Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 30-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 20-е годы



БИЛЕТ № 5

Вопрос 1

Возникновение пролетарских праздников. Праздники, обряды, театрализованные представления советского периода.

 

В год свершения революции и в годы Гражданской войны, массовые театрализованные представления разыгрывались во многих городах России на площадях и улицах. О большом значении, которое придавала массовым театрализованным представлениям и праздникам молодая Советская Республика, свидетельствует тот факт, что в декрете «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 года был специальный пункт о народных гуляньях, предусматривавший необходимость руководства ими и всесторонней помощи со стороны Наркомпроса. Тогда же при театральном отделе Наркомпроса была создана специальная секция по организации массовых гуляний и зрелищ.

В основу революционных празднеств был положен «Красный календарь». Вот памятные даты пролетарской революции:

9 января — «Кровавое воскресенье».

17 января — День памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург.

23 февраля — День Красной Армии.

8 марта — День работницы.

18 марта — День Парижской коммуны.

16 апреля — приезд В. И. Ленина в Петроград.

3 — 16 июля — Июльские дни.

6 — 7 ноября — Октябрьская годовщина.

22 декабря — День в память московского вооруженного восстания.

Первые празднества Октябрьской революции качественно отличались от всех имевших в истории место массовых празднеств. Именно в советских праздниках впервые совершилась «встреча праздника с действительной свободой, которая обусловлена, с одной стороны, самой высокой человеческой целью — обновление мира социальных отношений в направлении равенства, братства и счастья всех людей, а с другой — теми колоссальными трудностями, которые приходилось преодолевать для достижения этой цели». Демонстрация в первые послереволюционные годы имела чисто боевой, политический смысл. Обрядовая сторона даже праздничных демонстраций ограничивалась в большинстве случаев шествиями с оркестрами и знаменами, пением.

Иногда площадные представления строились по мистериальному принципу, т. е. действие их охватывало тысячелетние эпохи, модернизировались или пародировались библейские легенды и т. п. Но, разумеется, ничего религиозного в этих представлениях не было. Их значение заключалось в том, что перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах — Труда, Капитала, Революции, в действиях масс выявлялся смысл великого переворота.

Митинг-концерт — одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение: в них неоднократно принимал участие В. И. Ленин.

Одной из действенных форм массового театрализованного представления в 1918—1919 годах стали «живые картины». Величественной, впечатляющей была инсценировка «Взятие Зимнего дворца», поставленная в Октябрьскую годовщину 1920 года. Восемь тысяч матросов, красноармейцев и театральной молодежи приняли участие в этом замечательном народном зрелище.

По замыслу авторов постановки, использовавших опыт Театрально-драматургической мастерской Красной Армии, у арки Генерального Штаба были сооружены два помоста: один «красный», другой «белый». На противоборстве этих двух сторон строилась драматургия представления. В финальной части действие переносилось на основную площадку, к Зимнему дворцу. Звучал исторический выстрел «Авроры», стоявшей на Неве и хорошо видной зрителям, и начинался штурм Зимнего. При этом в точности повторялись исторические события недавнего прошлого: и пушечный обстрел юнкерами матросов, идущих на приступ, и бегство женского «батальона смерти», и прорыв штурмовых групп во дворец.

В самом начале 20-х годов одной из форм театрализованных массовых представлений стали «агитационные суды», являвшиеся наглядным и действенным средством агитации и пропаганды. В этих массовых постановках выборные от народа «судьи» вели открытый судебный процесс над такими условными персонажами, как Капитал, Спекулянт, Дезертир и т. д. «Подсудимыми» зачастую становились и конкретные враги Советской власти. «Польза этих судов огромная,— писала газета «Правда» 22 апреля 1920 года.— Митинги надоели, лекции, беседы заинтересовывают не всю аудиторию. В «суде» же аудитория из мертвой, выражающей свое участие в обсуждении лишь голосованием, делается живой, мыслящей».

Жанр «живая газета» родился осенью 1923 года и стал синтетической формой между агитацией, эстрадой и театрализованным празднеством. Первые «живые газеты» были созданы красноармейской самодеятельностью. Она возмещала недостаток опытных агитаторов и недостаток бумаги. 5-6 выступающих кратко знакомят с событиями, добавляют гармошку, хоровое пение, выступление спортивных групп, пирамиды. Далее возможен народный танец. Сюда же добавляются грим, костюм. Зазвучала частушка. Газетная информация превращалась в зрелище, слушатель – в зрителя. На становление Ж. Г. Влияли массовые празднества, карнавальные шествия, физкультурные парады, спектакли театров революционной сатиры. Живые газеты подготовили расцвет советской массовой песни. Коллективы становились все профессиональнее. Хореографы, костюмеры, декораторы, поэты, композиторы, шумовые оркестры. Появились свои марши и гимны. Но закат был таким же стремительным, как и расцвет. С. Б. показывали положительные и отрицательные стороны человека, без полутонов. Нужен был новый театр, где рассматривались стороны и характер личности, исследовались отношения между людьми, процесс становления новой личности. Малая форма отходит в прошлое.

