Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры



Становление арабского народа и государства на основе религии ислама. До VII в. на территории Аравийского полуострова существовали арабские кочевые племена. Объединить их в единый народ смог пророк Мухаммад (570-632). Использовав представления иудаизма и христианства, силой своего гения он создал оригинальную религию ислама. Она стала духовной основой объединения племен в общий этнос. Под знаменами ислама прошли успешные завоевания и уже в начале VII в. Арабский халифат по территории был больше бывшей Римской империи. Расширение этнического состава мусульманства произошло за счёт иранских и других народов.

Арабская философия возникла на основе ислама и развивалась путем творческой переработки греческой философии и науки. Учение Мухаммада воплотилось в священной книге – Коране, многие ее краткие изречения требовали разъяснений и расширенных трактовок. В ходе религиозно-теологических дискуссий определилась тематика, каноны и отклонения от них. Контакты с культурой покоренных народов привели арабских мыслителей к учениям греческих философов. Они были оценены как вершинные достижения. Таким образом, арабская философия формировалась в ходе взаимодействия мусульманских идей с греческим философским логосом. Последний сначала был предтавлен в основном Платоном и неоплатониками, а затем Аристотелем.

Сквозные философские темы и направления.

Главной целью всей мусульманской философии стало теоретическое обоснование ислама и создание теологической системы. Но в решении этой задачи выделились два разных направления.

Арабский аристотелизм: ислам можно обосновать средствами философского разума. Предшественниками последователей Аристотеля можно считать мутазилитов («отколовшиеся»). Это была религиозная секта, которая считала, что истины об Аллахе выстраиваются на логическом пути рационального мышления. Арабским почитателям Платона и Аристотеля: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине, Ибн Рушду – такая позиция была близка.

Суфизм: не разум, а мистический опыт ведет к Всевышнему. Это направление сложилось в виде реакции на мутазилитский рационализм. На первое место здесь выдвигается сверхинтеллектуальный таинственный опыт общения мудреца с Богом. Мудрец наделен особым пророческим даром, который дает ему возможность мистического контакта с Всевышним. На становление суфизма оказало влияние неоплатоническое учение об экстазе. К основным представителям относятся: Аль-Газали, Сухраварди (12 в).

 

Философия в культуре Ренессанса и Реформации

 

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии.Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Особенности философии Возрождения: антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» человека в мире;гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности;

секуляризация – культура и философия приобретают светский характер; рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков; антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы; пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир; взаимодействие с наукой; взаимодействие с художественной культурой. Реформация – в широком смысле: социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле: пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма. Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную, обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Каль-вина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).

Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников.

- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;

- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

    


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!