Почему скептики ничего не хотели знать?



«Он ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем – ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое» – так Диоген Лаэртский описал суть философских воззрений одного из основателей третьего направления эллинистической философии – скептицизма – Пиррона Элидского(360–270 гг. до н. э.). В юности Пиррон был живописцем, потом стал учеником философа Анаксарха, знаменитого тем, что он разубедил Александра Македонского, возомнившего себя богом. Вместе с Анаксархом Пиррон встречался с индийскими толкователями Вед и персидскими магами. В конце концов он пришел к выводу о невозможности познания как такового и о необходимости воздержания прежде всего от суждения о чем бы то ни было, от каких-либо эмоций и реакций на происходящее вокруг него и с ним самим. В этом и был основной смысл скептической философии.

Пиррон Элидский

 

Пиррон ни от чего не уклонялся и ничего не сторонился, не считался ни с какими опасностями, правда от многих опасностей его оберегали друзья. Когда Пиррон шел по улице, он как бы ничего не замечал. Однажды его учитель Анаксарх попал в болото, а Пиррон прошел мимо, не подав ему руки. Многие граждане стали его бранить за это, а сам Анаксарх восхвалял – за безразличие и безлюбие. Про него ходили анекдоты, что он сам носил на базар продавать кур и поросят, а когда прибирал в доме, то по своему всегдашнему безразличию мыл и свинью. Однако, когда кто-то обидел его сестру, Пиррон сильно разгневался, когда же его упрекнули в этом, то он ответил, что «не за счет женщины подобает щеголять безразличием».

О его самообладании говорит и такой случай. Однажды Пиррон плыл на корабле с товарищами и попал в бурю. Друзья его сильно испугались, а Пиррон подбодрял их, приводя в качестве объекта для подражания корабельного поросенка, который знай себе ел и ел, несмотря ни на какую бурю.

Как и эпикурейцы и стоики, скептики стремились в философствовании и в жизни достичь атараксии, то есть спокойствия души. Мир задевает нас, мир тревожит наш разум и наши чувства, заставляет их напряженно работать в поисках истины, в поисках определения, что есть добро, а что – зло, что есть благо, а что – нет, что есть красота, а что – безобразие. Но под силу ли это человеческому разуму и чувствам? Нет, не под силу – так считали скептики, и потому для достижения душевного равновесия необходимо отказаться от всяческих попыток узнать, понять, рассудить.

Скептики пытались объяснить и даже доказать правомочность своих сомнений относительно способностей человека к познанию. Пиррон создал целую цепочку из десяти доказательств, или десяти тропов. Первый троп: У всех, и у людей, и у животных чувственные органы индивидуальны и по-разному определяют свои ощущения. Второй: У каждого человека свои собственные наклонности и предпочтения. Третий: Разные органы чувств одного человека дают совершенно разные представления о вещах (яблоко для зрения желтое, для вкуса – сладкое, для обоняния – душистое). Четвертый: Наши чувства и наше восприятие меняется в зависимости от нашего состояния (сон, бодрствование, молодость, старость и т. д.). Пятый: В зависимости от воспитания, обычаев у нас у всех разные представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, об истинном и ложном, о богах и т. д.

Шестой говорит о том, что все вещи и элементы, из которых они состоят, перемешаны так, что мы не можем разделить их и выделить в чистом виде (так камень, тяжелый в воздухе, в воде гораздо легче – и непонятно, то ли он легкий, а в воздухе тяжелеет, то ли он тяжелый, а в воде легчает). Седьмой: Наше представление о вещах зависит от того, из какого положения, с какого расстояния мы их воспринимаем (то, что вблизи велико, издали кажется малым). Восьмой: В зависимости от качества и количества одни и те же вещи по-разному влияют на нас (пища в малом количестве дает силы, а в большом – наводит истому). Девятый: Одни события случаются часто, а другие – реже, поэтому и возможности их познания разные и интерес к ним разный – одни вещи привычны, другие непривычны. Десятый троп: Все понятия, которыми оперирует наша мысль, относительны – день-ночь, низ-верх – то есть произведены не природой, а нашей же мыслью. А все, что относительно – непознаваемо само по себе.

Таков пафос скептической философии – ничего познать нельзя, ибо одно не более, чем другое. Поэтому скептики, решая неизбежные практические проблемы, руководствовались принципом «мягкости» и «терпимости», стараясь воздерживаться от явного вреда.

О философском авторитете Пиррона говорит то, что сам Эпикур часто расспрашивал об этом удивительном скептике, а сограждане Пиррона назначили его верховным жрецом и ради него освободили всех философов от налогов.

Философия Древнего Рима

К I веку до н. э. Римская республика становится самой мощной державой в Средиземноморье. Греция уже почти полвека как находится под ее владычеством, но парадокс в том, что и Рим находится под своеобразным владычеством Греции – это владычество греческой культуры и философии. Римляне ездят в Грецию учиться, римские философы продолжают развивать философские учения классического и эллинистического периодов: платонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикурейство, скептицизм.

Одним из первых по времени философов Рима был эклектик Цицерон. Эклектическая философия пыталась совместить различные стороны предшествующих философских школ. Платонизм (особенно в рассуждениях о Государстве), стоицизм, эпикурейство и скептицизм смешаны в философии Цицерона. Какие-то стороны этих учений он отвергал, какие-то хвалил, но в этом обнажился один очень существенный для всей римской философии момент – проблема действия, деяния. Цицерон и рассматривал все эти течения с точки зрения пользы для действия, для реальной практической жизни, прежде всего – жизни политика, государственного деятеля, римского гражданина. Это для Цицерона было самым важным.

Прославили римскую философию и замечательные философы-стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, пытавшиеся ответить на вопрос: как жить и действовать, когда ты ощущаешь, что мир рушится вокруг и вот-вот погребет и тебя под своими обломками? Их философские системы объединяет один и тот же пафос – действовать несмотря ни на какие обрушивающиеся на тебя невзгоды и несчастья, действовать, пока физически можешь, пока жив.

 

Тит Лукреций Кар

 

Эпикуреец Тит Лукреций Кар (ок. 95–55 гг. до н. э.), исповедовавший принцип «спокойной и счастливой жизни», написал поэму «О природе», в которой изложил все основные положения эпикурейской философии. Скептик Секст Эмпирик (ок.200—ок.250) доказывал необходимость руководствоваться не философскими догмами, а прежде всего обычным здравым смыслом. По своему действовал и неоплатоник Плотин: считая земной материальный мир иллюзорным и злым, он стремился к духовному действию – экстазу, выходу души за пределы материальной оболочки (тела). Молчание и сосредоточение – таким было жизненное кредо неоплатоников.

 

Секст Эмпирик

 

Сопрячь свой внутренний мир, состояние своей души со своими действиями в этом мире, в этой жизни – таков основной пафос римской философии.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 552; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!