Вторая глава. Религия, оформленная законом – реформаторская деятельность индепендентов



§1 Идеологическое противостояние в пуританском лагере

Итак, каковы же были дела индепендентов, что их сформировали? Религиозный фактор не теряет своей значимости – напротив, отмечает градус накала обстановки. Противоречия с пуританами становились всё более обострёнными, и, говоря о деятельности индепендентов, следует разобраться в полемической атмосфере, в которой вызревали их дальнейшие дела.

На первом этапе противоречия в рядах самих пуритан вроде бы не так значительны: борьба ведется между двумя значительными блоками: официальной англиканской властью и объединенной пресвитерианско-индепендентской оппозицией. Большая часть дискуссионных вопросов связаны с вопросами религиозного характера в практическом аспекте.

Одним из первых значимых пунктов обострения противоречий стала петиция «О корне и ветвях», созданная в 1640 г.[102] В данном документе выдвигалось требование, «чтобы власть [архиеписко­пов, епископов и пр.] со всем тем, что к ней относится, со всеми корнями и ветвями, была упразднена, чтобы все законы, ранее изданные в их пользу, были отменены, и было установлено справедливое управление, в согласии со словом Божиим».[103] Именно религиозные вопросы окрашивают полемику: так, недисциплинированность англиканских священников способствуют «печатанию и выходу в свет папистских, арминианских и других опасных книг»[104] или «искажению празднования воскресного дня».[105] Но обрядовая, теоретическая сторона дела выступает, скорее, в роли зачина к основным обвинениям. «Принуждение к строгому соблюдению дней памяти святых» вызывает возмущения из-за больших денежных убытков.[106] Бухгалтерский подсчёт выгод и убытков становится ещё заметнее в последующих требованиях.

204 статьи «Великой ремонстрации»,[107] принятой Долгим парламентом в 1641 г., сосредоточены на финансовых и социальных проблемах. Здесь очевиден зачин на будущую деятельность индепендентов: в качестве основы государства выделены «религия и суд».[108] Требования экономического характера наиболее многочисленны и подробны: «бочоночный и фруктовый сбор взимался без всякой видимости или претензии на закон», «было введено новое неслыханное взыскание корабельных денег», а также «монополии на мыло, соль, вино, кожу, морокой уголь и, в одинаковой степени, на все предметы первой необходимости».[109] Вещные заботы становятся главным критерием оценки власти.[110] И в качестве виновных документ называет прежде светской власти «иезуитских папистов, ненавидящих законы как препятствия к той перемене и искажению религии, каких они так долго доби­ваются», а также «епископов и испорченную часть клира, которые поддержи­вали обрядности и суеверия как естественные последствия и более надежную опору их собственной церковной тирании и узурпации».[111] Глубокая внутренняя связь церковной и светской власти была очевидна, и первая в данном случае заслужила более пристальное внимание.[112]

В ходе событий гражданской войны накал противоречий между пресвитерианами и индепендентами достигает апогея. Пресвитериане, изначально руководившие парламентскими войсками, явно предпочитали ограничиться оборонительной тактикой.[113] Безусловно, это не устраивало индепендентов. В то же время они готовились к подавлению соперников, в частности, левеллеров, имевших большое влияние на народ.[114] Индепенденты оказались весьма последовательными политиками: разобравшись с основными соперниками из «правых», они переключились на борьбу с сектантами и радикалами.

16 августа 1649 Кромвель и его совет офицеров направляют палате общин петицию о религиозной свободе и свободе права,[115] в которой требуют отмены всех «изданных ранее уголовных законов, а равно изданных в последнее время ордонансов»,[116] препятствующих «проповеданию слова Божия».[117] Но в то же время жёсткая дисциплина должна определять как религиозную сторону общественной жизни (запрет на глумление над Господом, опасность богохульства), так и его общее моральное состояние.[118]

Весьма показательным в этом отношении является и принятый парламентом в 1650 г. «Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений…».[119] Суровое осуждение сектантов занимает здесь основные позиции: эти «люди, виновные не только в нарушении всех основных принципов нравственности, но даже отрицающие необходимость гражданской и моральной справедливости среди людей»,[120] несомненно, были не только вредны обществу, но и представляли собой соперников для индепендентской партии. Комплекс действий запретительного характера, устранение соперников подготовили площадку для проведения реформ – началась творческая деятельность индепендентов.

