Билет 3. Культура высокого средневековья. Символизм и иерархизм. Феномен готики



Билет 1. Символизм рыцарской культуры.

Мир природы, мир вещей рассматривается не сам по себе, но в соотнесенности с Богом, как проявление его творческой энергии, как указания замысла творения. Видимое являлось символическим образом невидимого; земное – зеркальным отражением небесного. Символом Христа был агнец, символом Девы Марии – жемчужина. Орел был знаком евангелиста Иоанна. Шахматы как символ. Игра в шахматы – символ любовных отношений. Сокол – символ страстной любви. Лилия – королевский цветок, постоянно конкурирующий с розой – связана с Девой Марией. Красная роза – символ войны, страстной любви. Роза могла быть вызовом на поединок; красная гвоздика – символ крови; фиалка – символ невинности и верности; маргаритка – ею развлекала и веселила Иисуса Мария; анютины глазки – символ смерти. По цветам можно было прочесть послание.

Цвет. (Бог есть свет, цвета испускают свет, Бог присутствует в благородных цветах). Благородные цвета: золотой, желтый (иногда заменяет золото), синий (цвет божественного мира, цвет истины; печали, связанной с возлюбленными); красный – цвет крови; белый – сияние, непорочность.

Геральдика появляется вместе с рыцарством. Первый герб (на синем фоне 3 золотых льва). Откуда появились гербы, никто не знает. Герб обязательно присутствовал на всех турнирах.

Билет 2. Средневековое монашество. Особенности культуры.

Мышление средневекового человека символично. Всё, что встречалось на жизненном пути, человек воспринимал это как намек на потусторонний мир.

Сфера – идеал мироздания. С символом человек встречался каждый день. Особенно во время мессы, т.к. служба – это повторение истории Нового Завета.

Колокола сопровождали человека на протяжении всего дня. В пятницу служба заканчивалась в темноте, колокола переставали звучать – символ того, что апостолы оставили Христа. Истина ищет человека. Не мы видим свет, а свет проникает из вне в нас. Агрессивный символизм, который постоянно напоминает о высшем и борьбе добра и зла.

Символизм реален для средневекового человека. Концентрические сферы – картина мироздания (Данте – круги Ада и Рая). Спасение души невозможно без веры. Можно вести любой образ жизни, но без веры нельзя. Человек постоянно мучал себя вопросом – что же такое вера? Знание текстов и обрядов это еще не вера. Евангельское христианство – уподобление Христу. Но это было возможно только для монахов. Поэтому христианство было разбито. У всех были разные способы служения Богу. Ростовщичество было запрещено. Просить ростовщика могли только в том случае, если он раздаст деньги всем тем, кто от него пострадал. Ростовщик торгует временем, а им управляет только Бог. Индульгенция не освобождает от кары на Земле. Папа непогрешим только в трактовке Писания, в остальном он несет ответственность.

Античные отцы церкви не апеллировали наукой, они отрицали язычество (бесов и т.д.). Зло для них это тень мироздания. Средневековье возвращается к мистике. Огромное количество материальных вещей: появляются ангелы-хранители и т.д. Душа требует конкретики. Чтобы достучаться до человека, нужны эти символы.

Монашество – элита христианской церкви. Главой церкви может стать только представитель черного духовенства. Монашество уходит в 1 в. н.э. Иоанн Креститель идеал монашества. Сам Христос уходит в пустыню в начале крестного пути. В 1в. еще не монахи, а отшельники. Монашество подразумевает под собой вступление в корпорацию, орден, сообщество. Когда монах уходит, он противоречит заповеди Христа о проповеди для спасения всех. Эта проблема была решена в 5 в. Святой Бенедикт написал каноны для монахов. Главный устав Бенедикта – монах и воин (духовный) Господа. Монах должен молиться за все человечество и писать проповеди. Образование первого монашеского ордена – Бенедикт и общество монахов.

Жизнь монаха: большая часть – молитвы, труд, основанный на умерщвлении плоти, скудная еда, пост. Задачи и цели средневекового монаха: спасти себя и весь мир. Чтобы уменьшить гнев Божий за грехи, монах постоянно возносит молитвы. Мир каждый день умирает и чтобы Бог возродил мир, нужна постоянная молитва. Благотворительность: больницы при монастырях и т.п. Монах уходит от мира, но постоянно с ним контактирует, проповедует, повторяя жизнь Апостолов.

Зарождение монастырей: монашеские общины двигаются по Европе и селятся в местах, не пригодных для жизни, чтобы на этом месте построить сад. Монахи – реставраторы. Они должны возродить идеал мироздания. Переломный момент в 11в.: связан с миллениумом (1000 г.). 1033 год повергал в ужас. Считали, что наступит конец света, стихийные явления и т.п. рассматривались как приближение Апокалипсиса. Встал вопрос о спасении души. Особенно этим заинтересовались представители высшего общества. Появилась тенденция уходить в монастырь под конец жизни. Аристократия начинает поддерживать монастыри, чтобы монахи постоянно молились за них, также они имели право на погребение в соборах. Всё это привело к благосостоянию монастырей. Без этого не было бы готического переворота на рубеже 11-12 вв.

