КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО



Источник, условия и движущие силы развития. Культурно-историческая концепция: понятие и феномен. Поведение животного и человека: сравнительный анализ. Знак и орудие. Вершинная психология и ее предмет. О структуре сознания. Законы детского развития. Возраст как единица анализа психического развития ребенка. Закон формирования высших психических функций. Культурный и натуральный план поведения человека. Проблема метода. Основные понятия: среда, морфофизиологические особенности мозга, обучение, знак, орудие, опосредованный психический процесс, произвольный психический процесс, присвоение, усвоение, общественно-исторический опыт, удвоенный опыт.

Как можно познакомиться с той или иной системой научных взглядов, теорией или концепцией? Оценить ее прикладное значение? Значение для практики воспитания и обучения дошкольника? Наверное, стоит заглянуть в труды того, о ком идет речь. Можно познакомиться с набором мнений ведущих психологов и специалистов об этой теории. И наконец, подведя итоги, сформулировать свое отношение к тому объему знаний, который скопится в результате проделанной работы. Такой путь нам предстоит проделать для того, чтобы раскрыть содержание, значение и смысл трудов Л.С. Выготского для нас, специалистов, в области дошкольного образования. Л.С. Выготского (1896—1934) называют одним из самых выдающихся русских психологов и философов. Целый ряд вопросов, поднятых и тщательно изучаемых Л.С. Выготским, имеют непосредственное отношение к проблемам детского развития. В связи с этим представляется важным понять, почему концепция Л.С. Выготского носит название «культурно-исторической», или концепции «усвоения общественного опыта». Что такое психология «вершинная» и что является ее предметом?

Закон формирования высших психических функций, сформулированный Л.С. Выготским, имеет непреходящее значение для практики обучения и воспитания ребенка. В центре интересов Л.С. Выготского — культурное развитие ребенка. 158

Наши современники о концепции Л.С. Выготского

Труды Л. С. Выготского достаточно подробно изложены и проанализированы в работах А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Т.Д. Марцинковской, Т.Д. Марцинковской и М.Г. Ярошевского.

К работам Л .С. Выготского в своих исследованиях обращается широкий круг ученых и исследователей в области детской психологии: Л.Ф.Обухова, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман. К трудам Л.С. Выготского обращаются специалисты в самых разных областях психологической науки: Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев. Л.Ф. Обухова пишет, что Л.С. Выготский осуществил задачу перестройки психологии на основе глубокого философского анализа. Для него были важны вопросы: Каким образом человек в своем развитии выходит за пределы своей «животной» природы? Каким образом в процессе своей общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо? Прослеживая путь развития социальной психологии в рамках психологической науки, Г. М. Андреева подчеркивает, что важнейшую роль в этом процессе сыграли исследования Л.С. Выготского. Его учение о высших психических функциях в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики. Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях.

Усвоение общественного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Культурно-историческая концепция: понятие и феномен

По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Среду необходимо рассматривать не абсолютно, а 159


относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Морфофизиологические особенности мозга и общение — условия развития ребенка по Л.С. Выготскому. Движущая сила развития — обучение. Интерес представляет гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе.

Заслугу Л.С. Выготского Л.Ф. Обухова видит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Историческое изучение вовсе не предполагает, по мысли Л.С. Выготского, изучение того или иного факта в прошлом. Историческое изучение с позиции Л.С. Выготского значит применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо — значит изучать это нечто в движении.

С позиции культурно-исторической концепции главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредуется интериоризированными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается» с тем, чтобы вновь трансформироваться и развернуться в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. О поведении животных и человека

Поведение животного, по Л.С. Выготскому, складывается из двух групп реакций: прирожденных (безусловных) рефлексов; рефлексов приобретенных (условных).

То есть все поведение животного можно рассматривать как «наследственный опыт, помноженный на личный».

Чтобы верно понять и осветить поведение человека, подчеркивает Л.С. Выготский, необходимо «ввести в формулу новые члены»: вся наша жизнь, труд, поведение основаны на использовании опыта прежних поколений, опыта, не передаваемого через рождение. Условно этот опыт Л.С. Выготский называет историческим. Кроме опыта исторического речь может идти и об опыте социальном, понимаемом 160

как опыт других людей, который «входит очень значительным компонентом в поведение человека».

