Анализ основных теоретических подходов изучения социального одиночества



    Проблема одиночества волновала человечество на протяжении почти всей его жизни. Такие философы как Аристотель, Платон, Эпикур были одними из первых, кто затронул эту тему. Позже, многие известные философы и социологи раскрывали проблему одиночества в своих работах. Наиболее ярко она выражена в трудах  Н.Бердяева, М. Бубера, Г.Торо, Э. Фромма и М.Хайдеггера .Их труды были направлены на понятие одиночества, его причины, а главным вопросом является то, есть ли одиночество благо или оно несет вред как человеку, так и социуму, в общем.

    Бердяев[1] исследует понятие «социальное одиночество» и его роль в социуме. Он говорит, что термин «одиночество» есть социальное явление, и оно связано с инобытием, с чуждым бытием. По мнению автора, социальное одиночество, то есть одиночество в обществе является самым мучительным. Именно такое одиночество преимущественно и существует в нашем мире. «Выход в "не-я", в мир, в объект совсем не означает преодоления одиночества. Одинокий постоянно совершает такой выход, ежедневно пробует его совершить и от этого одиночество только усиливается, а не ослабляется» - говорит автор. Бердяев считает, что это является основной истиной социального одиночества. Он говорит, что ,чтобы его преодолеть, нужно встречаться с "не-я", а встречаться с "ты", которое тоже есть "я", то есть нужно чтобы человек видел в другом не объект, а субъект. «После того как "я" выпало из первоначального коллективного быта и пережило боль сознания, раздвоения, одиночества, оно не может обрести цельности, гармонии, общности с другими через возврат к объективированному коллективному быту. Нужно выйти из мира объектов. Никакое отношение к объектам не есть общность и общение». Бердяев[2], считает одиночество противоречивым явлением. Он обращается к словам Киркегардта, который говорит, что трагическое есть страдающее противоречие, комическое же есть нестрадающее противоречие. Социальное одиночество является трагическим. Одиночество не является однородным и однокачественным. Автор говорит, что есть разные ступени и формы одиночества. Бердяев примечает, что спор, борьба и даже ненависть есть социальное явление, часто преодолевающее и ослабляющее одиночество. Но после этого одиночество делается еще сильнее. Он считает его болезнью, но по его словам оно может иметь и плюсы. «Одиночество может быть отпадением не от Бога и Божьего мира, а от социальной обыденности, которая сама есть мир падший. Оно может означать рост души». По его теории преодолением одиночества является Бог. Ему нужно принадлежать, довериться абсолютно, отдаться без остатка.

    Э.Фромм[3] в своих работах больше говорит о психологических аспектах социального одиночества. Он сравнивает одиночество с чувством тревоги. «Осознание своего одиночества и отъединенности, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его отъединенное, расколотое существование в невыносимую тюрьму. Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать». Фромм находит несколько способов выхода из одиночества:  первый - это механический конформизм. Человек "стремится целиком и полностью соответствовать требованиям культуры, он становится таким же, как все, и таким, каким его ожидают видеть"; другой способ садомазохизм и стремление к разрушению. "Все различные формы мазохизма преследуют одну и ту же цель: избавиться от себя, потерять себя, иными словами, сбросить с себя бремя свободы"[4]. Именно такое стремление к разрушению выражает желание избавиться от одиночества.  Он считает, что чувство одиночество ведет к разрушению человеческого сознания, как и чувство голода ведет к смерти.

    М. Хайдеггер[5] в отличие от Бердяева и Фромма, в одиночестве видит только благо. Он считает, что оно позволяет человеку быть самим собой. Человеческое пребывание в мире, по Хайдеггеру, может быть подлинным только при условии отдаления от людей. В своей работе «Бытие и время» Мартин Хайдеггер размышляет о самом понятии одиночества. «Одиночество присутствия есть тоже событие в мире. Не хватать другого может только в событие и для него. Одиночество есть дефективный модус события его возможность доказательство последнего. Фактическое одиночество с другой стороны снимается не тем, что «рядом» со мной случился второй экземпляр человека или возможно десять таких. Даже если их имеется и еще больше налицо, присутствие может быть одиноким». Одиночество, по Хайдеггеру, “дает бытию слово”. Только в одиночестве Бытие существует как целое.

    Еще одним исследователем социального одиночества был американский писатель Генри Торо[6]. Он одним из первых стал проводить различие между одиночеством и уединением. Торо, как и все трансценденталисты, считал, что человеческая личность содержит в себе огромное богатство, а бытовые проблемы и хлопоты сковывают их в себе. Для того чтобы их раскрыть необходимо уединение и одиночество, нужно слиться с природой. Следуя своим исследованиям, Торо прожил 2 года в хижине в полном одиночестве. И все свои исследования и впечатления он описал в известной книге "Уолден, или Жизнь в лесу" (1854). Однако, он четко разграничивает понятия «одиночество» и «уединение». Торо, как и большинство исследователей, находил в одиночестве лишь отрицательные стороны, а уединение, по его мнению, является благом. Торо[7] считал, что одиночество это болезненная оторванность человека в обществе. «Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат». А уединение же, наоборот, не является бегством от мира, а наоборот, путь к нему. Торо, считает, что человек, занимаясь своими делами, не может быть одиноким. «Фермер может весь день проработать один в поле или в лесу мотыгой или топором и не почувствовать одиночества, потому что он занят делом, а вернувшись вечером домой, он не может оставаться наедине со своими мыслями, и ему хочется побыть "на людях". Тот же фермер, однако, не понимает ученого, "который способен просидеть один в доме всю ночь и большую часть дня, не боясь скуки и хандры». В своих рассуждения Торо приходит к выводу, что "мы никогда не бываем одиноки".

    Немецкий философ Мартина Бубер[8] связывал проблему одиночества с существованием человека вообще. Он рассуждает о самосознании и о том, как одиночество поможет к нему прийти. Философ говорит "Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию... человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном "Я" увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику... В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя...". Именно те люди кто пережил одиночество, могут решить проблему человеческого самосознания. Бубер, для того чтобы в этом разобраться, изучал работы известных философов таких как Аристотель, Августин Аврелий и другие. Он изучает пути развития одиночества. Философ находит два пути выхода из одиночества: индивидуализм и коллективизм. В индивидуализме одиночество представляется как рок и человек должен его полюбить, чтобы его пережить. В коллективизме, необходимо раствориться в какой- нибудь большой группе. Однако эти виды так и не решают проблему одиночества и автор находит третий путь «Между». В книге «Феномены человеческого бытия» Демидов А.Б . говорит: «Между" – это как бы узкая кромка, на которой происходит встреча Я и Ты. Познание сферы "Между" и должно помочь человечеству в преодолении одиночества.»


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!