Программа художественного фона для участников и технология его разработки. Сетка-экран и карточка участника



 

В практике подготовки художественного фона выделяется два этапа работы:

· Подготовительный, главной задачей которого является разработка программы действий для каждого участника художественного фона.

· Основной, включающий всю репетиционную работу с участниками художественного фона.

По времени первый этап значительно продолжительнее второго. Например, программа для фона Олимпиады-80 с участием 5000 человек готовилась более шести месяцев, а репетиционная работа заняла полтора месяца.

История становления и развития художественного фона в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе во многом связана с поиском путей сокращения времени на первый этап его подготовки. Однако, добиться здесь существенного прогресса без вмешательства компьютера так и не удалось. Впервые компьютер с этой целью был применен в 1983 году в ходе подготовки праздника, посвященного 2000-летию г. Ташкента. Программистом была составлена программа разработки художественного фона, которая значительно сократила время не только первого, но и второго этапов подготовки. Компьютер выдал карточки участников с расписанной партитурой рисунков за 2,5 недели, не допустив при этом ни одной ошибки. Вручную такой фон (6500 человек) расписывался бы не менее двух месяцев, а в репетициях потребовалось бы дополнительное время на исправление допущенных ошибок.

Программа художественного фона обеспечивает безошибочный показ каждым его участником нужного предмета (обычно - фонирующего флажка) или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием.

Составление программы фона требует не только значительного времени, но и высокой точности. В ее разработке принимают участие художники, режиссеры и, так называемые, расписчики, т.е. люди, которые переносят информацию с рисунков художника на карточки участников фона.

Как же готовится программа? Вначале определяется экран фона, т.е. точное расположение его участников на трибуне стадиона. Как правило, экран фона имеет прямоугольную или квадратную форму. Его величина и форма зависят от высоты трибуны (количества рядов) и количества участников. Естественно, чем больше участников, тем полнее можно использовать возможности художественного фона в представлении.

Иногда особенности архитектуры стадиона (например, наличие ворот, проемов для входа зрителей на трибуну и проходов для зрителей в зоне расположения фона) вынуждают размещать участников фона с учетом этих условий и строить в соответствии с ними композицию рисунков, что, несомненно, ограничивает возможности фона и снижает его зрелищность. Поэтому по мере возможности проводятся специальные работы по выравниванию плоскости экрана фона. Например, проемы для входа зрителей па трибуну закрывают и оборудуют в них специальные конструкции, которые позволяют и на этом участке рассадить участников на одном уровне с остальными. Лестничные проходы на трибуне, попадающие в экран фона, заполняют подходящими по размеру скамьями или закрывают досками, положенными на концы скамеек смежных трибун стадиона, создавая посадочные места для участников фона.

Существующая на стадионах разметка мест для зрителей (из расчета 40 см на человека) для участников фона не пригодна. Для них это очень тесно, а значит, затрудняет их действия. Здесь требуется разметка из расчета 50-60 см на человека, что соответствует ширине фонирующего флажка - основного предмета фона. Важно подчеркнуть, что разметка мест для участников фона совершенно обязательна, т.к. она обеспечивает их абсолютное равнение и необходимую плотность строя при показе рисунков.

Разметка делается следующим образом. В начале размечаются краской верхний и нижний ряды экрана фона. Отметки на скамейке должны соответствовать ширине фонирующего флажка. Затем натягивают между этими точками длинную веревку и по ней, как по линейке, наносят краской отметки на скамейке каждого ряда, отмечая места участников. Так размечается вся площадь фона, а на первом ряду указываются еще и номера колонн.

Определив размещение участников фона на трибуне стадиона, составляют план их рассадки.На плане клеточкой обозначается каждый участник. Практически получается экран-сетка, где обозначены все участники фона как бы с раскрытыми, но пока бесцветными флажками. Сетка нумеруется: слева - направо, обозначая номер каждой колонны участников, и снизу-вверх, показывая номер участника в колонне. Получается система координат, которая точно определяет местонахождение каждого участника фона. Образец экрана-сетки ксерокопируется или множится типографским способом в количестве, необходимом для изготовления всех картин фона.

При определении места каждого участника удобнее сначала указывать номер колонны, а затем уже номер ряда (т.е. номер в колонне). Такое подразделение по колоннам удобно и в дальнейшем при организации репетиций. Из помощников режиссера назначаются ответственные за одну или несколько колонн, которые контролируют посещаемость репетиций, заменяют отсутствующих запасными участниками, помогают составлять партитуру фона.

По мере готовности экрана-сетки начинается работа художника.Именно от его опыта разработки мозаичных рисунков, а также знания возможностей художественного фона зависит роль фона как выразительного средства в конкретном представлении. В этот период художник работает в тесном контакте с режиссером. В начале, следуя сценарию, они вместе определяют степень занятости фона в представлении, т.е. планируют количество рисунков, плакатов, лозунгов, их тематику, движущиеся картины, приемы показа отдельных рисунков и т.п. Когда все эти вопросы решены, художник приступает к практической работе. Она заключается в том, чтобы на экране-сетке не нарисовать, а именно составить рисунок из тех квадратиков, которые имеются на сетке, закрашивая их в нужные цвета. В итоге получаются мозаичные статические рисунки. Их цветовая гамма обычно определяется заранее и соответствует цвету фонирующих флажков.

