Свобода как основа нравственного становления личности



Свобода — это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. Это дар Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение.Человек виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния.

Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире

В сравнении с абсолютной свободой Богачеловеческая свободаявляется неполной и несовершенной. Бог вручил человеку дар свободы как некий залог, употребляя который человек мог бы довести свою свободу до нравственной полноты и совершенства.

Бог Себя отдаёт человеку, чтобы человек себя отдал Богу. Задача богоподобия– главная задача и смысл человеческой жизни. В решении поставленного вопроса нужно иметь в виду двойственность человеческой природы и человеческого существования: причастность человека двум мирам — материальному и духовному.Святитель Григорий Богослов: «Бог поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника... Зритель видимой твари, таинник твари умосозерцаемой, человек поставлен на грани двух миров».

Своим телом человек принадлежит земле, но своим умом человек вышел за пределы материального мира и принадлежит миру умопостигаемому, духовному.

Перед человеком стоит  задача творческого самоопределения в двух мирах — материальном и духовном— реальном и идеальном.Что для человека ценно?

Смысл самоопределения состоит в том, что человек есть существо творческое, становящееся, всегда находящееся в динамике становления, в пути. Бытие человека находится под знаком осуществления Божественных предначертаний. Задача духовно-нравственного самоопределения человека предполагает переход от мира чувственного к миру сверхчувственному, реального к идеальному.

Реальный мир — это мир, чувственно воспринимаемый, очевидный, присутствующий  как данность, но в то же время, в биографических рамках каждой отдельной личности, — мир уходящий. 

Идеальный мир — это мир умопостигаемый, воспринимаемый как заданность и в то же время мир ожидаемый и грядущий.

Смысл свободы заключается в возможности выбора по отношению к реальному и идеальному мирам. Заключается в том, что нравственная ориентация человека в каждый отдельный миг временной жизни и в последний завершающий её момент определяет

его судьбу в вечности.

Реальный физический мир ни в коем случае не является злом. Но он хранит в себе соблазн, ведущий человека к злу. Зло состоит в проявлении инертности по отношению к задаче нравственного становления человека.Отсюда следует, что ориентация на реальный, чувственный мир имеет тенденцию к застою и падению, в то время как ориентация человека на идеальный мир эту тенденцию исключает. Сущность нравственного самоопределения состоит в том, какая ориентация в личной жизни человека возобладает.

Там где человек предпочитает реальное идеальному, там его личная свобода ещё не достигла совершенства, там могут иметь место застой духовной жизни и нравственное падение личности. Любая поставленная человеком реальная, чувственно осязаемая цель, достижению которой он отдаётся всем сердцем, непременно сужает его свободу.Сколь ценной ни была бы эта цель, она заставит человека рассматривать все остальное как ступень или как средство для её достижения. От абсолютизации какой-либо чувственной цели до оправдания беззакония один шаг. Фанатизм.Только лишь ориентация личности на идеальное самоопределение, в котором выражается безусловно абсолютная воля Бога, не ограничивает свободы человека и не исключает при этом ценностей здешнего мира. В состоянии совершенной свободы человек является обладателем земных благ, но ни одна из ценностей этого мира не обладает человеком и не подавляет его свободы.

Свобода от общеслав. суф. производное от той же основы, что свой, особа, ст.-сл. «особенность».Свободабуквально — «свое, собственное, отдельное от других положение».Праслав. *sveboda, svěboda"свобода" связано с цслав. свобьство, собьство, личность, лицо, "реrsоnа", где *svobь от svojь т. е. "положение свободного,своего члена рода". В говорах «слобода».

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!