Политико-правовая доктрина Дж.Локка



Джон Локк (1632–1704)выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Дж. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж. Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма.Непосредственный социально-классовый смысл представлений Дж. Лок-ка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге революции 1688 г. Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Дж. Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной – все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

 

Политические и правовые идеи европейского Просвещения. Общая характеристика

Просвещение —влиятельное обще культурное движение

эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важ-

ной составной частью той борьбы, которую молодая тогда бур-

жуазия и народные массы вели против феодального строя и его

идеологии.

Специфику содержания Просвещения более всего характе-

ризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравствен-

ный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Дея-

тели Просвещения желали утвердить на земле ≪царство разу-

ма≫, в котором люди будут совершенными во всех отношениях,

восторжествует гармония интересов свободного индивида и

справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой со-

циальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды

на пришествие ≪царства разума≫ связывали с вытеснением из

массового сознания обскурантистских клерикальных идей и с

ликвидацией реакционных феодально-аристократических уста-

новлений, нравов, традиций. Просветители стремились дока-

зать, что прогресс истины непосредственно сопряжен с истори-

ческой поступью свободы, что он приближает наступление сво-

боды для всех людей.

Главная ставка делалась на энергичное распространение ра-

ционального знания, на преодоление темноты и невежества

масс и на внедрение в общественную жизнь ценностей, осно-

ванных на уважении человеческого достоинства. Исключитель-

но важная роль отводилась процессу политического, морально-

го и эстетического воспитания индивида, привития ему потреб-

ностей в добре, истине, красоте, а также качеств истинного

человека и гражданина.

2. Пуфендорф 341

Отмеченные моменты присутствовали в Просвещении

Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, коло-

ний Северной Америки и других стран, хотя и в разных фор-

мах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исто-

рические особенности соответствующих государств, взаимодей-

ствуя с иными идеологическими факторами. Просвещение и

создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера

оказывали значительное влияние на содержание, способы и на-

правление развития науки о государстве и праве, образуя один

из самых значимых для нее духовных факторов.

Просвещение зародилось и поднялось в XVII в. (ранний

этап), но свои наиболее выразительные черты оно обрело в

XVIII в. В данный период в авангарде просветительского дви-

жения —особенно в том, что касалось разработки политико-

юридической проблематики —находились выдающиеся фран-

цузские мыслители.

Реакцией на идеологию Просвещения, в частности на его

политико-правовые проекты, явился консерватизм, представ-

лявший собой романтическое мировоззрение, ориентированное

на защиту шедших из глубины веков традиционных устоев

общественной жизни. Будучи комплексом охранительных по

своей направленности взглядов, он всячески отрицал необходи-

мость радикальной ломки этих устаревших устоев. Политиче-

ские и юридические идеи сторонников консерватизма сдела-

лись заметным и неотъемлемым элементом европейской поли-

тико-правовой мысли конца XVIII —начала XIX в.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!