Подумайте, так ли это? Приведите примеры.

И наконец, новым в формуле поведения человека, по мнению Л.С. Выготского, должно стать понятие «удвоенного опыта»:

«Паук, который ткет паутину, и пчела, строящая ячейки из воска, делают это в силу инстинкта, машинообразно, все одинаково и не обнаруживают в этом больше активности, чем во всех остальных приспособительных реакциях. Другое дело ткач или архитектор. ...Они раньше построили свое произведение в голове; результат, полученный в процессе труда, имелся перед началом этого труда идеально. ...Труд повторяет в движениях рук и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала»1.

Не природа, но общество должно в первую очередь рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека. В этом заключена вся идея культурного развития ребенка. «Каждая форма культурного развития, культурного поведения — продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания»2. Самой основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков. Самая сущность человеческой памяти состоит в том, что человек активно запоминает с помощью знаков. О поведении человека в общем виде можно сказать: его особенность в первую очередь обусловлена тем, что он активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его своей власти. Самая сущность цивилизации состоит в том, что мы нарочно воздвигаем монументы и памятники, чтобы не забывать. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного.

Изобретение и употребление знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой- либо психологической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить что-либо, сообщить, выбрать и пр.), с психологической стороны представляют собой в одном пункте аналогию с изобретением и употреблением орудий.

1 Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.; Воронеж, 1996.— С. 32.

2 Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.—С. 180.

6. О. А. Шаграева 161


Таким существенным признаком обоих понятий Л .С. Выготский считает роль этих приспособлений в поведении, аналогичную роли орудия в трудовой операции, или, что то же, инструментальную функцию знака. Мы имеем в виду выполняемую знаком функцию стимула- средства по отношению к какой-либо психологической операции, то, что он является орудием деятельности человека. В этом смысле, опираясь на условное, переносное значение термина, обычно говорят об орудии, когда имеют в виду опосредующую функцию какой-либо вещи или средство какой-либо деятельности. С этой точки зрения и употребление знаков, и употребление орудий могут быть отнесены к одной категории, обозначенной как «опосредующая деятельность». Между тем нельзя и стереть глубочайшее различие, существующее между знаком и орудием. Так, существенным отличием знака от орудия и основой реального расхождения обеих линий является различная направленность того и другого. Орудие служит проводником воздействия человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, оно должно вызвать те или иные изменения в объекте, оно есть средство внешней деятельности человека, направленной на покорение природы. Знак ничего не изменит в объекте психологической операции, он есть средство психологического воздействия на поведение — чужое или свое, средство внутренней деятельности, направленной на овладение самим человеком; знак направлен внутрь.

Овладение природой и овладение поведением связаны взаимно, так изменение природы человеком изменяет природу самого человека. Применение вспомогательных средств, переход к опосредующей деятельности в корне перестраивают всю психическую операцию, наподобие того как применение орудия видоизменяет естественную деятельность органов и безмерно расширяет систему активности психических функций. То и другое вместе обозначают термином высшая психическая функция.

В процессе развития ребенок вооружается и перевооружается различнейшими орудиями; ребенок старшей ступени отличается от ребенка младшей ступени еще степенью и характером своего вооружения, своим инструментарием, т.е. степенью овладения собственным поведением. Различие в детских типах развития (одаренность, дефективность) в большой степени оказывается связанным с типом и характером инструментального развития. Неумение использовать свои естественные функции и овладение психологическими орудиями существенно определяют весь тип детского развития.

Овладение психологическим орудием и при его посредстве собственной естественной психической функцией всякий раз поднимает данную функцию на высшую ступень, увеличивает и расширяет ее деятельность, пересоздает ее структуру и механизм. Естественные 162

психические процессы не устраняются при этом, они вступают в комбинацию с инструментальным актом, но они оказываются функционально зависимыми в своем строении от применяемого инструмента. Инструментальный метод дает принцип и способ психологического изучения ребенка; этот метод может использовать любую методику, т. е. технический прием исследования: эксперимент, наблюдение и т. д. Вершинная психология и ее предмет

Л.С. Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию», которую противопоставил психологии «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной психологии« (психоанализ). Предмет вершинной психологии — сознание. Л.С. Выготский рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».

