Издательское дело в системе современного книжного дела



На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции. Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины.

В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

В современных условиях издательское дело не просто входит в его состав, но и является его основной и ведущей частью. Это утверждение основывается, по крайней мере, на трех моментах. Во-первых, именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т.д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.

 

Издательское дело и его составляющие

Можно выделить три основные составляющие части издательства: редакционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и другие.

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование.

Редактор. Традиционное назначение редактора - редактирование текста. Редактор - ведущий специалист в издательстве и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела - сочетание интеллектуального процесса с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде, необходимо изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит и соответствующие специалисты.

Специалист по производству. Это работник, который осуществляет связь издательства с типографиями, в круг обязанностей которого входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию.

Художник (дизайнер) книги. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача - создать художественный образ книги, превратить авторский оригинал в издательский.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению.

 

  1. Масштабы современного мирового книгоиздания

Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.

Если оценивать состояние мирового книгоиздания в целом, то можно сказать, что на рубеже тысячелетий создан весьма надежный фундамент для дальнейшего движения вперед. Несмотря на бурное развитие, новых информационных и коммуникационных технологий, книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия.

 

  1. Демократизация издательской деятельности в России

Принятие Закона «О печати и других средствах массовой информации» произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:

«Ст. 1. Свобода печати

Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается»

Закон «О печати и других средствах массовой информации», разработанный молодыми юристами Юрием Батуриным, Михаилом Федотовым и Владимиром Энтиным, содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации.

Bo-первых, уже указанное провозглашение свободы печати и отмену цензуры. В стране, где цензура господствовала столетиями, эта норма была беспрецедентной.

Второй момент, сразу обращавший на себя внимание даже при беглом знакомстве с Законом, относится к статье 7 «Право на учреждение средства массовой информации», в которой было записано: «Право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным (вспомним, что еще за год до принятия Закона кооперативам было отказано в таком права), религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с Законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста». Такого расширительного толкования состава потенциальных учредителей страна не знала со времен НЭПа. Наиболее сильное впечатление производило упоминание об отдельных гражданах в качестве возможных учредителей СМИ, да еще с чрезвычайно низким возрастным цензом.

И, наконец, третье обстоятельство, которое поднимало Закон в глазах тех, кто ожидал перемен: деятельность в области печати и средств массовой информации отныне будет носить не разрешительный, а регистрационный характер. В статье 8 устанавливалось, что «редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после регистрации соответствующего средства массовой информации», далее определялся порядок регистрации, а также назывались те случаи, когда распространение информации допускалось без регистрации (речь шла об органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, учебных и научных учреждениях и т.д.). В тексте Закона не было ни одного пункта, предусматривавшего случаи, когда учредителю средств массовой информации нужно было бы получать у кого-либо разрешение на его функционирование.

 

  1. Современная издательская система России

Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. Количество выданных лицензий на ведение издательской деятельности составило в 1991 г. - 1597, в 1992 г. - 2967, в 1993 г. - 1866, в 1994 г. - 813. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15.04.2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.

Конечно, далеко не все эти новые образования систематически занимаются выпуском издательской продукции. В Российской книжной палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России (стоит вспомнить, что 10 лет назад не все областные центры - нынешние субъекты Федерации - имели у себя издательские структуры). Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста.

 

  1. Редактор в современном издательстве

Современный редактор - это специалист в области издательского дела и редактирования. В своей деятельности редактор пользуется подходами, которые обусловлены спецификой редакционно-издательского процесса и включают определенные принципы, методы и способы действий. Необходимое условие успешной работы редактора - осознанное творческое и самостоятельное осуществление своих функций, основанное на знании ее сущности, структуры и механизма редактирования.

В целом и общем деятельность современного редактора отличает то, что она имеет творческий, проектно- конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы и действия, обеспечивающие создание и распространение книги, нужной обществу и конкретным категориям читателей. В принципе все редакторские действия и операции взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть представляют собой определенную совокупность. Несмотря на это, с некоторой условностью в деятельности редактора, специализирующегося в области современного книгоиздания, можно выделить четыре направления, каждому из которых соответствует своя группа решаемых задач.

1. Знание предмета, спецлитературы. Умение обратиться к энциклопедиям.

2. Знать язык, нормы, развитие языка. Умение оценить язык, а главное самовыражение автора.

3. Знание специфики различной литературы и особенностях её редактирования.

4. Обладать литературными, творческими способностями.

5. Логические и психологические закономерности авторского труда. Умение понять его стиль.

6. Умение анализировать. Это высокий профессионализм.

7. Знание технологии редактирования. Знание компьютера.

8. Знать основы издательского дела, полиграфии и издательского маркетинга.