§2 Религиозная и социальная политика индепендентов

Следует отметить, что в нашем случае разделение на «социальное» и «религиозное» оказывается искусственным относительно сознания исследуемого объекта, однако оно представляется удобным инструментом для выяснения содержания понятия «религиозного» у индепендентов. Они получили возможность творить свой порядок, и религиозное начало не потеряло своего значения – но для практиков работа непосредственно с религиозным порядком была не так действенна, как установление порядка в обществе, что и обусловило преимущественно социальную окрашенность их законотворческой деятельности. После победы в противостоянии с пресвитерианами и знаменитой «прайдовой чистки» парламента вся власть в Англии перешла в руки представителей индепендентской партии. Долгий и Малый парламенты пытались провести реформы, соответствующие их видению верного устройства государства, и именно их деятельность выбрана для анализа путей индепендентами своих идей.

Эту партию создали общие религиозные лозунги, и, как провозглашал парламент, «в его обязанность входит любыми путями распространять Евангелие в Республике, поддерживать религию со всей искренностью и богобоязненностью».[121] Но в начале правления им был создан только один значительный законодательный документ, относящийся к церковным делам: «Акт об упразднении деканов, деканов и капитулов, каноников, пребенд и других должностей и званий…», принятый 30 апреля 1649 и уточненный и расширенный 31 июня того же года.[122] В данном акте провозглашалась отмена соответствующих церковных должностей, что вполне соотносилось с радикальными пуританскими требованиями. Но аргументация обнаруживает экономическую причинность данных действий: акт принят, чтобы получить денежные суммы, «необходимые для обеспечения текущих потребностей государства».[123]

Больше знаний о религиозной программе индепендентов могут нам дать прокламационные документы. Наиболее полно она изложена в «Народном соглашении», совместно созданном представителями индепендентов и левеллеров. В данном документе прямо названы конгрегационалистские идеи устройства христианской церкви, хотя и предусматриваются некоторые ограничения, связанные с ситуацией в Англии (главное, чтобы «папизм и прелатство» не считались «государственным исповеданием веры»[124]). Тем не менее, свобода вероисповедания выделена как важнейшая идея для общества. Предполагалось уделять особое внимание пропаганде, целью которой провозглашалось то, «чтобы народ утверждался в вере при помощи государства, но без принуждения»,[125] причём для этого должны за государственный счёт содержаться «способные учителя» (их целью также провозглашалось «обнаружение и опровержение ересей»).[126] Такие учителя, судя по всему, должны существовать как государственные работники – система платы из церковной десятины слишком напоминает ненавистных «папистов».[127] Важным дисциплинирующим способом пропаганды становятся «примеры хорошей жизни».[128] Таким образом, в «Народном соглашении» отразился, в целом, старый конгрегационалистский идеал, впитавший особенности полемики и борьбы с пресвитерианами и англиканцами. Дисциплинированная богатая община становится в воображении законотворцев прообразом идеального государства.

Показателен и такой акт парламента, как принятый в 1650 г. «Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений…»,[129] где ограничивается возможность деятельности христианских сект. Там говорится о противостоящих деяниям парламента людях, которые «виновны… не только в нарушении всех основных принципов нравственности, но даже… отбросившие все повеления Евангелия, отрицающие необходимость гражданской и моральной справедливости среди людей».[130] Таким образом, земная дисциплинированность, нравственность, общественная мораль – последнее мерило духовного состояния общества. Среди преступлений, за которые осуждаются эти люди, перечислены «отрицание святости и справедливости Бога», мнение о греховных действиях (фальшивого использования имени Бога, лжи, убийства, прелюбодеяния и других) как о не противных Господу или даже «совершаемых во имя Его»,[131] и вообще утверждается преступность мнений богохульных, атеистических и вообще «достойных осуждения».[132] Наказание вполне светское: заключение в тюрьму сроком от полугода до года, возможно даже изгнание из Англии.[133]

Безусловно, такая деятельность в религиозной сфере многим казалась недостаточной, неполной и вызывала недовольство сторонников индепендентов, что нашло отражение в петициях. Следует упомянуть петиции 1652 г., а также не столь резкие требования из офицерской среды, как в петиции 13 августа 1652 г.[134]