В конце 12 в. радикальное изменение монашеской концепции – появляются странствующие монашеские ордена (воспроизведение общины Апостолов). Появляются катары (еретики) – их появление влияло на появление монашеских орденов. Катары исповедовали манихейство (равенство сил добра и зла), оно отрицало Христа как Сына Божия. Считали человека порождением врага человечества. Сначала катаров считали реформаторами, думая, что с ними можно договориться. Когда осознали, что это не изменение церкви, а ее уничтожение, было уже поздно – катары охватили всю Европу. В следствие этого образовалось 2 ордена: францисканцы (св. Франциск Ассизский) и доминиканцы (св. Доминик). Доминиканцы (псы Господни) несмотря на то, что они были странствующими, у них была обитель. В ней находилась библиотека, чтобы монахи могли спокойно вести споры с катарами. Появилась святая инквизиция (борьба с ересью). Францисканцам было дано право заниматься делами инквизиции.

Билет 3. Культура высокого средневековья. Символизм и иерархизм. Феномен готики.

В систему иерархии включалось всё мироздание (животные, предметы, стихия и т.д.) Иерархия организовывается по степени благородства. Благородства – степень совершенства. Лесенка иерархии восходит к Богу. Приоритет совершенства – все участники иерархии связаны с Богом. Принцип зеркала – чем мутнее зеркало, тем хуже отражается в нем Бог. Совершенство меняет восприятие. Совершенный человек видит миртак, как его связал Господь, а не как его видят грешники. Символизм (билет 1 и 2).

Готический собор – квинтэссенция Высокого Средневековья. Готика – стиль жизни. Готика открывает новый путь к Богу. Может спастись не только душа, но и тело, идущее к Богу горизонтально.

Восприятие мира диалектическое. Основа в борьбе противоположностей (готическое мышление). Две концепции Дома Божьего: бедность (ничто не должно отвлекать от мессы); пышность (для того, чтобы человек увидел красоту мира). Именно по этой концепции строились готические храмы. В этих храмах присутствовало ощущение пересечения границы (психотехника). Храмы были расписаны.

В готической храме много деталей: 4 фасада, множество структурных изображений, внутри чувствуется роскошь. В романских соборах мощи святых находились внизу, в крипте (гробница); в готических крипта поднимается наверх, очень ярко украшена. В романских соборах – аскетизм; в готических - триумф материальности, телесности.

Реабилитация тела: когда церковь признала, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, решили, что тело не может быть порочным. Так как у Иисуса было человеческое тело, а от него исходит Святой Дух.

Святой Франциск первый раз называет тело братом души и говорит о том, что тело может служить Богу. Материальность готических соборов – это проекция нового тела, человек воскреснет и обретет новое тело, совершенное. В гот.соборе ощущалось, что сталкивается рациональное и иррациональное (2 непримиримых начала).

Триумф геометрии в камне – симметрия. Ощущение, будто собор состоит из повторений. Геометрия – основа мира. Геометрия оптических иллюзий (нет ничего одинакового, везде особенность: колонны у основания меньше, чем наверху). Собор создавался с точки зрения божественной логики. Иконы создаются с точки зрения Бога, так как видел бы тот, кто внутри, чтобы зритель мог приобщиться. Соборы создавались также. Планов постройки соборов не сохранилось. Существует версия, что было 2 противоречивых плана и из них получалось нечто третье. Схоластика – учение о логическом осмыслении мира (представитель Фома Аквинский). Искусство доказательства бытия Бога. Учение построено на логике и иррационализме. Разум – первая ступень подготовки к познанию Бога. Они пытались сделать веру доступной разуму, а не разумом постичь Бога. Чтобы приблизиться к Богу, нужно читать 2 книги – Откровение и книгу Природы. В православных храмах мозаика, она вбирает свет, но не пропускает через себя (сгущает свет, похоже на мрак:Господь – свет, который воспринимается как мрак, на него нельзя смотреть).

В готических соборах витражи, свет проходит и достигает, возможность увидеть свет. В готических витражах внутри были пузырьки воздуха, от этого радужное сияние.

Особенности готических соборов:

1. Балдахин. Стены, колонны спускаются от сводов, т.к. собор дарован Богом и именно от него должно всё идти.

2. Иконы. Так как должны рассматриваться при свечах, они не рассчитаны на электрический свет.

3. От светильников шёл столб дыма, воздух нагревался. Ощущение, что всё движется, кроме свода (он один неподвижен).

Готический собор должен создавать впечатление лёгкости.

Работа с камнем: задача лишить камень каменных свойств – его изрезают (кружева), он остается тяжелым, но выглядит очень легким, благодаря этому они пропускают свет.

Интерьер: один поток идёт вверх, другой вниз и когда встречаются, компенсируют друг друга (эффект парения). Каменные скульптуры скошены.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!