9. Умение рассчитывать себестоимость издания, его окупаемость. Экономический анализ.

10. Иметь представление о рекламе компаний.

11. Умение работы над книжной формой, элементами, аппаратом издания.

12. Знать психологию читателя и автора, культуру общения. Редактор это посредник между автором и читателем.

13. Знать основы законодательства. Авторское право.

 

  1. Издательство и государство. Государственная поддержка издательского дела.

В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими субъектами ее, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях - от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается, что предметом первоочередной заботы этой организации является: «Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии, что они будут соблюдать все законы и правила, относящиеся к этой деятельности, как в пределах собственной страны, так и в международном масштабе. Ассоциация считает своим долгом всеми силами противостоять любым попыткам или угрозам ограничить эту свободу).

С другой стороны, издатели многих стран нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества. Таким образом, отношения издателей с государством носят диалектически противоречивый характер, модуль которого сводится к тому, чтобы вовлечение государственных органов в проблемы издательского сообщества ограничивалось протекционистскими мерами, но не переходило границ творческой самостоятельности издательских структур.

Можно говорить о двух формах государственной поддержки книгоиздания: прямой и косвенной. Под прямой поддержкой подразумевается использование государственных субсидий для развития книгоиздания в целом, для осуществления отдельных издательских проектов, особенно носящих ярко выраженный национальный характер, для поддержания книготорговых фирм и библиотек, а также для поощрения экспорта книг, прав, издательских и полиграфических услуг.

В России государственная поддержка издательств осуществляется в обеих рассмотренных выше формах. Прямая поддержка книгоиздания осуществляется на основе Федеральных программ выпуска различных видов социально значимой литературы: учебной, научной (в том числе научно-технической), справочной, детской, литературы на языках малых народов и др. Федеральная программа в виде перечня изданий, выпуск которых осуществляется при поддержке государства, формируется на основе ежегодного конкурса. Заявки, представляемые издательствами, рассматриваются компетентной экспертной комиссией с участием представителей различных ведомств.

Финансирование изданий, включенных в Федеральную программу, осуществляется через Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, причем субсидируются только те затраты (или их часть), которые относятся к полиграфическому исполнению и закупкам бумаги и материалов. Все редакционно-издательские и прочие расходы относятся на счет издателя, участвующего в программе. В рамках Федеральной программы ежегодно поддерживается выход в свет примерно 1,5 тысяч названий.

 

  1. Российская книжная палата и ее значение для издательского дела в России.

Российская книжная палата (РКП) — национальное библиографирующее агентство, осуществляющее библиографический и статистический учёт выпускаемых на территории Российской Федерации изданий, архивное хранение изданий, проведение международной стандартной нумерации произведений печати и научные исследования в области книжного дела.

Основными задачами РКП являются:

§ регистрация и статистический учёт печатной продукции в России;

§ исследования для практической деятельности по созданию государственной библиографии, а также обеспечению единых подходов к этому процессу в библиотеках и издательских организациях;

§ пополнение Государственного архива печати России;

§ пополнение хранилищ крупнейших библиотек страны на основе обязательного экземпляра за счет издателя;

§ ведение государственных библиографических указателей;

§ выпуск журнала «Библиография» и книг серии «Исследования и материалы»;

§ присвоение издательствам и изданиям номеров ISBN (поскольку РКП является национальным агентством ISBN в России);

§ разрешения присвоения книгам классификаторов УДК и ББК.

§ разработка и эксплуатация банка данных государственной библиографии;

§ создание и поддержка информационной системы «Книги в наличии и печати».

В настоящее время базой для государственной библиографической регистрации и статистики печати в РФ служат обязательные бесплатные экземпляры каждого издания, поступающего в РКП за счёт издателей (их стоимость относится в себестоимость продукции).

Ежегодно обработку в технологическом режиме с использованием современных электронных средств в РКП проходят 0,7—1,2 млн изданий. Полученная информация доводится до потребителей (библиотек различного уровня и профиля, информационных органов, научно-исследовательских учреждений, архивов, редакций газет и журналов, издательств и пр.) путем распространения по подписке государственных библиографических указателей (летописей), карточек централизованной каталогизации, а также организации автоматизированного справочного обслуживания.

В качестве справочно-поискового аппарата используется постоянно пополняемый Генеральный алфавитный каталог, содержащий более 30 млн библиографических записей о произведениях печати, выпущенных в России с 1917 года. На сайте РКП доступен электронный каталог библиографических описаний изданий 1917—2005 гг. объемом более 1,8 млн записей.

