Тема 1. Политические и правовые учения в Древнем Китае
Методичка. ИППУ (очное 2003)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Методические рекомендации для студентов дневного отделения (специальность 021100 «Юриспруденция»)
Курган 2003
Кафедра теории и истории государства и права
Дисциплина: «История политических и правовых учений»
Автор-составитель: доцент, канд. филос. наук Чертова Л.Н.
Утверждены на заседании кафедры 29 декабря 2002 г.
Рекомендованы редакционно-издательским советом университета
« » 2003 г.
Введение
Одной из важнейших дисциплин в системе юридического образования является история политических и правовых учений. Она рассматривает закономерности развития политико-правовой идеологии на конкретном историческом материале, знакомит студентов с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых лет. Изучение этих теорий, их связи с современными проблемами права и государства очень важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, так же, как для философов, например, большое значение имеет изучение истории философии, а для искусствоведов – истории эстетики. Опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние не только на современные политические и правовые воззрения, но и на практику наших дней. Изучать современность и предсказывать будущее возможно только, зная все то, что накопила мировая политико-правовая мысль. Поэтому нельзя не согласиться с В. С. Нерсесянцем, назвавшем эту дисциплину «методологической лабораторией политической теории».
|
|
Задачей данного учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студентов-юристов, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. К тому же, ряд современных политико-правовых проблем неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства, сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, политики и морали, реформы и революции. Знание различных вариантов решений этих проблем является необходимой составляющей современного политического и правового сознания.
Предлагаемые методические рекомендации по истории политических и правовых учений подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Программа рассчитана на 72 часов: 44 ч лекционных и 28 ч семинарских занятий. По окончании курса студенты сдают экзамен. Работа на семинарских занятиях предполагает знание первоисточников, поэтому в пособии содержатся вопросы для их самостоятельного осмысления и понимания. Задачи и упражнения помогут провести сравнительный анализ политических и правовых доктрин прошлого. Для более углубленного изучения научной дисциплины предлагается тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях. Пособие содержит так же список тем рефератов и примерный перечень вопросов к экзамену.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
________________________________________________________________
Темы Лекции Семинары
________________________________________________________________
1.История политических и правовых учений
как наука. 2 ч ---
2.Политические и правовые учения в странах
Древнего Востока. 4 ч 4 ч
|
|
3.Политические и правовые учения античности 4 ч 4 ч
4.Политические и правовые учения эпохи Воз-
рождения и Реформации. 2 ч 2 ч
5.Политические и правовые учения в Европе
ХУ11 века. 4 ч 2 ч
6.Политические и правовые учения французского
Просвещения. 4 ч 4 ч
7.Политические и правовые учения в Соединен-
ных Штатах Америки в ХУ111- Х1Х вв. 2 ч ---
8.Политические и правовые учения в Германии
конца ХУ111- начала Х1Х в. 4 ч 4 ч
9.Консервативные политические и правовые
учения В Западной Европе в конце ХУШ- начале
Х1Х в. 2 ч 2 ч
10.Политические и правовые учения в Западной
Европе Х1Х в. 4 ч 4 ч
11.Политические и правовые учения в первой
|
|
половине ХХ века. 2 ч 2 ч
12.Политические и правовые учения в России. 10 ч ---
________________________________________________________________
Итого: 44 ч 28 ч
Тема 1. Политические и правовые учения в Древнем Китае
Ч)
План
1. Специфические черты политико-правовых учений Древнего Востока.
2. Социально-политическая концепция даосизма. «Книга о дао и дэ»:
· причины неравенства в обществе;
· принцип недеяния как социальный идеал.
3. Политико-правовые идеи Конфуция. «Лунь Юй».
· проблема государства;
· идеал политического деятеля;
· мораль и политика.
4. «Книга правителя области Шан» как источник легизма:
· политическая программа преобразования государства;
· образ идеального политика;
· методы управления обществом, система наказания.
Литература
1. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. – М.: Наука, 1996. – 242 с.
2. Дао дэ дзин. – С-Пб.: Изд-во «Азбука», 1998. – 96 с.
3. Древнекитайская философия. В 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1972. – 432 с.
4. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. Отв. ред. Л. С. Переломов. – М.: Наука, 1983. – 415 с.
5. История политических и правовых учений. Учеб. для вузов. Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Инфра-М-Кодекс, 1995. – С. 25-33.
6. Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). Изд.2-е доп./ Пер. с кит., вступ. ст., коммент., послесл. Л. С. Переломова. – М.: Ладомир,1993. – 392 с.
7. Люньюй. Изречения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 21-200.
8. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука,1981. – 333 с.
9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, Изд. фирмы Вост. лит. 1993. – 439 с.
Темы сообщений, докладов
1. Мораль и политика: конфуцианство и легизм.
2. Методы управления государством в учении Конфуция и Шан Яна.
3. Социально-политический идеал в учении даосов.
4. Модель политического лидерства в учениях Древнего Китая.
Вопросы для размышления и самопроверки
1. Каково содержание понятий «ли», «дао», «жэнь»? Сравните трактовку их различными политико-философскими школами.
2. Раскройте сущность принципа исправления имен Конфуция.
3. Кто такие «цзюнь-цзы», «сяо-жэнь»? Какова их роль в социальной и политической структуре общества?
4. Какие основные методы управления государством предлагали Лао-цзы, Конфуций и Шан Ян?
5. Как даосизм и конфуцианство оценивали роль законов?
6. Сравните идеал политика у Конфуция и Шан Яна.
7. Как легизм и даосизм рассматривали проблематику войны и мира?
8. Какие требования к законам выдвигали легисты?
9. Проследите отношения власти и народа в учениях древнего Китая.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!