Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного



Внутренняя политика

Когда Иван Грозный стал царем государство было уже единым, но объединение завершилось не так давно. Политическое объединение было не равнозначно централизации. Князья еще обладали властью в своих вотчинах.

После смерти Василия III в 1533 году Ивану было всего три года, поэтому реально правила его мать Елена Глинская. В годы ее правления и после ее смерти в 1538 году шла постоянная борьба за власть между боярскими коалициями Глинских, Шуйских и Бельских. В 1535 году была введена единая монета. В январе 1547 года в Успенском соборе Иван IV был венчан на царство. Уже в июне этого же года начинаются восстания, т.к. люди не довольны своей жизнью. Страна нуждается в изменениях.

Боярская аристократия к моменту коронации Ивана IV была могущественной, она яро охраняла свои привилегии. Именно бояре управляли государством.

Важным событием было Московское восстание в конце июня 1547 года. В июне произошел сильный пожар, в результате которого Москва почти полностью выгорела, и погибло около 4 тысяч москвичей. Возник слух, что в поджоге виновны Глинские. В итоге их дворы и дома их союзников были разрушены. Один из Глинских был растерзан народом. С трудом удалось подавить это восстание.

Московское восстание показало несоответствие между старой политической системой управления и новыми историческими условиями. Это событие определило характер реформ по укреплению государственной власти.

Избранная рада. К концу 40-х годов Иван IV формирует новое правительство – Избранную раду – это узкий круг людей, которым государь доверяет ведение государственных дел, и к чьим советам он прислушивается. В Избранную раду входили: царский постельничий Алексей Федорович Адашев, священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, князь Курлятев и другие. Избранная рада просуществовала 10 лет. За это время были осуществлен ряд реформ.

Роль законодательного и совещательного органа играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое. Это было сделано для того, чтобы ослабить позиции старой боярской аристократии.

Был сформирован Земской собор – это орган власти, который решал вопросы, связанные с финансами и внешней политикой. В Земской собор входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. В 1549 году впервые был созван Земской собор. В 1550 году был принят новый Судебник (свод государственных законов).

При Иване Грозном появились учреждения, которые ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны – приказы. Приказы ведали управлением, судом, сбором налогов. В их главе стояли дьяк или боярин. Введение приказов повысило централизацию управления государством. К середине XVI века в стране было уже 20 приказов.

Также важную роль играли местные управления – сыск и суд по особо важным государственным делам. Ими управляли губные старосты (окружные старосты).

Земельное законодательство. 11 мая 1551 года был принят приговор. Он формулировал основные принципы политики Ивана Грозного в двух направлениях: монастырское и княжеское феодальное землевладение. Монастырям запрещалась покупка вотчин без доклада царю. Также был обязательный доклад на земельные вклады в монастырь. Следующее положение установило ограничения для вотчинников определенных местностей. Следующий раздел регулировал порядок выкупа вотчин родичами, которые были даны в монастыри.

В 1555 году Иван Грозный поспособствовал строительству Покровского собора на Красной площади (Собор Василия Блаженного).

В 1564 году в Москве Иван IV напечатал первую книгу. Это событие положило начало книгопечатанию.

Опричнина. В 1563 – 1564 годах несколько бояр перебежало на сторону Литвы. В 1564 году русская армия дважды потерпела поражение. Поэтому Иван IV решил приступить к политике «крутых мер».

В декабре 1564 года Иван IV вместе с приближенными уехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 года он отправил в Москву письмо, в котором говорилось, что царь из-за измены бояр отрекается от престола и что вернется он при условии, что Ивану Грозному позволят казнить предателей.

Жители Москвы приняли условие. Иван IV вернулся в Москву и набрал себе приближенных. Причем их большая часть не относилась к знати и не владела богатствами. Затем царь казнил наиболее влиятельных бояр. А их земли разделил и раздал приближенным. Среди казненных были родственники Ивана Грозного, митрополиты, а также целые города.