На РКП возложена обязанность получения за счет издателей и распределения между основными фондодержателями (перечень которых утверждается в законодательном порядке, например, сейчас экземпляр каждого издания, поступившего в РКП, в установленном количестве должен оказаться в Ленинской Библиотеке в Москве и в Салтыковской Библиотеке в Петербурге) комплектов обязательных бесплатных экземпляров изданий и других документов. Один комплект после прохождения регистрации, библиографической и статистической обработки поступает на вечное хранение в Государственный архив печати РФ, входящий в состав РКП и представляющий собой наиболее полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 г. По данным на 1970 год, в ней насчитывалось 34 млн единиц хранения; на 2001 год — свыше 80 млн.

 

  1. Правовое регулирование издательского дела в России.

В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон Российской Федерации, название которого несколько отличалось от прежнего документа, утратившего к этому моменту свою юридическую силу. Теперь закон назывался «О средствах массовой информации» и хотя и базировался на тех же трех китах - свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности, тем не менее можно отметить, что полтора года действия предыдущего акта не прошли даром. Новый закон содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр.), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.

По-новому зазвучали в тексте закона и основополагающие положения, они стали конкретнее и ближе к жизни, утратив ненужный идеологический пафос. К примеру, статья 1. «Свобода массовой информации» получила такую редакцию:

«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Дальнейшее развитие в законе получили вопросы недопустимости цензуры. Вместо простого упоминания об этом, содержавшегося в тексте Закона СССР, в новом правовом акте введена специальная статья 3 «Недопустимость цензуры», где развернуты содержательные аспекты этого понятия. Текст статьи гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается».

 

  1. Корректура и корректурные знаки. ГОСТ 7.62-90.

Корректу́ра (из лат. correctura «то, что подлежит исправлению; должность корректора, наместника») — совокупность корректурных исправлений и сам процесс исправления ошибок и устранения технических недочетов в корректурном оттиске набора и печатной форме, включающий чтение корректурных оттисков и корректурную правку. Для внесения исправлений используются специальные символы — корректурные знаки

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ

Знаки для разметки и исправления подразделяют следующим образом:

1) для уточнения написания букв различных алфавитов, цифр;

2) для обозначения начертания шрифтов;

3) для расположения элементов текста и иллюстраций;

4) для изменения букв, слов (вставки, выкидки, замены) и пробелов;

5) для исправления технических дефектов набора;

6) для обозначения и исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

а) Знаки замены

Заменить букву или знак другими

Знаки
Применение. Знаком перечеркивают заменяемую букву, повторяют его на поле против строки с заменой и справа от знака пишут нужную букву. При замене прописной буквы строчной буквой рядом со знаком замены на поле пишут справа заменяемую букву и над нею две короткие черточки. При обратной замене такие же черточки ставят под буквой. При замене тире дефисом рядом со знаком на поле справа от него ставят две черточки, обозначающие дефис.

Заменить несколько букв, знаков, слов, целую строку другими

Знаки
Применение. Знаком перечеркивают заменяемые слова, буквы, строки, знак повторяют на поле и рядом справа пишут нужные буквы и знаки.

Заменить несколько строк другими

Знаки
Применение. Знаком перечеркивают заменяемые строки, повторяют его на поле и рядом справа пишут нужный текст.

Заменить линейку другой по начертанию или рисунку

Знаки
Применение. Одним крестиком помечают линейку, которую нужно заменить светлой тонкой линейкой, двумя — линейку, которую нужно заменить полужирной, тремя — линейку, которую нужно заменить жирной. Чтобы заменить линейку линейкой с другим рисунком, последнюю рисуют на поле и помечают, как и в тексте, знаком замены.

б) Знаки вставки

Вставить в слово пропущенную букву, буквы, знаки

Знаки и другие знаки замены буквы (знака).
Применение. Знаком перечеркивают букву рядом с пропущенной или пропущенными, знак повторяют на поле и рядом справа пишут перечеркнутую букву и пропущенную (пропущенные).

Вставить слово, словосочетание, предложение, строку

Знаки
Применение. Знак вставляют в междусловный пробел или между строками, повторяют на поле и рядом справа пишут вставляемый текст.

Вставить линейку

Применение. Вставляемую линейку прочерчивают в месте вставки и перечеркивают нужным числом косых крестиков.

в) Знаки выкидки букв, слогов, слов, строк

Знаки. Используются знаки замены, к которым присоединяется знак выкидки Применение. Выкидываемые буквы, слоги, слова, строки перечеркиваются знаком замены, его повторяют на поле, присоединяя к нему справа внизу знак выкидки.

г) Знаки перестановки элементов набора

Поменять местами соседние буквы, слоги, слова, строки

Знаки

Применение. Одной дугой охватывают один элемент, другой — второй.

Переставить соседние буквы, слоги, слова можно и с помощью знака замены.

