Особенности социологического подхода к изучению проблемы одиночества



    Хотя и начало осмысления одиночества было положено еще в античные времена, эта тема и в современном мире остается актуальной. Многие современные философы и социологи интересуются данной проблематикой. Социальное одиночество является проблемой не одного индивида, а всего общества, поэтому, многие заинтересованы в том, чтобы изучить ее и постараться найти решение. Для этого необходимо дать определение одиночества, его особенности и способы решения. Этим и занимаются современные исследователи.

    П. Хартоколис[9] говорит, что одиночество есть нарушение осознания времени. Он говорит что : «…одиночество – это отказ от настоящего, от его возможностей и требований…» и именно поэтому «…одиночество является экзистенциональной проблемой. В течение жизни мы понимаем, что наше существование быстро проскальзывает мимо. Когда мы довольны, нам хочется приостановить время, уважать каждое его проявление, но большинство из нас понимает, что не знает, как это сделать. И наоборот, когда мы в заключении, одиноки, страдаем или болеем, время течет слишком медленно, его ограничение тяжело давит на нас».

    Такую же точку зрения поддерживал Карл Голдберг[10]: «…одиночество – это, своего рода, отказ от момента настоящего, от его возможностей и требований. Потеря этого настоящего и приводит к нарушенному взгляду на время: ощущение того, что настоящее замерло, оно бесконечно и не имеет будущего. Это нарушенное восприятие времени ослабляет способность субъекта к межличностному общению, что еще более усугубляет чувство одиночества».

    Следует отметить, что в современном обществе, проблема социального одиночества начала активно исследоваться с 1992 года. С этого периода было написано много научных работ, как книг, так и диссертаций, по данной проблематике. Мы подчеркнем наиболее близкие к нашей проблеме исследования.

    Очень подробно данную проблему рассматривал русский социолог, президент Сообщества профессиональных социологов Н.Е.Покровский. Он исследует то, как возникло одиночество, его генезис, причины возникновения и этапы его развития.

    Автор разделяет всех исследователей одиночества на две категории[11]. Последователи первой позиции связывают одиночество, прежде всего с возникновением индустриального общества и процессом урбанизации. По мнению И.С. Кона, оно зародилось в XVII-XVIII веках. «Усложнение жизненного мира личности порождает противоречивые, не допускающие однозначного толкования эмоциональные состояния и проблемы. Например, одиночество. В средние века люди жили теснее и редко обособлялись друг от друга... Одиночество чаще всего понималось как физическая изоляция... Более многогранная личность нового времени, не отождествляющая себя ни с одной из своих предметных и социальных ипостасей, нуждается в обособлении от других и добровольно ищет уединения. Вместе с тем она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения или неспособность выразить богатство своих переживаний». И.С. Кон не делает функционального различия между уединением и одиночеством. Российский исследователь не дает концептуальной трактовки одиночества. Однако можно предположить, что он связывает возникновение этого социально-психологического и культурологического феномена с формированием европейского капитализма, ростом городов, индустриализацией и другими явлениями, обусловленными эпохой «современности» (modernity) в социологической трактовке этого понятия нашего времени.

    С точки зрения второй группы авторов, одиночество рассматривается как вневременный и универсальный феномен общественного бытия[12]. По мнению Покровского одиночество превращается в базовый универсальный феномен, лишь видоизменяющийся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Главным выразителем данной точки зрения, по его мнению, был американский социолог и культуролог Бен Миюскович, который говорит: «Существует сильная тенденция рассматривать одиночество как современный феномен или даже только как феномен, связанный сугубо с нашими днями. При этом, например, часто его характеризуют в качестве особого рода "отчуждения", вызванного к жизни нашей технологической, бюрократической и экономической организаций в рамках социальной структуры. Эта точка зрения, я глубок убежден, ошибочна. Напротив, я полагаю, что можно взять как данность то, что человек всегда и повсюду страдал от чувства острого одиночества и что все его существование поглощено борьбой за избавление от этой перспективы».

    Также исследованиями в сфере одиночества занималась Пузанова Ж.В. Несколько ее работ посвящены социологическим и философским аспектам одиночества. В своем исследовании « Методы неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества» автор говорит, что одиночество давно перестало быть проблемой индивида, оно превратилось в серьезную социальную проблему, от которой зависит здоровье общества. [13] В этой статье Пузанова использует метод неоконченных предложений, для выявления проблемы одиночества и для ее решения.

Автор говорит, что обыденное понимание одиночества – социальная изоляция, вызванная разрывом связей с окружающими людьми: чем меньше у человека контактов, тем более он одинок. К одиночеству ведут так же «несчастья, ошибки, обманы в прошлом» и «другие причины», среди которых вредные привычки, болезни и старость, потеря интереса к жизни и невезение… Не очень часто, говорит автор, причиной одиночества становятся проблемы на работе и неудача в любви.

