СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ



Лекция 8

 

Функция НС Воздаяние (см. конспект).

Язычество. Книга мёртвых. Сложилась к 15 веку до н.э. Ритуально-магические тексты для обеспечения бессмертия любому смертному. В 125 главе изображён загробный суд: взвешивание на весах, уравновешенныхМаат (истинной), души умершего, точнее, сердца. Покойный попадал в Великий Двор Двух Истин, где совершался суд. Предводительствовал Уннифер (одно из имён Осириса) и 42 бога. Две оправдательные речи умершего. В первой отчёт по 36 пунктам (я не делал…): Я не убивал, Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не причинял страданий и т.д. Завершение речи: Я чист, я чист, я чист. Чистота умершего уподоблялась чистоте Осириса. Во второй речи из 42 пунктов, умерший отчитывался перед 42 богами. Перед каждым, называя его по имени. Душа чистого человека отправлялась на поля блаженных. Душа грешника окончательно погибала в страшных муках, отправляясь на съедение крокодильеголовомубогу Себеку. В «Книге мёртвых» оправдание возможно только для египтянина, по всем правилам исполнившего погребальный ритуал. В Декалоге - только этика особый авторитет Бога. В оправдательные пункты входили и такие казусы, как: Я не ворчал попусту, Я не шумел, Я не был болтлив. Были и чисто ритуальные: Я не портил хлебы богам. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

 

ВЗ.Два принципиальных момента. Понимание наград и наказаний в Ветхом Завете сводилось к благословениям в земной жизни и относилось больше к целому народу, чем к отдельной человеческой личности. (Исх. 34, 7)

НЗ Благодать вместо Закона. Любовь ко Христу – высшая награда. Награда в добродетелях, которые и нужно полюбить.

Наградойдолжно быть восхождение к богоподобию, совершенству и святости; достигая подлинного нравственного достоинства, человек открывает себя для неисчерпаемой полноты бытия. Но сначала нужно стать человеком.

Онтологический принцип воздаяния.

Бог создал человека и предопределил структуру его бытия для осуществления главной и конечной цели: достижение обожения и святости. Вечное измерение человека - НЗ. Временное - это ВЗ.

Время земной жизни человека, каждый его момент, в пределах которого человек способен сознательно действовать и творить добро или зло, принадлежит вечности, предвосхищающей воздаяние за каждый совершенный во времени поступок.Всякий этически значимый поступок является не просто событием, происходящим во времени, но и новым содержанием в структуре личности, заполняющим собой её сферу и определяющим собой её достоинство. Чем достойнее совершенный поступок, тем выше нравственное достоинство личности, тем ближе она к Богу, тем надёжнее её онтологический статус в общей структуре бытия. 

Отсюда следует: воздаяние представляет собой определённыйонтологический принцип, построенный на соответствии или несоответствии каждого конкретного поступка и вместе с ним всей структуры личности общей структуре бытия; некоему критерию, данному Богом. Мир сотворён для Церкви.

Личное биографическое время соотносится с вечностью, как, вообще, структура отдельной человеческой личности соотносится с общей онтологической структурой мира – Царствием Божьим - Церковью. Печать греха или благодати и определяет качество личности. Полнота или ущербность; красота или безобразие.

Переживание человеком полноты бытия, соответственно его личным добродетелям и достоинствам, или, наоборот, ущербности бытия, соответственно его личным беззакониям и злодеяниям, составляет принципиальный аспект реальности воздаяния. (игумен Платон)

 

Сознание воздаяния в личной жизни

Свидетельства Священного Писания: И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.(Мф. 25, 46)

Личный опыт. Даже на разных уровнях религиозного сознания. У Платона в его «Государстве»:

«... Кто близок к мысли о смерти, у того рождается боязнь и забота о таких предметах, о которых прежде он и не думал. Известные предания о преисподней, где порочные должны будут понести наказание за совершенные ими в течение этой жизни неправды, которые он раньше считал нелепыми, начинают беспокоить его душу... Полный сомнений и страха, он начинает размышлять и исследовать, не сделал ли он какого-нибудь зла. Тот, кто находит в своей жизни много несправедливостей, постоянно находится в страхе, и, подобно ребёнку, нечаянно пробуждённому от сна, трепещет, и проводит свою жизнь в скорбных предчувствиях; между тем как тот, кто не сознает за собой ничего несправедливого, всегда сопровождается радостной надеждой...»

Нерелигиозное сознание этого не знает.

Предчувствие присущих человеку при жизни опасений или надежд является указанием на окончательное и полное воздаяние, ожидающее всех людей в будущем веке. По внутреннему свидетельству нашего религиозного сознания, Бог как всеведущий знает все возможности человека и мерит степень его виновности и заслуг в каждом конкретном случае.  Православная традиция дальше всего отстоит от чисто юридического понимания личного воздаяния, рассматривая творимое человеком и подлежащее воздаянию добро или зло как свободное и сознательное принятие или отвержение Божественного порядка в нравственном строе жизни. Апостол Павел особенно подчёркивает, что предопределённое Богом воздаяние находится тем не менее во власти самого человека: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... Напротив, слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 9—10).

Личное оправдание человека перед Богом. В миссии Своего Пришествия в мир Сын Божий оправдал падшего человека. Как совершенно неповинный Человек, Христос стал жертвой за грехи мира, даровав жизнь и воскресение всему человечеству. В результате победы Христа и по вере в Его искупительную смерть христианин получает прощение грехов и оправдание. Личная жизнь – несение креста – есть усвоение плодов Победы Господа.

Воздаяние как на результат духовной преображённости ума и всего человеческого естества в подвиге деятельной и созерцательной жизни.

Присущее каждому человеку сознание воздаяния в личной жизни может находиться на различных уровнях своего развития и по-разному проявляться, но при этом всегда оставаться глубоко личным внутренним опытом, присущим только самой личности, и имеющим только для неё одной жизненно важное значение и нравственный смысл.

 

СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В тайне свободы заключается объяснение нравственного смысла человеческого бытия, разгадка падения первозданного человека и судьба человека в мире. Тема свободы вплетается красной нитью в контекст всего православного христианского миросозерцания и, в первую очередь, в учение Церкви о спасении и обожении человека. Обетование Царства Божьего принадлежит тем, кто уже здесь, на земле, вступил в новую жизнь во Христе, находится не под законом, а под благодатью и открыл себя для радости и торжества духовной свободы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!