Изменить порядок нескольких слов или строк

Знак — дужки с номерами, в порядке которых надо расставить слова или строки.
Применение. Каждую часть знака ставят над своим словом или у своей строки. На поле повторяют только знаки над словами в порядке номеров.

Переставить букву, слог, слово, словосочетание, строку, несколько строк
в другое место

Знаки
Применение. Знаком охватывают переставляемый элемент и ведут линию со стрелкой в то место, куда его надо переставить. При переносе со страницы на страницу стрелку выводят на поле и рядом пишут в кружке: На с. ... — а на другой странице рисуют на поле кружок со словами внутри: Со с. ... — и ведут линию со стрелкой в нужное место.

Подвинуть элемент вправо, влево, вверх, вниз до нужного места

Знаки
Применение. От элемента, который надо подвинуть, ведется линия со стрелкой к черте, до которой надо подвинуть элемент, либо элемент охватывают дужкой с черточками по краям, показывающими, где должны находиться конец, начало, верх, низ элемента.

Поднять элемент до верхней линии основной строки или строки элемента
либо опустить до нижней линии строки или строки элемента

Знаки
Применение. Раструбом знака охватывают элемент. Острие направляется в сторону, противоположную передвижке.

Начать строку с абзацного отступа

Знаки

(второй — для зарубежных типографий)

Применение. Знак ставят перед первым словом предложения, которое надо начать с абзацного отступа. На поле повторяют, когда надо указать размер абзацного отступа.

Соединить абзацы в один (набрать абзацы в подбор)

Знаки
Применение. Линия ведется от конца верхнего абзаца к началу следующего. На практике линию в середине разрывают.

Поставить элемент посередине формата полосы или колонки
(выключить в красную строку)

Знаки  
Применение. Знак ставят по обе стороны элемента (стрелки острием к элементу).

д) Знаки изменения, введения, выравнивания, уничтожения пробелов

Увеличить пробел между словами или строками

Знаки

Применение. Знак ставят в увеличиваемом пробеле между словами или между строками. Если нужно указать размер пробела, его пишут в кружке возле дужки.

Уменьшить пробел между словами или строками

Знаки
Применение. Знак ставят в уменьшаемом пробеле между словами или строками. Размер пробела пишут в кружке возле дужки.

Разделить пробелом слитно набранные слова

Знак
Применение. Знак ставят между последней и первой буквой слившихся слов.

Слить в одно слово раздельно набранные его части

Знак
Применение. Знак ставят в пробел между частями слова, которые надо набрать слитно.

Выровнять междусловные пробелы

Знак
Применение. Знак ставят в междусловных пробелах строки.

е) Знаки шрифтовых выделений и изменений

Набрать шрифтом другой гарнитуры, начертания, кегля

Знаки
Применение. Знаком подчеркивают элемент или элемент заключают в него, повторяют на поле и сверху или рядом справа пишут пояснение. Строки охватывают на поле скобой и рядом пишут пояснение.

Уничтожить разрядку

Знаки
Применение. Знак "уменьшить пробел" ставят в первом и последнем межбуквенном просвете текста, набранного разрядкой, и соединяют волнистой чертой.

ж) Знаки исправления технических дефектов набора

Перевернуть букву, слово, строку

Знаки
Применение. Петлей знака охватывают перевернутый элемент. От перевернутой строки проводят черточку и рядом ставят знак. Можно исправить дефект и знаком замены на правильно написанное слово, букву.

Выровнять край набора

Знак
Применение. Знак проводят на поле у неровного края.

Выровнять строки по горизонтали

Знак
Применение. Горизонтальные линии проводят над и под строкой с пляшущими буквами.

Уничтожить коридор (совпадение по вертикали междусловных пробелов в трех
и более строках подряд)

Знак
Применение. Знак ставят в коридоре, повторяют на поле, перечеркнув косой чертой.

Усилить или ослабить натиск, убрать грязь, сблизить линейки в стыке

Знак
Применение. Знаком охватывают дефектное место.

Заменить чужие буквы (другой гарнитуры, кегля, начертания) своими

Знак
Применение. Знак ставят под чужой буквой. Если строка целиком набрана шрифтом другой гарнитуры, или кегля, или начертания, ее охватывают дужкой с черточкой, рядом с которой ставят знак.

Устранить марашку
(отпечаток приподнявшегося пробельного материала)

Знак
Применение. Знаком перечеркивают марашку.

з) Знак отмены сделанного исправления

Знак . . . . . . . . . .  
Применение. Знак ставят под неверно сделанным исправлением, а исправление на поле перечеркивают.

и) Знаки, сочетающие несколько разных указаний

Выкинуть букву или знак и оставшиеся по обе стороны части набрать слитно
или раздельно


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1831; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!