Но индепенденты, как уже было сказано, практики, и во многом отталкиваются от обучения через практику определённого образа жизни (отсюда, кстати, и внимание к «воспитанию примером»). Возможно, именно поэтому реалии социальной жизни становятся более значимой сферой урегулирования. Особенно часто подчеркиваемым направлением деятельности является законодательство относительно нищих. В письме на имя спикера палаты общин Ленталя от 4 сентября 1650 г.,[135] Кромвель говорит: «Облегчите страдания угнетенных, прислушайтесь к стонам бедных, заключенных в тюрьмах Англии…» Экономическое неравенство представляется ему несовместимым с Республикой.[136] Сюда же относится и петиция заключенных, где говорится о тюрьме как об «убежище для богатых… и месте мучений для бедных».[137]

Такие проблемы не могли быть оставлены без внимания, ими занялся ещё парламент пресвитериан, а индепенденты начали решительные действия. В 1649 г. был создан Комитет по делам бедных, главной целью которого было трудоустройство.[138] Показательны следующие слова его доклада 18 февраля 1650 г. «Все кафедральные церкви там, где имеются другие церкви или часовни, достаточные для обслуживания населения, собирающегося для свершения службы Богу, должны быть обследованы, разрушены, проданы и использованы для образования фонда в пользу бедных».[139] Подобное отношение к земной церкви нельзя не признать отражением радикальных пуританских идей, бесспорно восходящих к ранней истории индепендентства. Но эти и подобные приказы практически исполнены, так как осенью члены парламента вновь предлагают поручить комитету разработать законодательство относительно бедных[140] – это явный показатель незначительного успеха предыдущего мероприятия. В другой области социального урегулирования, призванной установить строжайшую дисциплину, следует назвать «Акт о пресечении омерзительных грехов кровосмешения, прелюбодеяния и внебрачного сожительства».[141] Существует большое количество свидетельств о том, что на практике к этому установлению прибегали чрезвычайно редко.[142]

В целом, постепенно отступают на второй план вопросы веротерпимости, гораздо большее внимание начинает уделяться борьбе с ересями (дабы подчеркнуть правоверность самой власти), а также проблемам морали и расширению влияния пуританских представлений о ней на самые разные стороны жизни. Кажется, власть становится всё более политизированной и по сути постепенно заимствует черты у своей предшественницы, против которой шла борьба…


 

Заключение

В данной работе мы постарались прояснить некоторые детали образа индепендентов, общественно-религиозного течения, а затем религиозно-политической партии, которая стала в конце первой половины XVII века настоящим "творцом истории". Сложная событийная канва, своеобразие и неполнота источникового материала были некоторым препятствием на этом пути. Тем не менее, в ходе исследования нам удалось выделить ряд особенностей, характеризовавших представления индепендентов, и, как нам кажется, обусловивших как их деятельное погружение в политическую деятельность, так и методы этой деятельности. Внимание к земной жизни, конкретной деятельности человека обострили экономические процессы начала XVII века, и в нестабильной политической обстановке крепкая, хозяйственная община, подчиненная жесткой дисциплине, была очевидным путем для выживания. Эти представления о дисциплине и далее станут определять деятельность индепендентов, в том числе законотворческую. Недостаточные меры по прояснению религиозной ситуации в стране связаны с изначальной слитностью понятий "религиозное" и "общественное" в замкнутой общине, основанной на религиозном лозунге, но также характеризующейся тесными внутренними экономическими и социальными связями.

Так как данная работа представляет лишь малую каплю в море уже проведённых и, как стоит надеяться, предстоящих исследований, укажем пути, которые кажутся наиболее перспективными для дальнейшего изучения: расширение источниковой базы (особенно в области мемуаров и переписок), подключение новых типов источников (записанные тексты проповедей), изучение судебно-правовых реформ индепендентов.

Итак, роль индепендентов в Английской революции – тема обширная, проникающая разные социальные слои, разные сферы общественной и индивидуальной жизни. Можем ли мы говорить о том, что в начале и в конце их пути перед нами встают два совершенно разных явления: религиозное течение и политическая партия? Думается, ответ будет отрицательным: определяющая роль религиозных представлений оставалась до конца, так как и сама деятельность индепендентов не кажется завершённой – скорее, это продолжение их идей и убеждений в реальности, не всегда последовательное, но объемлющее важнейшую сферу проявления религиозных верований человека – его жизнь в обществе.


