Характеристика государства (определение государства)



Политическое общество предполагает власть (она существует сама по себе (не установлена другой властью), принцип власти божественен, но ее установление и использование может противоречить божественным предначертаниям).

Соотношение церкви и государства (верховенство церковной власти в умеренных формах; стремление обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей; юрисдикцию пап Фома оправдывает необходимостью наказания грешников и их отстранения от власти).

Собственность (дар Бога человеку; ею следовало пользоваться с чувством ответственности перед дарителем; оправдание богатств церкви — только праведные могут распределять общее достояние; собственность — ответственность и опека).

Никто не должен иметь больше, чем нужно для удовлетворения его потребностей (всякая собственность должна служить общему благу; для удовлетворения нуждающихся допустимо пользоваться изобилием богатых).

Догматическая идеология (факты брал в рассуждениях древних мыслителей и отцов церкви, приспосабливал их идеи к потребностям церкви).

Формы государства (идеальное государство).

Следует Аристотелю (три правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия); делятся по отношению к общему благу; правильные — политическая власть (основана на праве и обычае), неправильные — деспотическая власть (не ограничена правом)).

Симпатии к монархии (лучшая форма; власть царя напоминает власть Бога; так как сложно удержаться от тирании — на практике ей следует предпочесть смешанную форму правления с преобладанием монархического элемента).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

На вершине системы права — вечный закон (божественное провидение) (Бог создал мир с определенной целью; ограниченному человеческому сознанию вечный закон не доступен; чтобы следовать божественному предопределению, человек наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать, что ему соответствует (внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения)).

На этой основе вырабатывает рационалистические принципы (естественный закон — порожден разумом человека; общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев).

Человеческий закон — позитивный, признается людьми по их воле (законы создает природа, диктует разум, а человек только признает их, придает им четкую форму).

Божественный закон (часть вечного закона, предаваемая с помощью откровений; содержится в Библии и видениях святых).

Божественный, естественный и человеческий законы должны ввести человека в круг действия вечного закона.

Наиболее несовершенен человеческий закон (должен проверяться с точки зрения соответствия естественному и божественному законам; критерии — религиозное сознание, нравственный (религиозный) долг; закону, не соответствующему естественным установлениям, можно не повиноваться; принудительное осуществление такого закона — признак тирании).

Особенности теории.

Томизм — символ религиозного освящения существующего порядка (объявляет этот порядок покоящимся на естественном праве, на велениях разума и соответствующим вечному закону; частная собственность отождествляется с собственностью вообще; социальные различия объявляются естественными и неизбежными, объясняются разделением труда, разницей в профессиях).

Солидарность различных классов на основе христианской любви к ближнему — идеальное решение социальных проблем.

Политико-правовая концепция ислама

Эпоха.

VII в. н.э. (арабские племена переходили от родового строя к государственному; монотеистическая религия отвечала потребности объединения, вытесняя племенные культы).

Мухаммед (Магомет) (родился в 570 г.) (испытал нужду; служил пастухом и приказчиком; в 610 г. выступил с проповедью (предрекал скорый конец мира и страшный суд, призывал отказаться от почитания идолов и поклоняться Аллаху, объявлял себя его пророком; его плохо приняли — бежал (бегство — хиджра (622 г.)); начал успешную вооруженную борьбу с племенной верхушкой курейшитов; в 630 г. Мекка сдалась, население приняло ислам; Мухаммед возглавил общину верующих как религиозный лидер и как правитель).

Происхождение государства.

Сунниты (рациональное объяснения образования государства — нужно избежать хаоса, без власти воцаряется анархия) (умеренная, частично рационализированная концепция власти халифата).

Шииты (отметаются всякие попытки рационального объяснения происхождения власти; только религиозные аргументы).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!