Рабовладельческое государство в Афинах



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

 

                                                УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

общеправовых дисциплин

Донецкой академии МВД ДНР

_______________ Н.К.Еропутова

“____”_______________ 2017 г.

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ТЕМА № 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Для студентов направления подготовки

· 40.03.01 "Юриспруденция». Специализация – «Гражданско-правовая», профессиональная квалификация – «Бакалавр». Срок обучения 5 лет; на базе среднего (полного) образования);

· 40.03.01 "Юриспруденция». Специализация – «Гражданско-правовая», профессиональная квалификация – «Бакалавр». Срок обучения 2 года на базе младшего специалиста;

· 40.03.01 "Юриспруденция». Специализация – «Гражданско-правовая», профессиональная квалификация – «Бакалавр». Срок обучения 2 года, на базе непрофильного высшего образования.

 

 Факультет права. Форма обучения – заочная. 

 

 

Обсуждено и обговорено

на заседании кафедры

общеправовых дисциплин

Протокол № __ от ___ 2017

 

 

ДОНЕЦК – 2017

ЛЕКЦИЯ № 3.ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

     План лекции:

Введение.

1. Рабовладельческое государство в Афинах.

2. Афинское государство в У в. до н.э.

3. Основные черты права.

4. Государственный строй  Римской республики.

5. Основы устройства Римской империи.

6. Источники права и основные черты права Древнего Рима.

Заключение.

 

Литература:

1. Всеобщая история государства и права / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов; Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. – 576 с.

2. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. – 462 с.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: т.1. Древний мир и средние века. Сост. О.Л.Лысенко - М., 2003.

 

Новые понятия:

-демиурги; эвпатриды; метеки; архонты; ареопаг; сисахвия; гелилэя; экклексия; буллэ; коллегия стратегов; коллегия архонтов; илоты; ; законы Драконта.

   - патриции; плебеи;комиции; магистратура; консул; претор; диктатор; принципат; доминант; манципация; формулярный процесс; консенсуальный контракт; реальный договор.

Введение.В исторической науке термином «Античный мир» обычно обозначается история Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств (приблизительно с 1-го тыс. до н. э. до V в. н. э.).
Страны этого региона, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие.
Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е, города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных.

 Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.

По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:
1. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Представление о первом этапе в истории Древней Греции можно составить по поэмам известного поэта «Илиада» и «Одиссея». В это время население было объединено в довольно примитивные сельские общины, занимавшие небольшую территорию и почти изолированные от соседских общин. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое городом. Основная масса населения города — земледельцы, скотоводы, весьма немногочисленные ремесленники и торговцы.

 

Рабовладельческое государство в Афинах

Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен сцентром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы(земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов. Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивалиособыйналог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
Архонты и ареопаг. Следующим шагом к образованию государства было учреждение новой должности — архонта.Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. Архонты выполняли контроль над внутренним управлением, имели судебные полномочия и т.д.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды.

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка.

Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению общественного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, назначается тиран, обладающий всей полнотой власти.

В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали нанегосвоинадежды.

Реформы Солона.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство.Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.
В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежнаяреформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них являетсятимократическая, или цензоваяреформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5кг).

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важнымполитическиморганом.

По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

После 22 лет правления Солон покинул свой пост и, заручившись клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл из Афин. Во главе государства стал Писистрат — аристократ по происхождению. Опираясь на демос, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям, продолжившим политику отца а затем архонтом  путем переворота стал Клисфен.

Реформы Клисфена.В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы. В них действовала система самоуправления.Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») —изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политическойборьбе.

Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократическойреспублики.

Таким образом, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. Большое значение для развития государства имели реформы Солона и Клисфена.

 Рассмотрим теперь как развивалось Афинское государство в пятом веке до нашей эры.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1673; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!