В 20-х годах в связи с появлением культурно-просветительских учреждений, возник термин «клубная драматургия». Выступавшие в то время по вопросам самодеятельного искусства авторы искали главнейшие специфические особенности драматургии самодеятельного театрализованного действа, театрализованного представления в отличие от драматургии исторически сложившейся, театральной, которая в то время не отражала ещё в полной мере революционную ломку действительности. Конец 1920 — начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Политпросвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.

Еще в 20-х годах появился и получил повсеместное распространение новый вид театрализованных представлений - представления синеблузников. Первоначально «Синей блузой» назывался московский кружок Института журналистики (организатор и руководитель - Б. Южанин), участники которого выступали в синих блузах. Первые выступления этого кружка вызывали недоумение, но и интерес. Выступали они в небольших, случайно собравшихся аудиториях и вместо привычных незамысловатых куплетов, двусмысленных песенок пели и говорили на злободневные социальные и политические темы.

На смену «Синей блузе» пришли ТРАМы - театры рабочей молодежи. Трамовские театры и кружки возникли в конце 20-х — начале 30-х годов во многих городах. Задача ТРАМов виделась не в воспитании актеров, а в формировании массовиков, организаторов досуга, отдыха, развлечений. Поэтому теоретики трамовского движения отказывались от использования театральных традиций, от учебы у современных мастеров сцены, отвергали существующие театральные системы. ТРАМ берет элементы простого (а потому и легко понятного), наивного любительского театра и поднимает их на высоту подлинного искусства. ТРАМ использует одновременно весь арсенал средств театрального показа, заимствуя и из некоторых «соседних» жанров (цирк, кино).

Широкой популярностью пользовались праздники профессий — массовые гулянья работников заводов и фабрик; в них принимали «участие не только рабочие и служащие предприятий, но и члены их семей.

В самом начале 30-х годов большой популярностью пользовались театрализованные митинги. Только в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Горького летом 1931 года было проведено 32 таких митинга. Развивая и обогащая традиции политических митингов первых лет революции, театрализованный митинг явился новой формой массовой политической агитации. Здесь выступали сводные хоры и оркестры, группы мастеров художественного слова.

Большое распространение получили в 30-е годы массовые музыкальные, в том числе певческие праздники. Так, в конце 20-х и в 30-е годы в Ленинграде ежегодно проводятся музыкальные олимпиады. Систематически проводятся в 30-е годы республиканские смотры художественной самодеятельности. Состоявшаяся летом 1932 года в Центральном парке культуры и отдыха в Москве первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства положила начало прекрасным праздникам смотра народных талантов.

К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрализованного празднества. Элементы карнавала (маски, костюмы), особенно сатирического характера, широко применялись в массовых представлениях и празднествах с первых лет Советской власти; существовал даже термин «политкарнавал». Специфика любого карнавала заключается в непосредственном, веселом и активном участии масс в разнообразных играх, шутках, забавах. Карнавалы быстро завоевали признание у молодежи.

Начиная с 1931 года на протяжении ряда лет ежегодно в День Красной Армии (23 февраля) в московском Центральном парке культуры и отдыха проводится большой зимний парад-праздник, в котором участвуют и воины Красной Армии, и гражданское население.

Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 30-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 20-е годы.

В 30-е годы, в связи со строительством по всей стране парков культуры и отдыха и стадионов, определенный интерес представляли массовые постановки на их территориях. В честь XVI съезда партии летом 1930 года в ЦПКиО им. Горького была осуществлена постановка «Развернутым фронтом». В конце 30-х годов, когда в Москве было окончено строительство стадиона «Динамо» (в то время крупнейшего в стране), на его поле было поставлено массовое представление «Руки прочь от Испании!» (режиссер С. Радлов). Театрализованное действие перерастало в митинг, в который включались многотысячные зрители, наполнившие трибуны огромного стадиона.

В 30-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники. Создаваемые по специальным сценариям, организованные в четко выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы. Для них ставились массовые номера, шествия, делалось художественное оформление, шились костюмы. К работе над ними привлекались крупные творческие силы. Достаточно сказать, что в списке режиссерских работ Вс. Мейерхольда значится выступление Ленинградского института им. Лесгафта на Всесоюзном параде физкультурников. План выступления разработан Мейерхольдом совместно с Л. П. Орловым и Н. П. Серым, композитором стал С. С. Прокофьев. Театрализованные физкультурные парады, равно как и массовые выступления спортсменов, в народных празднествах начиная с 30-х годов стали традиционными.

Война 1941 года прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной организационной работой, материальными затратами. Возрождение его началось в послевоенные годы.

 

Вопрос 2


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!