Основные школы мировой и отечественной теории лит-ры



Школа античности – Гораций, Аристотель.

Средние века

Романтизм - Гегель, Шиллер

Мифологическая – Гримм, Буслаев

Культурно-историческая

Психологическая – Потебня

Сравнительно-историческая – Веселовский

Духовно-историческая

Формализм – Шкловский, Тыняева

Структурализм – Якобсен, Лотман

Персонаж, характер, тип: соотношение понятий.

Персонаж - действующее лицо в художественном произведении. Имеет две основные функции: он или активен, участвует в сюжете, или о нем просто повествует автор или кто-нибудь из других литературных героев.

Характерсовокупность индивидуальных черт персонажа.

Тип- «Типическое лицо есть представитель целого ряда лиц, нарицательное имя многих предметов, выражаемое, однако же, собственным именем».

Сюжет и фабула литературно-художественного произведения.

Сюжет - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжетом есть форма развертывания темы. С наибольшей силой организующая роль сюжета выступает в драме, которая и получила свое наименование по этому признаку (греческое слово drama - действо).

Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случая, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

В русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин "сюжет", а не фабула. Позже вопрос о фабуле и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отождествляя понятия сюжета и фабулы, вовсе упраздняют последний термин. Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет).

В связи с этим устанавливалось и деление произведений на "сюжетные" и "фабульные", в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка фабулы и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать фабулу "сырым материалом", лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, - он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т. е. он создает фабулу. Тем более очевиден творческий характер фабулы в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. Обрабатывая фабулу, художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.

В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.

 

33. Понятие внутренней формы слова, произведения.

 

Понятие внутренней формы ввел знаменитый лингвист  Потебня. Харьковский ученый, конеца 19 века. Основная работа «мысль и язык». Говорил о том, что слово - это основа мышления и что любое худ произ создано как и слово.

Слово имеет трехчленную структуру: внешняя форма, лекчическое значение слова и знак-значение, оно же внутренняя форма слова. Это основная часть слова с его точки зрения, ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. «Самолет» - «сам летает». Иногда форма со временем стирается «стол-стлать», «рой» от «реки», были однокоренными.

Для Потебни внутренняя форма есть нечто центральное и в языке, и в стиле художественной словесности.

Гипотеза: Раньше когда слово не имело ассоциаций, значение имела только интонация – крик радости, опасности. Тогда слово не имело внутренней формы – набор букв.

Потебня говорил, что хорошо, когда слова утрачивают свою образность, то есть забывают внутреннюю форму, потому что уменьшается кол-во образов, увеличивается кол-во понятий, тем самым увеличивается абстрактность мышления; он был за науку.

 

34. Поэтика и стилистика.

 

Поэтика - раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры лит-ого произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. Термин «П.» переносится иногда на самый объект изучения, напр. «пушкинской поэтики», «поэтики Шекспира» и т. п. В своем историческом развитии П. как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории лит-ры или эстетики. Однако общей чертой поэтик всех направлений остается все же то, что все они подходят к художественной лит-ре под углом зрения ее специфики, стремясь дать теорию поэтического искусства (в значении художественного искус-ва) то в порядке установления научно обоснованных эстетических норм, то как догматической декларации творческих принципов, то в виде эмпирического анализа поэтической структуры, то наконец построения истории развития литературных форм. Короче, поэтика изучает инструменты языка.

3 пункта:

Теория лит-ры в целом, изучает худ особенности (одного писателя, одно жанра, одного метода),раздел теории где изучаются элементы языка (стихосложение, сюжет, стили)

Стилистика — филологическая дисциплина, изучающая не одинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом. Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую. Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении. Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением». Короче, как изучаемые поэтикой элементы употрябляются на практике, в худ тексте.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!