Таким образом, царь поделил страну на две части: земщину и опричнину. Опричники давали клятву царю, не общались с земскими, одевались в черную одежду, а также имели особые знаки отличия: к их седлам прикреплялись собачьи головы (чтобы выгрызть измену) и метлы (чтобы вымести измену). Опричников не могли судить, поэтому они устраивали погромы, грабежи, убийства.

Наиболее крупным и ужасным событием считается новгородский погром, который произошел в январе-феврале 1570 года. Появилось подозрение, что Новгород хочет присоединиться к Литве. Царь руководил походом, в результате которого были разграблены все города от Москвы до Новгорода, убито около 10 – 15 тысяч человек. Малюта Скурат (один из опричников) задушил митрополита Филиппа из Твери за то, что тот попытался противостоять царю.

Иван Грозный в 1581 году ввел заповедные лета – это временный запрет, когда крестьяне в Юрьев день не могли уйти от хозяев, поэтому произошло усиление крепостнических отношений.

Через 10 лет опричнина была отменена.

Итоги реформ:

1. Усиление централизации власти государства;

2. Четкость в системе местного управления;

3. Закрепощение крестьян;

4. Повышение обороноспособности страны.

 

Внешняя политика

Иван IV осуществлял внешнюю политику по следующим направлениям:

• Запад – борьба за выход к Балтийскому морю;

• Восток – освоение Сибири, борьба с Астраханским и Казанским ханствами;

• Юг – защита территории от крымского ханства.

Иван Грозный хотел с помощью дипломатии подчинить себе Казанское ханство. Но его задумка не увенчалась успехом. Тогда в 1552 году 100-тысячная русская армия захватила Казань.

В 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Теперь все Поволжье принадлежало России. Это позволило улучшить условия для торговли с Востоком.

В середине XVI в. в состав Российского государства были включены Кабарда, Чувашия, Башкирия. В 1556 году хан Едигер из Сибири признал себя московским васслом. Но, сменивший его, хан Кучум не стал признавать власть Москвы. Был нанят отряд казаков, который возглавил Ермак, и уже в 1582 году армия была в столице Сибирского ханства. В 1581 году к Российскому государству была окончательно присоединена Западная Сибирь.

С тех пор началось активное освоение Сибири.

С 1558 по 1583 гг. шла Ливонская война. Правители Ливонского органа мешали наладить связь Российскому государству с западноевропейскими странами. Выделяют три этапа Ливонской войны:

1. 1558 – 1561 гг. – Ливонский орган разгромлен, захвачены Тарта (Дерпт), Нарва, русские войска подошли к Таллину (Ревелю) и Риге;

2. 1561 – 1578 гг. – Российское государство начинает войну против Литвы, Дании, Швеции, Польши. Летом 1557 г. российская армия захватила ряд прибалтийских крепостей. Грабежи и разгромы опричников ослабили хозяйство страны. Российский народ стал проявлять недовольство и недоверие. Князь Курбский перешел на сторону врага. Он был одним из лучших военоначальников и знал все планы Ивана IV.

В 1569 году образовалось новое государство – Речь Посполитая (Польша и Литва объединились). Глава этого государства Стефан Баторий начал наступление.

3. 1578 – 1583 гг. – российская армия приняла оборонительную тактику. В 1579 г. был взят Полоцк. В 1581 г. на протяжении пяти месяцев русское войско под предводительством И.П. Шуйского защищало Псков. В результате Стефан Баторий решил отказаться от осады.

В результате война была проиграна. Россия подписала мирные договоры с Польшей (Ям-Запольский договор) и со Швецией (Плюсский договор). Россия отказалась от всех завоеванных земель. Кроме того земли Прибалтики отошли Польше и Швеции. Экономика России была подорвана. А выход к Балтийскому морю не был получен.

