Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин)
Эпоха.
Реформация — разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель — преобразование господствовавшей католической церкви).
Германия (поляризация классовых сил; крестьянская война)
Мартин Лютер (1483 — 1546) (окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в Виттенбергском университете получил степень доктора богословия; в 1517 открыто выступил против католицизма).
Противопоставил себя движению низов (стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).
Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки — шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).
Томас Мюнцер (1490 — 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса — таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).
Жан Кальвин (1509 — 1564) (юрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 — отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; власти вынудили его покинуть родину; обосновался в Швейцарии; главный труд «Наставления в христианской вере»).
|
|
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников — стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы — упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).
Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав — альтернатива — учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).
Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).
Формы государства (идеальное государство).
Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права).
|
|
Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти — сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей — справедливо право сопротивления со стороны подданных — оружие только слово и страдание за веру, единственный судья — Бог).
Мюнцер (реформация — преобразование мира на началах примата общих интересов; вера — активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога — их интересы полностью совпадают с интересами общества).
Торжество общих интересов (общность имущества; отсутствие частных интересов).
Ближайшие политические цели (манифест «Статийное письмо» — перед трудящимися ставилась задача объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ и установить справедливый общественный строй).
Не отвергал республиканских идей (народ должен определять и контролировать политику государства) (радикализм оттолкнул многих от Реформации).
|
|
Кальвин (всякая община имеет право самостоятельно управлять своими делами (основа МСУ и республиканских программ)).
Концепция государства (соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти — дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого).
Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов — демократический (охлократия), наилучший — аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства).
Реализация идей на практике (пришел к власти в Женеве; придал своим установлениям силу государственного закона; ввел жесткую регламентацию общественной и личной жизни (не было свободы даже в развлечениях, выборе одежды или пищи); преследование инакомыслящих).
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!