Список источников

A survey of nonconformity in London // Lindley K. The English civil war and revolution. A sourcebook. London, 1993.

Depositions before the Lords about a disrupted communion service // Lindley K. The English civil war and revolution. A sourcebook. London, 1993.

Sprigge J. Anglia rediviva // Lindley K. The English civil war and revolution. A sourcebook. London, 1993.

The examination of S. Williams // Lindley K. The English civil war and revolution. A sourcebook. London, 1993.

Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений, унизительных для божественной власти и разрушительных для человеческого общества, 9 августа 1650 г. // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Воспоминания Людло (фрагмент) // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Мнения, защищаемые и опубликованные Вильямом Сайером, заключённым в тюрьму графства Норфолк, являющимся еретиком, раскольником, поэтому так сурово наказанным // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Народное соглашение, 15 января 1649 г. // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Обвинения против короля // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Основы предложений, исходящие от армии, 1 августа 1647 г. // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Петиции Кромвелю, его офицерам и армии из различных графств об отмене десятины и реформе права // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Петиция палате общин от генерала Кромвеля и его совета офицеров о религиозной свободе и свободе права // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Петиция палате общин офицеров армии о реформах, 13 августа 1652 г. // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Письмо Кромвеля на имя спикера палаты общин Ленталя о социальных реформах  // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью Английского государства, декабрь 1648 г. // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Раскрытие законов, или краткое изображение различных очевидных погрешностей и злоупотреблений, содержащихся в наших английских законах, вследствие которых тысячи людей ежегодно лишаются своих имуществ, а некоторые своей жизни. Составлено благожелателем английского государства // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Речь Кромвеля, произнесенная перед открытием парламента – так называемого «малого» или «бэрбонского» - о неспособности Долгого парламента провести реформу права, 4 июля 1653 г. // Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

Самый ранний полный индепендентский пуританский катехизис, написанный Генри Якобом // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

Торжественная Лига и Ковенант для восстановления и защиты религии, славы и счастья короля и безопасности трех королевств Англии, Шотландии и Ирландии // Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.


Список литературы

Baskerville S. Not peace but a sword: The political Theology of the English Revolution. N. Y., 1993.

Manning B. The godly people // Politics, religion and the English Civil War. London, 1973.

Английская буржуазная революция XVII в. Под ред. Косминского Е. А., Левицкого Я. А.. Т. 1-2. М., 1954.

Барг М. А. Кромвель и его время. М., 1960.

Барг М. А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII в. М., 1967.

Кареев Н. И. Две английских революции XVII в. Пг., 1924.

Ковалевский М. М. Родоначальники английского радикализма. СПб., 1893.

Кузнецов К. А. Английская палата общин при Тюдорах и Стюартах. Одесса, 1915.

Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII в. М., 1958.

Павлова Т. А. Кромвель. М., 1980

Савин А. Н. Английский парламент при Тюдорах и двух первых Стюартах // Книга для чтения по истории Нового времени. Т. 2. М., 1911.

Савин А. Н. Лекции по истории Английской революции. М., 2000.

Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии 1640-1815 гг. М., 1958.

Фортунатов С. Ф. Представитель индепендентов Генри Вен. М., 1875.

Хилл К. Английская Библия и революция XVII в. М., 1998.

Щепкин Е. Н. Борьба партий при создании Английской республики // Книга для чтения по истории Нового времени. Т. 2. М., 1911.

Ященко А. Политические теории в Англии в XVII в. // Книга для чтения по истории Нового времени. Т. 2. М., 1911.

 


[1] Хрестоматия по истории Средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2. Ч.2. М., 1938.; Хрестоматия по новой истории. Т 1. 1640-1815. Под ред. В.Ф. Семенова и К.А. Антоновой. М., 1963.

[2] Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., 1973.

[3] Законодательство Английской революции 1640-1660 гг. Сост. Дмитриевский Н. П., М., 1946.

[4] Lindley K. The English civil war and revolution. A sourcebook. London, 1993.

[5] Мнения, защищаемые и опубликованные Вильямом Сайером, заключённым в тюрьму графства Норфолк, являющимся еретиком, раскольником, поэтому так сурово наказанным // Лавровский В. М. Сборник документов… С.56-57.

