Единицы измерения печатной продукции и их значение для издательского дела



Издательская продукция на всех процессах творческой деятельности и производства подлежит измерению с точки зрения объемов выполнения работ. Как измерить работу автора, редактора, корректора, художника? Как определить объем издания? Как подсчитать количество бумаги, картона, переплетных материалов на издание? Как оценить в количественном отношении деятельность издательства, типографии? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, введены ряд понятий, служащих единицами измерения издательской продукции. Авторский лист — единица измерения авторского труда, измеряющая объем текста, рисунков и другого материала, созданного автором. Один авторский лист равен 40000 печатных знаков, включающих все буквы, знаки, символы, пробелы между словами. Если измеряется иллюстрационный материал, то подсчет ведется по площади, а именно: 1 авторский лист равен 3000 кв. см. Объем стихотворного текста ведется из расчета: 1авторский лист = 700 строк.Учетно издательский лист — единица измерения объема издательской продукции после редакционно издательской обработки, при ее выпуске в свет. Один учетно издательский лист также равен 40000 печатных знаков, 700 строк стихотворного текста, 3000 кв. см. иллюстраций. Но в объем, измеряемый учетно издательскими листами, включаются, кроме авторского текста, примечания, предисловие, вступительные и заключительные статьи, справочный аппарат издания, выходные сведения и т.п. Бумажный лист — единица расчета количества бумаги на издание. Основные характеристики бумажного листа — формат и вес одного квадратного метра. Формат бумажного листа — размер ширины и длины листа в сантиметрах. Выпускаемые в России и утвержденные стандартами форматы бумажных листов таковы: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108(см. ГОСТ 132 78 Бумага для печати. Размеры). Номенклатура бумаги по весу 1 квадратного метра бумаги в граммах: 40,50, 60, 63, 65, 70, 71, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 140, 160, 180,200, 240, 250.Физический печатный лист — единица измерения объема печатного издания, отражающая поверхность бумажного листа с напечатанным на ней текстом и иллюстрациями. Если печать осуществлена с двух сторон, то очевидно, что один бумажный лист содержит два физических печатных листа. При любом формате физический печатный лист содержит количество страниц, равное доле бумажного листа (тоесть, при доле бумажного листа в 1/16, число страниц на 1 физический лист составляет 16; в книге объемом в 10 физических печатных листов будет содержаться 160 страниц). Условный печатный лист — универсальная единица измерения физического объема печатного издания, позволяющая более эффективно оценивать работу издательства и полиграфического предприятия. Сущность понятия «условный лист» — в сведении всех многочисленных форматов выпускаемой продукции в один. Это дает возможность быстрого подсчета расхода бумаги на продукцию разных форматов (например, при составлении производственного плана). Для этого формат 60х90 см принят за единицу, остальные умножаются на коэффициент, выводимый путем деления площадей других форматов на площадь формата 60х90, то есть на 5400 кв. см. Существует таблица коэффициентов перевода, например: при формате 60х70 см коэффициент составляет 0,78; 60х84 — 0,93; 75х90 — 1,25; 84х100 — 1,56; 84х108 — 1,68 и т.п. Таблицы переводных коэффициентов приведены в справочниках по техническому редактированию. Формат издания — размер страницы издания, измеряемый либо в миллиметрах (ширина на длину) после обрезки (например: 128х200,143х225, 218х165 и т.п.), либо долей бумажного листа избранного формата (например:60х90 1/8, 70х108 1/32, 84х108 1/64 и т.д.).
  1. Бумага и ее характеристики, значимые для издательского дела. Форматы.

Упрощенно бумагу для книг можно разделить на две категории: бумага без покрытия для текста и бумага с покрытием для печати однокрасочных и цветных изображений.

Одна из основных характеристик бумаги - масса одного квадратного метра. Значения этой характеристики для книгопечатания находятся в пределах 25-150 г/м2

Далее следует учитывать толщину бумаги или ее калибр. Для разных по типу изданий выбирается бумага своего калибра.

Оттенок бумаги - белизна - может быть ярко-белым, сероватым, кремовым и так далее.

Далее следует учитывать потребности печати. Сплошной текст и штриховые рисунки могут быть напечатаны на бумаге с шероховатой поверхностью, но полутоновые или цветные рисунки требуют гладкой бумаги с твердой поверхностью - суперкаландрированной или мелованной. Если используется бумага с покрытием, то необходимо решить, какое покрытие использовать: матовое или глянцевое.

Каландрированная бумага, или глазированная бумага, - бумага высокой степени гладкости, достигнутой благодаря тому, что изготовленную на бумагоделательной машине бумагу пропускают через суперкаландр, состоящий из большого числа валов (полированных чугунных и бумажных набивных), выглаживающих бумажную поверхность.

Бумагу без покрытия можно разделить на следующие категории:

§ механического помола;

§ книжная бумага (отбеленная бумага механического помола, бумага с частичным механическим помолом, бумага без древесной массы);

§ бумага для офсетной печати (с частичным механическим помолом, со специальной структурой, без древесной массы);

§ бумага для художественных изданий.

Бумага с покрытием имеет плотность покрытия не менее 3,7 г/м2 на каждую сторону. Основа, то есть бумага под покрытием может быть различной: от дешевой с механическим помолом до дорогой, не содержащей частиц древесины.