Три сферы человеческого бытия, пишет Л.Ф. Обухова, чувства, интеллект и поведение, изучаются в крупнейших психологических концепциях — психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Приоритет же в развитии «вершинной психологии», или психологии развития сознания, принадлежит отечественной науке. Начало этому подходу, такой научной позиции было положено в работах Л.С. Выготского.

Игнорируя проблему сознания, психология, как считает Л.С. Выготский, сама закрывала себе доступ к исследованию сколько-нибудь сложных проблем поведения человека. А значит, она отказывалась от поиска психологических законов, характеризующих своеобразие человеческого поведения, в отличие от поведения животных.

Изучение только реакций, видимых простым глазом (как это имеет место в русле бихевиоризма), совершенно бессильно и несостоятельно даже перед простейшими проблемами поведения человека. Поведение человека организовано таким образом, что именно внутренние, плохо обнаруживаемые движения направляют и руководят им.

И далее. Человек всегда думает про себя; это никогда не остается без влияния на его поведение. Но мы ничего не знаем о том, как учесть это влияние.

Стирается самая принципиальная грань между поведением животного и поведением человека. То принципиальное, что вносят в человеческое поведение сознание и психика, при этом игнорируется.

Исключение сознания из сферы научной психологии сохраняет в значительной мере весь дуализм и спиритуализм прежней субъективной психологии. 6* 163


Проведите самостоятельную работу по раскрытию таких понятий, как «дуализм» и «спиритуализм». Вы уже знаете, как это сделать.

Изгоняя сознание из психологии, мы прочно и навсегда замыкаемся в кругу биологической нелепости. В качестве обоснования этого положения, этого утверждения, Л.С. Выготский приводит удивительно точные слова Бехтерева о том, что не следует считать субъективные процессы лишними или побочными явлениями в природе, ибо «мы знаем, что все лишнее в природе атрофируется и уничтожается, тогда как наш собственный опыт говорит нам, что субъективные явления достигают наивысшего развития в наиболее сложных процессах соотносительной деятельности».

Как бы вы могли раскрыть содержание категории «субъективные процессы»? Приведите примеры. В случае затруднений обратитесь к словарям и работе Л.С. Выготского. Дайте научное определение категории «субъективные процессы».

И наконец, игнорируя проблему сознания, мы навсегда, по мысли Л.С. Выготского, закрываем себе доступ к исследованию структуры нашего поведения, анализа его состава и форм. Сознание, по словам Л.С. Выготского, есть проблема структуры поведения.

Как можно понять суть высказывания «сознание есть проблема структуры поведения»? Сравните свое понимание этой формулы с тем пониманием, которое есть у ваших коллег.

О структуре сознания

Человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно, развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие. В дошкольном возрасте — память. В школьном возрасте основную роль начинает играть мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, обобщения. Если на системное развитие сознания обучение не оказывает прямого влияния, то развитием обобщения, изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания. Поработайте с данным текстом. Выделите основные понятия, прозвучавшие в нем. Раскройте их содержание. Какое значение для практики воспитания и 164

обучения дошкольника имеют описанные в нем закономерности развития сознания? Каков механизм влияния обучения на сознание ребенка? Что такое системное строение сознания? Что такое смысловое строение сознания? Что это за обобщения, играющие такую большую роль в развитии сознания? Как мы можем их формировать? Законы детского развития

Л.Ф. Обухова систематизирует законы детского развития, сформулированные Л.С. Выготским.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

4. Закон формирования высших психических функций.

В работах Л.С. Выготского находим еще два сформулированных им закона.

