И ныне – Богородичен Минеи на ряду | Светилен Минеи на ряду единожды, Слава и ныне – тот же светилен. Если в Минее два светильна, то 1-й светилен единожды, Слава и ныне – 2-й светилен. |
Стихиры "на Хвалитех":
Святому | Богородице |
Стихиры в Минее на ряду на 4. Слава – стихира Минеи. И ныне – Богородичен Минеи на ряду. Если Богородична в Минее нет, но даны начальные слова – см. 1-е и 2-е приложения с Богородичнами. Если не дано ничего – Богородичен 1-го приложения с пометкой "на стиховне" по гласу славы[40]. | Стихиры Минеи на 4. Слава и ныне – стихира Минеи на ряду. |
По великом славословии:
Святому | Богородице |
Тропарь Минеи (единожды), Слава и ныне – Богородичен 3-го пр. по гласу тропаря. Если тропаря 2, то 1-й – единожды, 2-й – единожды, Слава и ныне[41] – Богородичен 3-го пр. по гласу 2-го тропаря. | Тропарь Минеи (единожды). Если тропаря два: 1-й тропарь – единожы, Слава и ныне – 2-й единожды |
На часах
Святому | Богородице |
Тропарь и кондак святого. | Тропарь и кондак Богородице. |
По отпусте 1-го часа по традиции поется величание единожды.
На Литургии полиелейному святому:
Антифоны изобразительны. "Блаженны" на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. Если в Минее два канона святому, то читаются "Блаженны" из 3-й песни 1-го канона на 4 и 6-й песни 2-го канона на 4.
По входе:
В храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; "Слава": кондак святого, "И ныне": кондак храма;
В храме святого: тропарь храма, тропарь святого, кондак храма; "Слава": кондак святого, "И ныне": "Предстательство христиан...".
Прокимен, аллилуарий и причастен — дня и святого.
Апостол и Евангелие — рядовые и святого.
На Литургии в службе Богородице:
Антифоны изобразительны. "Блаженны" Богородицы, песнь 3-я – 4, песнь 6-я – 4. Если в Минее два канона Богородице, то читаются "Блаженны" из 3-й песни 1-го канона на 4 и 6-й песни 2-го канона на 4.
По входе:
В храме Господском: тропарь храма, тропарь Богородицы, Слава – кондак храма, И ныне – кондак Богородицы.
В храме Богородицы: тропарь Богородицы (праздника, а не храма), Слава и ныне – кондак Богородицы (праздника).
В храме святого: тропарь Богородицы, тропарь храма, Слава – кондак храма, И ныне – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуарий и причастен – Богородицы.
Апостол и Евангелие – рядовые и Богородицы.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!