Открытое общество. Закрытое общество
ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ» (the «open» societyandthe «closed» society) — понятия, впервые использованные А. Бергсоном в его книге «Два источника морали и религии» (1935) и разработанные К. Поппером в период между 1938 и 1943 гг. в книге «Открытое общество и его враги». В противопоставлении друг другу эти понятия используются для характеристики культурно-исторических, социальных и политических систем, построенных на противоположных основаниях и принципах, которые свойственны ранним и более зрелым этапам обществ, развития.
Общество «закрытое» — общество, едва вышедшее из лона природы. Оно представляет собой тип общества, характеризующийся ограниченной мобильностью, статичной социальной структурой, традиционализмом, неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, нетранспарентными информационными отношениями и связями, тоталитарной политической системой. Его отличает вера в магические табу, запреты, обычаи, законы, в неизбежность и предопределенность, власть страха перед внешними силами, действующими, как правило, неотвратимо, насильственно, фатально, роковым образом, неизменно, наподобие восхода и захода солнца, смены дня и ночи, времен года и т.п. В Обществе «закрытом» сознательное изменение, конструирование социальной реальности, проектирование социальных институтов является не правилом, а исключением и встречается чрезвычайно редко. В нем каждому индивиду отведены свои место и роль, человек не стремится к их изменению. Согласно Попперу, признаками и характеристиками Общества «закрытого» обладают общества племенные, магические, коллективистские.
|
|
Общество «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип общества, который характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
Концепция Общества «открытого» включает прежде всего идеи демократии, свободы и равенства. К последнему можно прийти только через институциональный контроль над властью. Поэтому одна из главных идей Общества «открытого» — идея власти закона. Задача установления Общества «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.
Характеризуя основные черты Общества «открытого», принято подчеркивать его рациональность, восприимчивость к новому, реформам, изменчивость, основанную на внутренней диалектике самореформирования и самосовершенствования. Оно стремительно движется вперед, подчиняясь логике ситуаций, повышая личную ответственность и значимость самостоятельных решений, осуществляя продуманный выбор и тщательную подготовку к социальным реформам, к обустройству жизни в условиях расширения степени свободы. В Обществе «открытом» налицо конкуренция за статус среди его членов. Здесь возникает новый индивидуализм вследствие ослабления биологических или физических связей и повышения роли социокультурных, духовных отношений. Это по особому нравственное и справедливое общество. Его новой верой является гуманизм, т. е. вера в человека, его интеллект, общественную атмосферу, где достоинство человеческой жизни придают разум, любовь к истине, доброте, красоте и благу. Общество «открытое» — «благое общество» (У. Липпман), идеалом которого является неотчуждаемое право каждого индивида на жизнь с достоинством и в благополучии.
|
|
Пути развитие казахстанского общества.
Казахстан закладывает свой эволюционный путь развития, связанный с изменениями отношений между государствами. Этот путь основан на последовательном изменении системных показателей модернизации и протекает на всех уровнях (само)организации. Казахстанский путь испытывает влияние глобальных тенденций, давление их ведущих сил и отрядов. Развитие Казахстана, с одной стороны, есть расширение сотрудничества и партнерства по всем направлениям политики; гуманизация законодательства и демократических форм управления, с другой – период внедрения новых идей, традиций культурных отношений в обществе. В республике четко обозначена стратегия развития страны. Но система обновляемых отношений вносит существенную поправку в характер самоориентации, мировосприятия и социальные отношения. Общественность осознает значимость неотложных задач. В их числе: определить национальный потенциал и наилучшим образом использовать ресурс общества; глубже вникать в суть следующих базовых позиций республики: 1) нет Казахстана вне казахского народа и его культуры; 2) перспектива Казахстана не будет прочной и привлекательной без согласованной и совместной жизни казахстанцев; 3) успех социально-экономических преобразований, движущая сила культуры заложены во взаимном уважении и взаимной поддержке, в действенности партнерских усилий. Система постулатов имеет объективно-исторический смысл, и следование этой установке обязательно для всего народа Казахстана.
Казахстанский путь к модернизации соотношения «независимости – взаимозависимости» свидетельствует о главном: социальный порядок и стратегическое партнерство представляют собой нормальное, здоровое состояние общества и душевный подъем народа. Ради благополучия человека и общества необходимо реализовать следующие принципы инновационной традиции: постепенно расширять зону сотрудничества и влияния; осуществлять многовекторную интеграцию в евразийском и евроатлантическом пространстве; организовать систему двухсторонних отношений. Этот путь сближает государство с гражданским обществом, форму модернизации – с реальностью Казахстана.
|
|
|
|
Казахтану в своем становлении как отрасль знания исходит из разных идейно-теоретических установок и ориентиров. Стержнем становления казахтану должно быть теоретико-методологическое обновление, основанное на богатых традициях научно-художественного воображения, опыта перехода к альтернативным моделям мышления, открытия новых полей научного знания.
Подобные качественно различные модусы человеческого существования и мировоззрения не только сменяют друг друга в ходе истории, но и одновременно присутствуют в современном Казахстане. Если субъектная активность обеспечивает человеку относительную независимость от многочисленных и противоречивых социальных требований, то организационное развитие Казахстана направлено на позитивное структурное изменение деятельности и актуализацию критериев позитивности и мотивации поведения. От реформы системы отношений и развивающей функции творчества мы ожидаем большего и необходимого.
Диалектика как система
Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность;
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.
Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может
Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки.
Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Принципы:
- принцип развития,( движение основной атрибут материи)
- принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)
- принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)
- принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)
- принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )
3 базовых закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):
3. Законотрицания
Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!