Закон первый гласит, что функции развиваются не пропорционально и равномерно. Закон второй: в каждом возрасте есть доминирующая функция. Наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обосновывают другие, развиваются раньше. Возраст как единица анализа психического развития ребенка

Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свои структуру и динамику.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраст не совпадают. Хронологический, или паспортный, возраст — лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходят процесс психического развития ребенка, становление его личности. 165


Закон формирования высших психических функций

Изучая процессы высших функций у детей, Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии дважды — сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрап-сихологическая, как известный способ поведения. Мы не замечаем этого факта только потому, что он слишком повседневен и мы к нему слепы. Пример тому — речь. Речь первоначально — средство связи между ребенком и окружающими, но когда ребенок начинает говорить про себя, это и можно рассматривать как перенесение коллективной формы поведения в практику личного поведения. То есть первоначально всякая высшая функция разделена между двумя людьми, она — взаимный психологический процесс. Особое центральное значение закон формирования высших психических функций имеет для овладения ребенком собственным поведением. Всякий волевой процесс первоначально является социальным процессом, коллективным. Ребенок овладевает вниманием других или, наоборот, начинает по отношению к себе применять те средства и формы поведения, которые являлись первоначально коллективными. У него возникает сложная система функций, которые первоначально разделены.

Понятие «развитие высших психических функций» охватывает две группы явлений, отмечает Л.С. Выготский. На первый взгляд они кажутся совершенно разнородными, а на деле представляют две основные ветви, два русла развития высших форм поведения, неразрывно связанных, но не сливающихся никогда воедино. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления — языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не отграниченных и не определенных точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что мы условно называем процессом развития высших форм поведения ребенка. Культурное развитие ребенка

Л.С. Выготский выделяет два плана поведения человека: план культурный и план натуральный. В процессе психического развития ребенка необходимо выделять две по существу различные линии. Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития. С одной стороны, процесс биологической эволюции животных видов, привед- 166

ший к возникновению Homo sapiens; с другой — процесс исторического развития, путем которого первобытный человек превратился в культурного. Оба процесса — биологическое и культурное развитие поведения — представлены в филогенезе раздельно как самостоятельные и независимые линии развития, составляющие объект отдельных, самостоятельных психологических дисциплин. Основным и всеобъемлющим отличием биологического и культурного развития Л.С. Выготский считает то обстоятельство, что культурное развитие (развитие высших психических функций) происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития. По мнению Л.С. Выготского, все исследования подтверждают положение о том, что существенных отличий в биологическом типе примитивного человека, которые могли бы обусловить различие в поведении примитивного и культурного человека, нет. Все элементарные психические и физиологические функции — восприятие, движение, реакции и т. д. — не обнаруживают никаких уклонений по сравнению с тем, что нам известно о тех же функциях у культурного человека.

Суть и содержание культурного развития поведения — глубокие изменения высших психических функций, которые произошли в филогенезе человека. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций. В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения — специфически культурные.

Говоря о культурном развитии ребенка, Л.С. Выготский имеет в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. В этом Л.С, Выготский усматривал основное своеобразие психического развития ребенка. Культурное развитие ребенка налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ними единое целое. Лишь путем абстракции можно отделить одни процессы от других. Развитие речи ребенка может служить хорошим примером такого слияния двух планов развития — органического и культурного.

Если в биологическом развитии человека господствует органическая система активности, то в историческом развитии — орудийная система активности. Следовательно, подчеркивает Л.С. Выготский, система активности ребенка определяется на каждой данной ступени и степенью его органического развития, и степенью его овладения орудиями. 167


Проблема метода

Метод должен быть адекватным изучаемому предмету. Детская психология не знала до сих пор адекватного подхода к проблеме высших процессов. Своеобразие того процесса изменения поведения, который называют культурным развитием, по мнению Л.С. Выготского, требует своеобразных методов и способов исследования. Как отмечает Л.С. Выготский, конкретная методика может принимать разнообразные формы в зависимости от содержания самой частной проблемы (изучение памяти, мышления и пр.), от личности исследуемого (ребенок различного возраста и типа), от специальных задач данного исследования (анализ, генезис какого-либо процесса), наконец, от характера исследования (экспериментальное и клиническое). Выяснив искомый принцип исследования, Л.С. Выготский определяет главную формулу метода, которая является аналогом найденного им принципа построения высших форм поведения. Таким методом, по его мнению, является инструментальный метод.