 

Правление Ивана Грозного определило дальнейшее развитие истории России. Было установлено крепостное право в глобальном масштабе. Борьба за власть между царем и боярами нанесла огромный ущерб государству

Культура и быт в XIV-XVI вв

Негативные последствия для развития экономики и культуры Руси имело монголо-татарское нашествие, которому страна подверглась и середине ХШ в., а также установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго. Современные археологические данные говорят о том, что из 74 городок Руси XII-XIII вв. монголо-татарами было раз­рушено 49, при .-лом 14 городов не были впоследствии восстановлены, а 15 со временем превратились в села. В течение же первых 50 лет ига в русских землях не появилось ни одного нового города.

Истребление и увод в плен ремесленников привели к резкому падению уровня ремесленного производства. Исчезли многие уникаль­ные древнерусские ремесленные специальности, в том числе стеклоде­лие и различные техники ювелирного искусства.

Значительно пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Во второй половине XIII в. повсеместно на Руси, включая и не подвергнувшиеся разорению псковские и новгородские земли, пре­кратилось каменное строительство. В основном это было вызвано от­сутствием материальных средств и мастеров-строителей. Построенные с конца XIII в. здания оказались недолговечны из-за потери основных видов используемых ранее строительных материалов и техники.

Резко снизился образовательный уровень древнерусского населе­ния. Погибло большое количество памятников письменности. Пришли в упадок летописание, живопись, прикладное искусство и другие обла­сти культуры. В огне пожаров были утеряны библиотеки.

Со второй половины XIV в. русская культура начинает переживать этан возрождения. Этот процесс направляли идея единства русской земли и борьба с иноземным игом. Мотивы этих двух процессов от­четливо проявились is устном народном творчестве1, летописании, поли­тической мысли, литературе, в живописи и зодчестве.

Главной темой, как бы переживающего свое второе рождение, уст­ного народного творчества стала борьба против монголо-татарского на­шествия и золотоордынского ига. Темой многих появившихся эпичес­ких и литературных произведений стал патриотизм и подвиги простых русских людей в борьбе с захватчиками. Многие прежние сюжеты былинного эпоса были переосмыслены, место печенегов и половцев в них заняли татары.

В XIV в. оформился новый жанр устного народного творчества ~ исторические песни. Как правило, они отражали конкретные события,

рассказывая о подвигах простых людей, пытавшихся остановить пол­чища Батыя («Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Ду-дептьевиче» и др.). Исторические песни более позднего времени по­вествовали о событиях, сыгравших заметную роль в истории страны. Они были посвящены борьбе с крымским ханом, взятию Казани, похо­дам Ермака в Сибирь, обороне Пскова от войск Стефана Батория и т.д.

 

В XIV-XVI вв. дальнейшее развитие получило распространение грамотности и книжного дела. Найденные во время археологических раскопок в Новгороде берестяные грамоты свидетельствуют о боль­шом количестве грамотного торгово-ремесленного населения города. Существуют многочисленные факты о деятельности специальных учи­лищ для детей и об учителях - «книжниках». Крупнейшими центра­ми книжного дела были монастыри и среди них, прежде всего: Троицко-Сергиев, Кирнлло-Бслозерскпй, Соловецкий. Изменилась и техника создания книг. На смену пергаменту в XIV в. пришла бумага. Вместо строгого «уставного» письма появился «полуустав» и «скоропись», что значительно ускорило процесс создания книг.

В XVI в. в стране появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари. Важнейшим событием культурной жиз­ни страны стало начало книгопечатания. Первые попытки книгопеча­тания в России были предприняты в 1553 г., однако, лишь спустя десятилетия после открытия в столице Печатного двора, созданного на средства казны В следующем году в свет вышел «Часослов». Спустя ка­кое-то время по неясным до сих пор причинам, издатели первой рус­ской книги вынуждены были уехать па Украину, где продолжили свою деятельность, выпустив в свет несколько книг, включая и первый русский Букварь (1574 г.). Книгопечатание явилось событием огром­ного культурного значения, сыграв важную роль в распространении знаний па Руси.

В XIV-XV1 вв. продолжали существовать и развиваться разно­образные литературные жанры. В XIV в. в Москве был составлен общерусский летописный свод, а в середине XV в. - «Хронограф», в котором рассказ об истории русских земель был включен в обзор всемирной истории.

