Особенности вербальной коммуникации



Вербальная коммуникация является самым универсальным, доступным и распространенным типом общения. По сути, к данному виду общения относится передача той или иной информации от одного человека к другому посредством речи и адекватное восприятие ее другой стороной.

К видам вербальной коммуникации относится устная и письменная речь, которая осуществляется посредством знаковой системы – языка и письменности. То сеть, любая информация, которая транслируется с помощью речи и воспринимается через слух, подается в виде текстового сообщения и понимания его через чтение, относится к видам вербального общения.

Язык и письменность – это главные вербальные средства коммуникации. К главным функциям языка относятся:

  • коммуникативная – это непосредственно метод общения между людьми в широком понимании;
  • конструктивная – возможность четкой формулировки определенной мысли в фразу сообщения;
  • апеллятивная – средство убеждения и воздействия на адресата;
  • фатическая – метод налаживания контакта с помощью соблюдения определенных правил (этикет);
  • эмоционально-эксперессивная – способ выражения субъективного личного отношения к теме или предмету разговора;
  • аккумулятивная – возможность познания, сохранения, накопления и передачи информации следующим поколениям;
  • эстетическая – возможность выражения мыслей в более яркой, свежей и уникальной форме.

Лингвисты различают и другие более узкие, но менее важные ипостаси и предназначения языка – идеологическая, номинативная, референтная, метаязыковая, магическая и другие.

Формы вербальной коммуникации

Вербальное поведение человека включает в себя внешнюю и внутреннюю, устную и письменную речь. Внутренняя речь – это часть мыслительного процесса, она достаточно специфична и зачастую выражается в форме образов и интерпретаций. Когда человек четко определяет для смысл своей внешней речи у него отпадает необходимость формулировать внутреннюю речь в законченные фразы и предложения. Формулировка и фиксированность внутренней речи необходимы, если возникают затруднения во внешней коммуникации.

Внешняя речевая коммуникация подразумевает под собой межличностное общение в социуме. Ее целью является повседневные контакты и обмен информацией с близкими, знакомыми, малознакомыми и совершенно посторонними людьми. В данном виде важны такие качества как персонализация себя, адресность, непринужденность, эмоциональность и значительный уровень ситуативности для адекватного общения.

К формам внешней речи относятся:

  1. Диалог – разговор, беседа, устный обмен информацией, соображениями, мнениями. Обсуждение той или иной темы между двумя и более людьми в непринужденной обстановке с возможностью свободно высказывать свое отношение и заключения по предмету разговора.
  2. Дискуссия – обмен противоположными точками зрения с целью доказать свою правоту одному человеку или группе людей. Спор как метод выявления истинного значения или положения является как одним из повседневных ситуативных видов коммуникации, так и научным методом с применением доказательной базы.
  3. Монолог – различные виды выступлений перед публикой или аудиторией, когда один человек обращает свою речь к большой группе слушателей. Этот метод коммуникации широко используется в обучении в виде лекций, а также выступлений на различных собраниях.

Вербальными помехи в коммуникации могут быть проблемы возрастного, психологического или лексического характера. Так маленькие дети и люди с комплексами не могут четко изъяснять свои мысли. Под лексическими помехами подразумевается слабое владение языком или недостаток знаний для апеллирования к собеседнику.

 

Формы речевой коммуникации.

Различают устнуюи письменную формыречевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

• информирование;

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

• развлечение;

4) характер ситуации:

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

 

 

Диалог.

Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (т.е. незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения больше двух. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения. Генетически он восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Информативная полнота 90 диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами ситуативной обусловленностью. Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи (неполный стиль произношения, своеобразный синтаксис, ситуативные лексические новообразования). К основным языковым особенностям диалога относятся: 1.) Наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах; 2.) Синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания; 3.) Обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик. Выделяют следующие типы диалога: информативный диалог, прескриптивный диалог, диалог – обмен мнениями с целью принятия решения/выяснения истины, диалог, имеющий целью установление/регулирование межличностных отношений, праздноречивый диалог, внутри которого выделяют в качестве подтипов эмоциональный, артистический и интеллектуальный диалоги. Информативный диалог обычно состоит из вопросно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации. Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение. Диалог – обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему. Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог- диссонанс. Содержанием первого являются искренние признания, второго – взаимное выяснение отношений. Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), или на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот), или на информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор. В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы. Вопросы классифицируют следующим образом: уточняющие и восполняющие; простые и сложные; корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные и провокационные. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». 91 Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса. Корректные вопросы основываются на истинных суждениях. Некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или явное подстрекательство к неверным действиям собеседника. Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные, негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах. Негативные ответы выражают отказ отвечать на поставленный вопрос по той или иной причине (некомпетентность, соображения этического характера и пр.). Диалог – сложно организованная целостная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Даже при смене говорящих или подключении новых участников в процессе разговора обычно не возникает ни смысловых разрывов, ни сколько-нибудь значительных пауз. Собеседники прекрасно понимают друг друга: предугадывают окончание реплик, осуществляют передачу слова конкретному лицу, предотвращают сбои в развитии разговора и исправляют нарушения. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в разговоре. В основе смены говорящих лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Если первая реплика – вопрос, вторая – обязательно ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д. Этот организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, на основе которой возникают более сложные варианты разговорной динамики. Принцип предполагает релевантность ответной 92 реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена. Общие правила диалога таковы: 1.) Получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание; 2.) Вопрос требует ответа; 3.) Повеление требует ответа действием или словом; 4.) Повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием – отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова. Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является: 1.) Умолчание, если нет вопроса; 2.) Ответ словом, если нет побуждения; 3.) Пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения; 4.) Действие, если нет специального побуждения к бездействию. При выборе ответа надо помнить, что повествовательные высказывания противопоставляются вопросу и побуждению, но похожи на них в структурно-функциональном отношении, поскольку у повествовательных высказываний нет обязательного ответа в виде какой-либо реплики или действия. Вопрос и побуждение, напротив, строго различаются по созданию ответной реплики. На основе современных исследований установлены правила сочетания речевых актов – парадигмы последовательности речевых актов. Они реконструируются на основе анализа характерных речевых фрагментов в естественных условиях. Исходя из представления о возможных целях участников, моделируются типовые последовательности речевых актов и общие схемы течения диалогов разного типа (совещательных, аргументативных, конфликтных). Нередко более удобным способом выразить коммуникативное намерение является косвенный речевой акт, т.е. такой речевой акт, в котором цель высказывания не совпадает с формой предложения. Особенно часто косвенным речевым актом выражают побуждение, прежде всего вежливое. Так, попросить что-либо можно с помощью вопросительного предложения: Нет ли у вас этой книги? Высказывания с косвенно выраженным коммуникативным намерением часто получаются из предложений со словами «зачем» и «почему»: Зачем ты переделал этот фрагмент? Он уже готов! Или Почему ты так со мной разговариваешь? Это не вопросы, а выражения протеста, несогласия. Косвенный речевой акт часто используется, чтобы выразить возражение или отказ выполнить просьбу. В связном диалоге смысл предложения взаимодействует не только со смыслом предыдущего предложения, но и с коммуникативным намерением предыдущего высказывания, в частности, с условиями его успешности: Что он делает? – Передвигает мебель. – Зачем? – Я тоже этого не знаю. Слово тоже – реакция говорящего на условие успешности вопроса («спрашивающий не знает ответа»). Если собеседник не может правильно 93 отреагировать на намерение говорящего, говорящий терпит коммуникативную неудачу. Диалог – это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников – так называемых коммуникативных максим П. Грайса: 1. Максима кооперации составляет основу коммуникации. Она предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Собеседники могут выражать несогласие, спорить, но они должны включаться в разговор таким способом, который соответствует его общей линии и целям. Это общее положение конкретизируется остальными максимами. 2. Максима количества. Каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации. 3. Максима качества предписывает правдивость высказывания. Эта максима нарушается, если человек намеренно лжет или коммуницирует таким образом, который не соответствует его истинным целям. 4. Максима релевантности. Согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора. 5. Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий. Нарушение коммуникативных максим всегда связано с намерением оказать определенное воздействие на слушающего. Когда какая-либо максима нарушается, партнер приписывает сообщению некоторое дополнительное значение, которое согласует аномальную реплику с максимой. Говорящий предполагает знание партнером правил, позволяющих понимать и объяснять нарушение коммуникативных максим. Этот механизм обеспечивает использование всевозможных непрямых утверждений, важных с точки зрения тактики разговора, в частности соблюдения правил вежливости. Так, на вопрос. Сколько рублей вам это стоило? Можно услышать Достаточно. Ответ нарушает максиму количества и рассчитан на то, что адресат установит не выраженное прямо значение сказанного Это вас не касается. Максимы Грайса – не единственные правила, по которым строится диалог. Так, известный автор учебника «Теория риторики» Рождественский Ю. В. приводит следующие законы, которым подчиняются диалоги: 1. Закон времени – бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи и наоборот. 2. Закон аудитории – бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи и наоборот. 3. Закон компетентности аудитории – бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи и наоборот. 4. Закон уместности – организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога. 94 На характер протекания диалога оказывают влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и многое другое. Вследствие того, что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога: врачебные, театральные, академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д. Общение между группами может быть затруднено из-за языковых или коммуникативных барьеров. Возможности взаимопонимания ограничиваются также социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и действии, «социальной символизацией», сигнализирующей о принадлежности человека к определенной группе. С этим связано решение ряда практических проблем – проблем эмиграции, специфических трудностей межкультурного взаимодействия в многонациональных государствах.