Обратитесь к работе Л.С. Выготского «Инструментальный метод в психологии» и познакомьтесь с основными отличительными чертами этого метода.

По существу, отмечает Л.С. Выготский, инструментальный метод — это метод историко- генетический. В исследование поведения он вносит историческую точку зрения: поведение может быть понято только как история поведения. Инструментальный метод изучает ребенка не только развивающегося, но и воспитуемого, видя в этом существенное отличие истории человеческого детеныша. Воспитание же может быть определено как искусственное развитие ребенка. Воспитание есть искусственное овладение естественными процессами развития. Воспитание не только влияет на те или иные процессы развития, но перестраивает самым существенным образом все функции поведения. Наша справка

Дьяченко Ольга Михайловна — доктор психологических наук, главный научный сотрудник Центра семьи и детства РАО. Зинченко Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, зав. кафедрой эргономики МИРЭА.

Мелик-Пашаев Александр Александрович — доктор психологических наук, зав. лабораторией Психологического института РАО. 168

Словарь понятий

Культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е годы советским психологом Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании культурно-исторической концепции ими был критически осмыслен опыт гештальтпси-хологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении.

Органическая система активности — понятие, обозначающее тот факт, что способы и формы поведения (активности), которыми располагает животное, представляют систему, обусловленную органами и организацией животного. Например, амеба не может плавать, как инфузория, а инфузория не обладает органом для того, чтобы передвигаться летая.

Орудийная система активности — активность, возможности которой безгранично расширяются посредством орудий. Так, мозг и рука человека сделали его систему активности, т.е. область доступных и возможных форм поведения, неограниченно широкой.

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальным значением предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Категория «усвоение» было введено в психологию Л.С. Выготским в противовес понятиям «адаптация» и «приспособление». С позиции Л.С. Выготского, категория «усвоение» в большей степени соответствует специфике развития человека. Категория «усвоение» подчеркивает факт активности самого человека в процессе развития.

Формы проведения практических занятий по теме «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского»

Цель: усвоение понятий культурно-исторической концепции Л .С. Выготского, понимание законов

и закономерностей детского развития, сформулированных Л.С. Выготским.

Вариант 1. Научная конференция на тему

«Основные тенденции в анализе концепции

Л.С. Выготского на современном этапе»

Как подготовиться к практическому занятию

Обратитесь к журналам «Вопросы психологии» (№ 5, 6 за 1996 год). Статьи, опубликованные в этих номерах, были посвящены 100-летию со дня рождения Л.С. Выготского. Из списка опубликованных статей прочтите те, которые покажутся вам наиболее значимыми для вашей профессиональной деятельности или в которых, на ваш взгляд, вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Прочтите не менее трех статей. Систематизируйте прочитанный материал по следующей схеме. 169


1. Назовите те сферы научного знания и социальной практики, в которых достаточно активно используются положения и законы, сформулированные Л.С. Выготским.

2. Какие именно выводы Л.С. Выготского называются авторами статей в качестве непреложных истин, выдержавших проверку временем и всем ходом развития научного знания после Л.С. Выготского?

3. Какие положения Л.С. Выготского уточняются?

Обратитесь к своему опыту работы с детьми дошкольного возраста. С чем вы можете согласиться, какие доводы в пользу теоретических воззрений Л.С. Выготского вы можете использовать? Что вами пока не понято?

Ход занятия

Занятие проходит в форме обмена мнениями. Выступающие говорят о проделанной работе: статьи каких авторов прочитаны; по какому принципу отбирались статьи; каково содержание статей (какие проблемы поднимают авторы и как эти проблемы они решают); как полученные знания можно использовать в практике воспитания и обучения ребенка-дошкольника. Не забудьте сформулировать свое отношение к заочной дискуссии между нашими современниками и Л .С. Выготским. Пусть критерием в вашем отношении к этой дискуссии будет не оценка («хорошо» или «плохо», нравится или не нравится), а степень вашего понимания того или иного положения, той или иной позиции, той или иной точки зрения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1061;