 

В середине XVI столетия появился еще более совершенный лето­писный свод - Никоновская летопись, вобравший в себя все летопис­ные данные по истории Руси вплоть до 60-х гг. XVI в. В него были включены и материалы, не встречавшиеся в других источниках. Со-

 

ставленный в 70-е гг. XVI в. Лицевой летописный свод, состоявший из 12 томов, включал в себя более 16 тыс. миниатюр.

Одним из распространенных литературных жанров стала воинская повесть - светское произведение, близкое к устному творчеству. Наибо­лее известными памятниками повествовательной литературы воинского жанра стали «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке». Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г. привела к созданию так называемого Куликовского никла. Наиболее из­вестными произведениями этого цикла стати «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и сто брате князе Владимире Андреевиче» (или «Задонщина»), а также «Сказание о Мамаевом побоище».

Существовали в рассматриваемый период и другие литературные произведения. В первую очередь это были так называемые «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, а также «хождения» - описание путешествий русских людей в страны Азии и Европы. Наиболее известным сочинением этого жанра стало «Хожде­ние за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о его пребыва­нии в Индии.

В первой четверти XVI в. появились первые публицистические работы, формирующие политическую теорию Российского государства. Ряд изложенных в публицистических работах легенд обосновывали право московских великих князей па самодержавную власть. В «Сказа­нии о князьях Владимирских» обосновывались идеи происхождения русской княжеской династии от римского императора Августа и пря­мой преемственности ее власти от византийских монархов (передача киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царских регалий от ви­зантийского императора Константина Мономаха). В это же время игу­меном псковского Елизарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III была сформулирована теория о Москве, как о «третьем Риме»: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В конце XV в. в ряде городов Руси возникли первые кружки еретиков, стре­мившихся выйти за рамки традиционных религиозных представлений о природе и обществе.

Центральное место в светской публицистике середины XVI в. зани­мает творчество дворянина Ивана Пересветова. В челобитных, адресо­ванных Ивану IV, он предложил целую программу для укрепления рос­сийского государства. Ярким мыслителем середины XVI в. был Ермолай-Еразм, предложивший царю облегчить положение крестьян, рег­ламентировать их повинности, заменить все поборы единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода. В центре внимания знаме-

 

тый полемики и переписки князя Андрея Курбского и Ивана Гроз­ного также была затронута проблема создания сильного государства. В отличие от царя, считавшего, что его власть может быть только деспотич­ной, т. к. он ее получил от бога, Андрей Курбский считал, что царь в своих действиях ответственен как перед богом, так и перед людьми.

Большую роль в создании историко-литературных произведений имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Большой коллектив писателей, переписчиков и редакторов более чем за 20 .чет работы со­здал грандиозный свод оригинальных и переводных литературных произведений. «Великие Четьи Минеи» — самое цепное собрание1 про­изведений литературы до середины XVI в.

Появилось и первое яркое произведение бытового жанра XVI в. -«Домострой», написанный протопопом Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром. В нем содержались советы по приготовлению пищи, приему гостей, ведению хозяйства, воспитанию детей и т. д.

В конце XIV в. на Руси стало возрождаться ремесленное произ­водство. Наибольшего развития достигли железоделательные и юве­лирные мастерские, резчики по кости и дереву, литейщики. Лучшие мастера великокняжеского пушечного двора превосходили своих за­падных коллег в умении делать мощные орудия со сложными укра­шениями. Андрей Чохов отлил «Царь-пушку» весом в сорок тонн п диаметром ствола 89 см.

В X1V-XVI вв. сложились иконописные школы отдельных земель. Еще более высокого уровня достигла фресковая живопись. Большой вклад в развитие живописи второй половины XIV - начала XV вв. внес Фе­офан Грек, приехавший па Русь из Византии уже сложившимся масте­ром. Он работал вначале в Новгороде, а затем в Москве. К го творчество оказало огромное влияние на русских живописцев. Лучшей работой Феофана Грека, раскрывающей самобытность и мощь ею творчества, стала фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Ф. Грек принимал участие и в создании одною из первых сохранив­шихся иконостасов в Благовещенском соборе Московскою Кремли.

