Проблема формирования глобального сознания



Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технокра­тизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным сред­ством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориен­тиры и установки. Новый подход противостоял тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

В большинстве случаев люди ведут себя так, как будто глобальные проблемы их не касаются или все образуется само собой. Смело взгля­нуть в лицо трудностям мешают, в числе прочих, психологические при­чины: страх обнаружить собственное бессилие перед лицом неумолимо­го рока и отчаяние в возможности спасения. Это нередко рождает ядо­витый цинизм, а также способствует распространению новоявленных лжеучений, обещающих легкий духовный путь. Помимо психологичес­ких причин неприятия глобального взгляда на современную ситуацию существует целый ряд иных. Они, в частности, связаны с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. Яд­ром такого мировоззрения должно стать глобальное сознание.

Глобальное сознание призвано выразить особенности современ­ной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть корни современ­ных глобальных проблем. На этой основе станет возможным определе­ние путей их преодоления, а также уяснение будущих перспектив че­ловечества. В конечном итоге речь должна идти о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе, о той миссии, к которой человек призван по своему существу. Вместе с тем в рамках глобального созна­ния со всей очевидностью должна быть осознана задача выживания человечества, от которой зависит решение всех других. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры но­вого типа, в которой установка на выживание является доминирую­щей. Суть глобального сознания не в возврате к прошлому и не в унынии и пессимизме. Напротив, оно должно открыть оптимистичес­кую перспективу.В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основ­ных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группа). Разработке своей концепции В.И. Вернадский опирался на тра­диции отечественной философской мысли, в которой идея любовно-заинтересованного отношения человека к природе выражена предельно ярко.

Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие писали о со-фийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее нача­ло. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Вл. Соловьев, в частности, считал необходи­мым расширить сферу действия кантовского категорического импера­тива, распространив его не только на человека, но на все живые существа.

В работе «Философия общего дела» Н. Федоров ставит все пробле­мы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Кос­мосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассмат­риваются им на основе представления о человеке как существе кос­мическом. Человек соответственно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из особенностей этого положения Н. Федоров выводит, с одной сторо­ны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с дру­гой — намечает перспективы для преодоления противоречий в буду­щем. Людей должен объединить великий замысел или общее дело. Та­ким общим делом станет дело воскрешения всех людей, когда-либо живших на Земле. По Н. Федорову, люди вполне в состоянии победить смерть. В будущем они станут существами бессмертными. Но этого мало. Следует стремиться не только к достижению бессмертия для будущих поколений, но и к воскрешению для бессмертной жизни всех ранее живших. Свой подход Н. Федоров обосновывает нравственными сооб­ражениями. Однако речь у него идет о воскрешении в прямом, физи­ческом смысле. Следовательно, речь идет о радикальном изменении или, точнее, преображении физической природы человека.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1076; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!