[6] Петиция о корне и ветвях // Хрестоматия по истории Средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2. Ч.2. М., 1938. С. 243-245.

[7] Из «Великой ремонстрации» // Там же. С. 245-248.

[8] Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений, унизительных для божественной власти и разрушительных для человеческого общества, 9 августа 1650 г. // Лавровский В.М. Сборник документов… С. 244-246.

[9] Петиция палате общин от генерала Кромвеля и его совета офицеров о религиозной свободе и свободе права // Законодательство… С. 143.

[10] Петиция палате общин, подписанная несколькими тысячами, излагающая бедствия, причиненные им войной, выражающая надежду, что их права и основные законы (ранее искаженные королем при помощи его пособников) должны быть восстановлены // Там же. С. 156.

[11] Manning B. The godly people // Politics, religion and the English Civil War. London, 1973. P. 79-123.

[12] Ibid. P. 85, 106.

[13] Ibid. P. 101-102.

[14] Ibid. P. 105.

[15] Ibid. P. 103.

[16] Ibid. P. 120-121.

[17] Baskerville S. Not peace but a sword: The political Theology of the English Revolution. N. Y., 1993.

[18] Ibid. P. 5.

[19] Ibid. P. 6-7.

[20] Ibid. P. 5, 8.

[21] Ibid. P. 209.

[22] Ibid. P. 211.

[23] Хилл К. Английская Библия и революция XVII в. М., 1998.

[24] Там же. С. 70.

[25] Там же. С. 67 и др.

[26] Там же. С. 170.

[27] Там же. С. 193.

[28] Там же. С. 195.

[29] Там же. С. 196.

[30] Там же. С. 464.

[31] Там же. С. 209.

[32] Там же. С. 119.

[33] Там же.

[34] Фортунатов С. Ф. Представитель индепендентов Генри Вен. М., 1875.

[35] Там же. С. 120.

[36] Там же. С. 70.

[37] Там же. С. 67.

[38] Там же. С. 95.

[39] Там же. С. 91-108.

[40] Там же. С. 96, 101 и др.

[41] Ковалевский М. М. Родоначальники английского радикализма. СПб., 1893.

[42] Там же. С. 7.

[43] Там же. С. 5-6.

[44] Кареев Н. И. Две английских революции XVII в. Пг., 1924.

[45] Там же. С. 37.

[46] Там же. С. 122.

[47] Там же. С. 149-150.

[48] Там же. С. 122.

[49] Английская буржуазная революция XVII в. Под ред. Косминского Е. А., Левицкого Я. А.. Т. 1-2. М., 1954.

[50] Там же. Т. 1. С. 11.

[51] Там же. Т. 1. С. 10.

[52] Там же. Т. 1. С. 318.

[53] Там же. Т. 1. С. 380-389.

[54] Там же. Т. 1. С. 264-265.

[55] В первом томе последовательно рассматривается ход событий революции, во втором – материал сгруппирован по главам в соответствии с отдельными «общеконцептуальными» проблемами. По многообразию затронутых тем данный труд, на наш взгляд, может быть сопоставим с энциклопедическими.

[56] Татаринова К. Н. Очерки по истории Англии 1640-1815 гг. М., 1958.

[57] Там же. С. 83.

[58] Там же.

[59] Там же. С. 118-129.

[60] Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII в. М., 1958.

[61] Там же. С. 158.

[62] Там же. С. 258.

[63] Там же. С. 237.

[64] Там же.

[65] Барг М. А. Кромвель и его время. М., 1960.

[66] Барг М. А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII в. М., 1967.

[67] Барг М. А. Кромвель... С. 62.

[68] Там же. С. 119.

[69] Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция... С. 325-327.

[70] Павлова Т. А. Кромвель. М., 1980.

[71] Там же. С. 10.

[72] Там же. С. 11.

[73] Савин А. Н. Лекции… С. 248. и др.

[74] Потехин А. Очерки из истории и борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах. Казань, 1894. С.1.

[75] Richardson R.S. Op. cit. P.33.

[76] Потехин А. Указ. соч. С. XXI.

[77] См. напр. Кареев Н.И. Указ. соч. С.5.-10, Потехин А. Указ. соч. С. XIX-XXII.