Высшего расцвета русская национальная школа живописи достиг­ла в конце XIV - начале XV вв. Наиболее ярким ее представителем был гениальный художник /Андрей Рублев. В начале XV в. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписал степы Благове­щенского собора в Московском Кремле. Затем вместе с Даниилом Чер­ным работал над фресками Успенского собора во Владимире, полдне!4 в Звенигороде. Украсил фресками и иконами Троицкий собор Трои-

 

це-Сергиева монастыря. В конце своей жизни Андрей Рублев расписал собор Андроникова монастыря. Самой известной его иконой стала «Тро­ица», написанная им для иконостаса Троицкого собора.

Круп пейhi им представителем древнерусской живописи последней четверти XV - начала XVI вв. был Дионисий. Он и его ученики расширили своим искусством границы влияния московской живописи па ряд вошедших в состав московского княжества новых земель. Кис­ти Дионисия принадлежит часть фресок Успенского собора Московс­кого Кремля, собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а также ряд икон - «житийные» митрополитов Петра и Алексея, «Оди-гитрия», «Распятие» и др.

С середины XVI в. в живописи наступил период своеобразного застоя, связанный с введением Стоглавым собором (1551 г.) жестких канонов иконописания. Регламентация художественного творчества и невозможность свободного самовыражения стимулировали повышение уровня техники письма, привели к созданию «Строгановской школы» икон-миниатюр.

В XIV в. возобновилось каменное строительство. Интенсивное ве­дение строительства храмов в камне в Новгороде и Пскове вскоре дошло и до Москвы. В 1367 г. в столице московского княжества был построен единственный в северо-восточной Руси белокаменный Кремль. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивало спе­циалистов из других феодальных центров. Иван III пригласил в сто­лицу итальянских зодчих: Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина, Марка Руферо, Алевиза Нового, Пьетро Содари и др. В конце XV в. началось строительство новых кирпичных кремлевских стен. После почти 30-летней работы миру предстал ансамбль Кремля, который в .>том виде в основном дошел до наших дней.

Строительство нового Кремля началось с возведения Успенского собора (1475-1479 гг.). Псковскими мастерами был построен Благо­вещенский собор (1484-1189 гг.) - домовая церковь московских госу­дарей. Традиции итальянской архитектуры были использованы Але-визом Новым при строительстве нарядного Архангельского собора (150.5-1509 гг.), а также Грановитой палаты, построенной Марко Руф-фо и Пьетро Содари (1178-1191 гг.). Своеобразным завершением архитектурного ансамбля Московского Кремля стал Покровский со­бор (1555-1560 гг.), построенный па Красной площади русским зод­чими Пармой и Постником в честь взятия Казани, называемый собо­ром Василия Блаженного (по имени известного в столице юродивого, погребенного в одном из пределов храма) или собором «Покрова на

 

рву», храм символизировал собой объединение русских земель и кня­жеств в единое государство. Выдающимся памятником каменной шат­ровой архитектуры стал воздвигнутый в 1532 г. храм Вознесения в селе Коломенском.

15 течение XVI в. были возведены каменные стены, по образцу Московского Кремля, в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне4, Зарайске, Серпухове, Смоленске. Мощными крепостями стали к многие монас­тыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и т.д. В 1535-1538 гг. в Москве была возведена вторая линия каменных укреплений, которая опоясала Китай-город — так на­зывали в то время торгово-ремесленные районы столицы. В 80-х гг. в Москве был создан Приказ каменных дел, который провел под руко­водством мастера Федора Коня строительство 15 1585-1593 гг. третьей линии каменных укреплений столицы - Белого города. Вершиной развития русского крепостного зодчества стало строительство Федо­ром Конем Смоленского Кремля (1595-1602 гг.).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!