 

Монолог.

 

Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Иногда монолог определяют как интраперсональный речевой акт. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой, – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает. Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Это навело на мысль некоторых лингвистов, что монолог – это производная форма речи от диалогической. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение). По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, более сложное синтаксическое строение, гораздо более сложную языковую и структурно- композиционную организацию; эти ее особенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т.п.). В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик; композиционную сложность; обращенность 95 не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки. Классифицировать монологи можно по цели высказывания: 1. Монолог убеждающей окраски – примитивная форма ораторской речи; 2. Монолог лирический – речевая форма изъявления переживаний и эмоций; 3. Монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психических обнаружений – путем мимики, жестов, пластических движений и т.п. 4. Монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог- рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям: 1. По времени подготовки – монологические сообщения могут готовиться заранее, а могут быть и не подготовленными. 2. По содержанию сообщения – монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме. 3. По форме сообщения и по самостоятельности ее порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения, конструируемые полностью самостоятельно. 4. По установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога. Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепления и построенные по типу повтора. Зацепление – такая форма связи, при которой какой-либо элемент одного предложения указывает на элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому. Существуют следующие типы зацепления: грамматические зацепления и лексические зацепления; анафора и катафора. Грамматические зацепления – это субститут (заместитель), отсылочные слова, эллипсис. Лексические зацепления – вводные слова (во-первых, во- вторых и т.п.), адресные отсылки (не к фразе, а к части текста). Анафора – отсылка к ранее сказанному; осуществляется многими способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, 96 использование союзов (итак, иначе говоря, вместе с тем), указательных и притяжательных местоимений (этот, такой, эти, такие). Катафора – обращение к последующим элементам текста; обеспечивается числительными (во-первых, во-вторых), вопросительными словами, высказываниями типа Я вот что вам сейчас скажу. Повторы – второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими. В классической риторике выделяют такие типы повторов, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в разных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне – обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени «убывание – возрастание»). Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала.

 Выделяют следующие методы:

 1. Индуктивный – изложение материала от частного к общему (часто используется в агитационных выступлениях);

 2. Дедуктивный – изложение материала от общего к частному (возможно, самый распространенный, когда оратор выдвигает какое-нибудь предположение, а затем на конкретных примерах разъясняет его смысл);

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов (очень часто подобный метод используется в политическом дискурсе);

4. Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);

5. Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);

 6. Исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание, анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Свободное владение формами монологической речи – это искусство. Поэтому обучение монологическому высказыванию происходит целенаправленно, тогда как диалогической речью человек овладевает спонтанно. Одной из первых наук, которая заинтересовалась проблемами построения монолога, была риторика. Изучая правила построения текста, риторика выделяла пять элементов, из которых складывались создание монологического высказывания: «изобретение», «расположение», «словесное выражение», «запоминание», «произнесение». По предложенной Квинтилианом схеме любая монологическая ораторская речь должна была состоять из следующих частей: обращение; наименование темы; повествование (история вопроса); описание – его состояние на текущий момент; доказательство; опровержение (возможных доводов оппонентов); воззвание; заключение.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 5596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!