На практике основная проблема состоит в выборе между бумагой с матовым покрытием и бумагой с глянцевым покрытием.

Качество бумаги оценивается стандартными техническими показателями, характеризующими ее потребительские и печатно-технологические свойства.

Нормативы массы 1 м2 печатной бумаги изменяются от 50 до 240 г. в соответствии с ГОСТом 13199.

Толщина нормируется для бумаги с покрытием. Для остального ассортимента нормируется плотность. И толщина и плотность оцениваются по ГОСТу 27015.

Есть еще такие важные показатели, характеризующие качество бумаги, как гладкость, прочность бумаги на разрыв, прочность бумаги на излом, которые учитываются при выборе бумаги при использовании тех или иных полиграфических технологий.

Четыре фактора определяют выбор бумаги для книги: характер издания, категория читателя, технология полиграфического процесса, способ доставки потребителю.

Для определения количества бумаги на издание необходимы следующие исходные данные:

§ масса 1 м2 бумаги, на которой предполагается выпускать книгу;

§ формат книги;

§ объем книги в печатных листах;

§ тираж издания;

§ нормы отходов бумаги на технологические нужды полиграфического производства.

Нормы отходов бумаги можно найти в книге «Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства» (М., 1987).

При выборе бумаги на обложку необходимо руководствоваться назначением обложечной бумаги по ГОСТу 20.283 «Бумага обложечная. Технические условия».

Формат А мм mm Формат А мм mm
A0 1189×841 A4 297×210
А1 841×594 А5 210×148
А2 594×420 А6 148×105
А3 420×297 А7 105×74
Формат B мм mm Формат B мм mm
B0 1000×1414 B4 250×353
B1 707×1000 B5 176×250
B2 500×707 B6 125×176
B3 353×500 B7 88×125
  1. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга
          Книжное содружество внимательно следит за разработкой и использованием новых информационных технологий, предпринимая попытки максимально использовать их, во-первых, для совершенствования книгопроизводства, а во-вторых - для изменения стратегии и тактики издательского менеджмента в условиях ожесточающейся конкуренции. Многие из тех, кто трезво оценивает ход событий, понимают, что новые «информационные галактики», которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали таким уж непреодолимым препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.

В заключение стоит рассмотреть прогноз, подготовленный в 1997 г. группой «Гейдельберг» (полиграфическое машиностроение, Германия), который называется «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?». Разработчиками проведен серьезный многоаспектный анализ поставленной проблемы, поскольку, как справедливо замечают авторы проекта, рынок печатной продукции сильнее многих других областей экономики зависит от всех экономических и социальных факторов. Среди них: общее политическое, экономическое и технологическое развитие, рост народонаселения, экология, развитие мировой торговли, состояние воспитания и образования, развитие сферы средств информации. Составители резонно указывают также и на усложнение работы над прогнозом в связи с возникающей в процессе развития часто непредсказуемой взаимозависимостью и взаимодействием этих составляющих (мировые события последнего времени, связанные с борьбой с терроризмом, еще раз убеждают в справедливости этих утверждений).

В основе сопоставления перечисленных факторов в их детальной спецификации авторы прогноза предложили четыре сценария развития печатных средств информации на период до 2010 г. в зависимости от соотношения типов изменения экономических и технологических (показателей). К последним относятся главным образом достижения в сфере новых информационных технологий. Таким образом, выделяется главный конкурентный печатным средствам информации детерминант, который призван взвешивать шансы печатного слова в новой инфосфере. Принципиально важным представляется замечание, сделанное авторами и вынесенное ими на отдельную страницу: «Исследуется вопрос не о том, заменят ли, а о том, в какой степени печатные средства будут заменены электронными средствами». Фактически этим замечанием уже дается ответ на часть вопроса, вынесенного в заголовок всего прогноза, и подтверждается, что речь о полной замене печатных средств электронными СМИ не идет.

Отметим также, что для всех четырех сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним. Прежде чем перейти к нашей собственной оценке количественных показателей современного книгоиздания и тенденций их изменения, целесообразно сделать некоторые общие выводы из рассмотрения тех прогностических материалов, которые имеются в распоряжения специалистов к настоящему времени.

1. Первый и, пожалуй, самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга, а в более общей форме печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит каких-либо указаний на устаревание книги как многофункционального информационно-коммуникационного инструмента, потерю ею своих качеств как элемента культуры. В наиболее афористической форме выразил это во время пребывания в Москве У. Эко, профессор Болонского университета, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Он сказал просто: «Спите спокойно. Книга никуда не денется» .

2. Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу, являются неким субститутом книги, решается далеко неоднозначно. Достаточно сказать, что значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать расти .

3. В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой - активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения. Во «Введении» к популярному учебнику по книгоиздательскому делу говорится: «Компьютеризация как важнейшая часть нашей новой нарождающейся культуры окажет существенное влияние на книгоиздание и в ближайшее время, а тем более в XXI в., в двух основных направлениях.

Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки (манипулирования) информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.), которые в течение многих десятилетий будут в числе самых покупаемых товаров. Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.

Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания. Компьютер быстро излечивает нас от синдрома мышления массовыми категориями» .

4. Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!