Билет 9. Картина и икона – две системы зрительного восприятия, два образа мышления



Противостояние иконы и картины. Церковная живопись становится другой.

Отличие иконы и картины: Картина – средство изображения окружающего мира. Зритель должен ощутить иллюзию пространства. Когда художник пишет картину, он находится на дистанции, как бы наблюдает за миром и картиной, как Господь создавал мир и не был сопричастен к этому миру. Картина ограничена этим миром. То, что нельзя увидеть, не может быть предметом дляживописи. Карпина пишется с помощью прямой перспективы, которая создает объем и вес.

Художник, который пишет икону, сливается с ней и тем миром. Икона пишется при помощи обратной перспективы, которая дематериализует предмет, исчезает ощущение веса.

Картина передает мироощущение художника, икона – церкви, откровение Божье. Картина должна быть эмоциональна; кисть иконописца бесстрашна (личные эмоции не должны иметь смысла). Картина – средство общения с автором; икона – с Богом, поэтому картину рассматривают, а перед иконой предстают.

 

Билет 10. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти – три измерения ренессансной культуры.

Сандро Боттичелли – антиренессанс (сер. 15 – нач. 16 вв.). Поздно пришел в искусство, т.к. его отец был против. У него было полное отсутствие интереса к судьбе своих картин, он был заинтересован картиной только во время ее написания. У него было отсутствие чистолюбия с точки зрения ренессанса (не хотел учиться, только рисовал). Меланхолических взгляд на вещи. Не любил споров и т.п. Сандро был единственным человеком, которым мог находиться Микеланджело, т.к. первый всегда молчал и делал вид, что слушает. Боттичелли не был в душе ренессансным художником, в другое время он бы мог стать хорошим иконописцем. Он мечтал написать Богородицу, но писал по заказу сюжеты, которые были ему не интересны.

«Весна» - на фоне лес, но создается впечатление, что это гобелен. Ноги персонажей не опираются на землю (ощущение, что земля и ноги в разных плоскостях). Жесты перетекают друг от друга, тем самым объединяются (иконописная техника).

«Рождение Венеры» - ощущение хрупкости Венеры, хотя она не худенькая, за счет работы над пространством.

«Юдифь» - трава не проминается под стопами.

Вторая половина творчества – отказ от ренессанса. Он игнорирует прямую перспективу, не смешивает краски.

«Мистическое Рождество» - в основе песочные часы, в середине пещера. Переход из одного мира в другой, пещера – центр мироздания. Пытался вернуться к более древним техникам.

Леонардо да Винчи. Полное служение ренессансу, ненавидел все предыдущие искусства. Был очень красив и силен, уверен в себе. Считал, что знает истину. Дикое самомнение и чувство превосходства над всеми. Не интересовался социальными проблемами, любил демонстрировать любовь к миру, при этом любил делать зарисовки на казнях (как сокращаются мышцы, меняется выражение лица и т.д.). Он интересовался всем в мироздании, считал, что не закончил ни одной своей работы. Огромное внимание уделял технической стороне – создавал новые краски, они были очень непрочны. Да Винчи хотел вывести формулу красоты, гармонии.

«Тайная Вечеря» - пример прямой перспективы, вся композиция рассчитана точно математически, каждое движение.

Леонардо трактовал смерть как освобождение Апостолов от тирании души. Он совершенно не хотел изображать божественный мир, он знал, что изобразить Иисуса и Иуду математически невозможно.

Он занимался всем. Энциклопедические знания – идеал ренессанса. Он не знал латынь и древнегреческий. Он ничего не закончил, т.к. он стремился с помощью своих знаний и наблюдений объяснить и объединить мироздание. Это невозможно и он не мог признать того, что его цель недостижима, и что ренессансные методы для этой цели не подходят.

МикеладжелоБуонаротти. Разрушает ренессанс и создает будущее. Очень трагичная фигура. Творчество его складывается удачно с самого детства, был признан при жизни. Вокруг него много учеников, глубоко религиозный человек. Жаждет изобразить потусторонний мир, но понимает, что техника ренессанса для этого не подходит. На протяжении всей жизни он борется с собой, материалами, техникой и т.д. Пытается преодолеть косность материала. Сам он говорил, что он скульптор, а не художник.

«Пьета» - слеза у Богородицы. Камень отполирован, что придает драгоценный вид. Фреска «Страшный суд», нет трехчастной развертки пространства. Наводит ощущение безмерности. Иисус в середине между двумя измерениями, ощущение, что он направляет свою силу в синий фон, а оттуда в людей. Никто не летает. Если Иисуса не будет – все упадут. Он передает полное отсутствие спасение, только по милости Христа.

Зарождение маньеризма. Микеланджело создал новый стиль. Стиль опирается на сатанизм этого мира, что Бог оставил мир. Представители: Брейгель (старший), Эль Греко.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!