При разработке движущихся мозаичных рисунков используется принцип, применяемый в мультипликации, т.е. раскадровка движения. Чтобы создать эффект движения на экране фона, оказывается, достаточно даже 3-4-х отдельных, быстро сменяющих друг друга кадров.

Например, на художественном фоне в празднике открытия Игр XXII Олимпиады олимпийский талисман медвежонок Миша прыгал на батуте, кувыркался, выполнял упражнения на брусьях и кольцах. Эффект движения каждой картины достигался быстрой сменой двух-трех кадров. Например, картина «Миша на батуте» состояла из двух несколько раз подряд повторявшихся кадров: кадр 1 - Миша на сетке батута, сетка прогнулась под его тяжестью; кадр 2 - Миша в воздухе, сетка натянута.

Таким образом, если для статического рисунка готовится один кадр-рисунок, то для движущегося - несколько кадров, составляющих один рисунок в программе. Иногда таких кадров в рисунке может быть 8-12.

Возможности современного художественного фона не ограничиваются использованием только мозаичных (статических и движущихся) рисунков. Встречаются на фоне и рисованные картины - панно. Появление их вызвано несколькими причинами. Во-первых, не всегда задуманная тема рисунка может быть выполнена мозаикой, особенно, если рисунок очень важный, сложный и требует большой детализации изображения (например, портрет). Во-вторых, рисованные панно по своему качеству и фактуре резко отличаются от мозаичного рисунка, и их иногда специально вводят в программу фона, чтобы разнообразить его, сделать более контрастным и интересным.

Техника исполнения художественного панно не сложна. В начале картина в цвете выполняется на экране-сетке. Затем изготавливаются фонирующие флажки, обычно белого цвета, из которых временно вынимают палочки-древки. Каждый флажок зашифровывается аналогично клеткам экрана-сетки (т.е. по колоннам и местам).Далее флажки раскладываются на полу или большом столе строго по координатам экрана-сетки, и художник по клеткам переносит рисунок с экрана-сетки на соответствующие флажки. Такой способ позволяет выполнять рисунок не только в целом, но и по частям.

Для показа панно у каждого участника имеется специальный фониру-ющий флажок с нанесенным на нем крошечным фрагментом общей картины.

Каждый рисунок в программе художественного фона (мозаичный, движущийся, панно) получает свой порядковый номер в соответствии с очередностью показа его в представлении. Движущийся рисунок, имеющий несколько кадров, идет под одним номером.

Когда определены все рисунки, их кадры и очередность их показа, приступают к изготовлению карточек участников фона. Карточки изготавливаются из плотной бумаги. Их размер зависит от количества рисунков. На карточке размером 16 х 24 см вполне можно разместить программу для ста картин фона. Сверху на карточке указываются координаты участника (номер его колонны и ряд). Ниже вертикальной чертой карточка делится пополам, а затем все поле расчерчивается горизонтальными линиями с интервалом 8-10 мм. С левой стороны каждой половины карточки проставляют порядковые номера рисунков, а справа остается место для записи соответствующего цвета, который будет показывать участник. Однокадровые рисунки имеют одну строку для записи цвета, а многокадровые - столько строк, сколько кадров в рисунке.

Количество карточек участников должно соответствовать количеству участников фона с запасом 15-20 %. Если это возможно, заказывается двойной комплект карточек. Тогда один комплект используется для репетиционной работы, а второй - на генеральной репетиции и в самом представлении. Это имеет определенный смысл. В ходе репетиций в карточки вносятся дополнительные записи и исправления, а, кроме того, карточки пачкаются, рвутся и т.п. Поэтому перед генеральной репетицией каждый участник получает новую карточку, куда переносит все необходимое содержание своей репетиционной карточки.

В практике сложились три способа расписывания программы фона без применения компьютера:

· Расписывание программы непосредственно сразу по карточкам участников с помощью расписчиков.

· Расписывание программы фона в два этапа: расписчики расписывают фон по колоннам, создавая карточки для каждой колонны, а затем на первой репетиции руководители колонн и участники расписывают программу своих колонн по карточкам участников.

· Расписывание программы фона сразу по карточкам участников на репетиции с цветных мозаичных рисунков, разрезанных полосками «по колоннам».

Окончательно программа фона дорабатывается на репетициях. Здесь режиссер определяет приемы показа каждого рисунка фона, уточняет всю программу в целом. Именно в процессе этой работы художественный фон формируется как выразительное средство массового спортивно-художественного представления на стадионе. Наиболее ярко здесь проявляются и творческие способности режиссера, его опыт.

Участники фона в этот период окончательно уточняют и оформляют свои карточки. В них, помимо цвета флажка, для каждого номера рисунка отмечаются приемы его выполнения, а также со слов режиссера делаются пометки, касающиеся особенностей действий участников.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!