[78] Потехин А. Указ. соч. С. XX.

[79] Косминский Е.А. Английская буржуазная… С.12.

[80] Самый ранний полный индепендентский пуританский катехизис, написанный Генри Якобом// Лавровский В. М. Сборник документов… С. 55-56.

[81] Там же. С. 55.

[82] Там же.

[83] Там же.

[84] Там же. С. 55-56.

[85] A survey of nonconformity in London // Lindley K. Op cit. P. 37-38.

[86] Ibid. P. 38.

[87] Косминский Е.А. Английская революция… С. 12.

[88] Торжественная Лига и Ковенант для восстановления и защиты религии, славы и счастья короля и безопасности трех королевств Англии, Шотландии и Ирландии // Лавровский В. М. Сборник документов… С. 160-161.

[89] Там же. С. 161.

[90] Там же. С. 160.

[91] Савин А. Н. Лекции… С.270.

[92] См. Depositions before the Lords about a disrupted communion service // Lindley K. Op. cit. P. 87-88.

[93] См. напр. Фортунатов С. Ф. Указ. соч. С. 61-62, Савин А. Н. Лекции… С.308, Щепкин Е. Н. Указ. соч. С. 52

[94] Новая модель // Лавровский В. М. Сборник документов… С. 169.

[95] Основы предложений, исходящие от армии, 1 августа 1647 г.// Законодательство… С. 87-91.

[96] Там же. С. 87-89.

[97] Там же. С. 89.

[98] Там же.

[99] Там же. С. 90.

[100] Там же. С. 89-90.

[101] Савин А. Н. Лекции… С. 270.

[102] Петиция о корне и ветвях // Хрестоматия по истории Средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2. Ч.2. М., 1938. С. 243-245.

[103] Там же. С. 243.

[104] Там же. С.243-244.

[105] Там же. С.244.

[106] Там же.

[107] Из «Великой ремонстрации» // Хрестоматия по истории Средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2. Ч.2. М., 1938. С. 245-248.

[108] Там же. С. 245.

[109] Там же. С.247.

[110] Там же.

[111] Там же. С.245.

[112] Татаринова К.Н. Указ. соч. С. 61.

[113] Барг М.А. Великая английская революция… С. 133.

[114] Левицкий ЯА. Указ. соч. С. 276.

[115] Петиция палате общин от генерала Кромвеля и его совета офицеров о религиозной свободе и свободе права // Законодательство… С. 143.

[116] Ср. Ордонанс о наказании богохульства и ересей, принятый парламентом 2 мая 1648 г.

[117] Петиция палате общин от генерала Кромвеля… С. 143.

[118] Там же.

[119] Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений, унизительных для божественной власти и разрушительных для человеческого общества, 9 августа 1650 г. // Лавровский Б.М. Сборник… С. 244-246.

[120] Там же. С. 244.

[121] Акт против различных безбожных, богохульных и безнравственных мнений, унизительных для божественной власти и разрушительных для человеческого общества, 9 августа 1650 г. // Лавровский Б. М. Сборник… С. 244

[122] Акт об упразднении деканов, деканов и капитулов, каноников, пребенд и других должностей и званий, принадлежащих как к кафедральным, так и соборным церквям или часовням в Англии и Уэльсе. // Законодательство… С. 233-235.

[123] Там же. С. 233.

[124] Там же.

[125] Там же.

[126] Там же.

[127] Там же.

[128] Там же.

[129] Акт против различных безбожных… С. 244-246.

[130] Там же. С. 244.

[131] Там же. С. 244-245.

[132] Там же. С. 245.

[133] Там же.

[134] Петиция палате общин офицеров армии о реформах, 13 августа 1652 г. // Законодательство… С. 160.

[135] Письмо Кромвеля на имя спикера палаты общин Ленталя о социальных реформах. // Законодательство… С. 150.

[136] Там же.

[137] Петиция Кромвелю заключенных… С. 151.

[138] Доклад 4 мая 1649 г. // Законодательство… С. 281.

[139] Там же. С. 281.

[140] Постановление 9 октября 1650 г. // Законодательство… С. 281.

[141] Акт о пресечении омерзительных грехов кровосмешения, прелюбодеяния и внебрачного сожительства, 10 июня 1650 г. // Там же.

[142] Там же.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!