В своей другой работе автор Пузанова[14] рассуждает о философии одиночества. «Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Но эта интуитивная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, подчас противоречивое философское содержание понятия, ускользающее от рационального описания». Пузанова говорит, что одиночество преследует человечество на протяжении всей его истории. «С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием и в настоящее время – это уже опасная болезнь, болезнь многоликая и коварная, вызывающая одновременно сострадание и протест». Соглашаясь со многими исследователями, она пишет, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности. Естественно, что под «оторванностью» понимается не физическая изолированность, а скорее нарушение контекста многогранных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

«Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть добровольной и исполненной внутреннего смысла, отражает его тягостный разлад с обществом и самим собой, дисгармонию, страдание, кризис Я».

Гольман Т.И. [15] определяет социальное одиночество как отсутствие сплоченности в области социальных взаимодействий. Соответственно представляются 2 пути выхода из него: внутренний путь преодоления одиночества, предполагающий культивирование своего духовного мира и внешний путь, характеризующийся отношением человека к своим социальным контактам.

«Социальное одиночество вызывается к жизни ослаблением социальных отношений, падением их качества, осознанием невозможности занять в обществе более или менее устойчивое положение, что способствует снижению социальной активности. Известно также, что одиночество - это феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Важно понять в каких случаях, и в какой степени оно является нормой, а в какой становится угрозой для общества, разрушительным для личности» - говорит автор. Изучение феномена одиночества, по мнению Гольман, возможно только с позиции междисциплинарного подхода. Анализ с точки зрения философского подхода позволяет учитывать структуру и самосознание личности; психологический учитывает характерологические особенности и предрасположения личности; социологический - межличностные отношения и характер взаимодействия личности с социальной средой.

Автор говорит что одиночество, как сложное явление имеет многоуровневый и противоречивый характер. [16] «Эта противоречивость вытекает из самой сущности человеческого бытия. Человек, с одной стороны — рефлексирующий субъект, индивидуальная личность, испытывающая потребность в автономии и индивидуализации. С другой стороны, он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми, в принадлежности к общности и социальному признанию». Гольман пишет, что человек есть существо социальное и ему по природе необходимо постоянное общение. Поэтому потеря контактов с людьми, одиночество, представляют для него серьезную проблему.

Подобными рассуждениями занимается философ М.В.Румянцев[17]. Он трактует одиночество как субъективное переживание, связанное с дефицитом социальных связей и общения. В социологии, говорит он, одиночество становится следствием разложения привычных и традиционных норм и правил в быстро меняющемся мире, т.е. аномии. «Размышляя о причинах укоренения одиночества, необходимо учитывать и особенности социально-исторического развития общества, и специфичность индивидуального бытия человека: внешние и внутренние предпосылки возникновения одиночества находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности. В первом случае, одиночество неразрывно связано с процессом отчуждения, отторжения родовой сущности человека от его существования, объективацией в духовной и материальной сфере. Во втором, уникальность и исключительность индивидуального бытия человека указывают на неустранимость одиночества вообще. Усиливающееся отчуждение и антропоцентричность современной философии в совокупности делают одиночества одним из внушительных социокультурных явлений современности».

Кандидат философских наук Тихонов Г.М. [18] представил социологическую модель одиночества. Он пишет, что данная модель подчеркивает значение общественных структур и социальных сил для появления одиночества. Таким образом, говорит автор, детерминанты одиночества изначально помещаются вне индивида и понимаются как надиндивидуально действующие, социально и исторически обусловленные факторы. Тихонов пишет: « …подчеркивание социальных факторов, в свою очередь, скрывает опасность затемнения смягчающего влияния индивидуальных и специфически личностных детерминант. В этом случае индивид понимается как беспомощное, «пассивное» существо, абсолютно отчужденное, функционирующее исключительно для системы, полностью от него зависящее».

По Тихонову[19], данную модель хорошо иллюстрирует работа Рисмена «Одинокая толпа». В этой работе Рисмен выделяет три типа социального характера: традиционный, внешний и внутренний. Главный тезис Рисмена состоит в том, что современный человек обладает направленным вовне социальным характером и поэтому не подготовлен к одиночеству и индивидуальному самонахождению. Он пишет, что чтобы избежать «террора одиночества», индивид должен приспосабливаться к обстоятельствам и контролировать свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения.

Также Тихонов рассуждает о работе Эриха Фромма «»Бегство от свободы», где одиночество определяется как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и ценностями и идеалами вообще.

Тихонов сделал вывод о том что же такое одиночество в социологической модели. «Представители социологической модели понимают одиночество как результат нормативного социального давления и воздействия социокультурных факторов. Одиночество осознается как потеря собственной идентичности и собственного самоосуществления вследствие чрезмерного приспособления к социокультурным структурам и нормам».

 

В этой главе мы рассмотрели различные подходы к рассмотрению социального одиночества: от самых первых исследователей до современников. По результатам исследования, одиночество очень противоречивое понятие. В различные эпохи к нему относились по-разному, видя в нем благо или лишь болезнь, которая пагубно влияет на общество. Подводя итог к главе, можно дать определение социальному одиночеству: социальное одиночество - ослабление социальных отношений, при котором человек остро переживает его оторванность от сообщества людей, семьи, исторической реальности.

 


 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1640; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!