Классический и неклассический идеалы рациональности



  1. Классическая наука (механика - Декарт, Ньютон)
  2. Неклассическая традиция (теория относительности А. Эйнштейна)
  3. Постнеклассическая наука (синергетика – И. Пригожин)

Тестовые задания:

1. Классическую картину мира отражает принцип:

а. Относительности

б. Механика

в. Синергетика

 

2. Классическая картина мира связана с именем:

а. И.Пригожина

б. И.Ньютона

в. А.Эйнштейна

 

3. Неклассическую картину мира отражает принцип:

а. Относительности

б. Механика

в. Синергетика

 

4. Постнеклассическую картину мира отражает принцип:

а. Относительности

б. Механика

в. Синергетика

 

5. Неклассическая картина мира связана с именем:

а. И.Пригожина

б. И.Ньютона

в. А.Эйнштейна

 

6. Постнеклассическая картина мира связана с именем:

а. И.Пригожина

б. И.Ньютона

в. А.Эйнштейна

 

7. Активное средство научного и философского исследования – это …

а. догматизм

б. критичность

в. предопределенность

 

8. Для науки ХVII – XVIII вв. была характерна тенденция сводить все законы природы к законам …

а. биологии

б. механики

в. математики

 

9. Открытие современной физики в отношении устройства микромира - это …

а. неделимость атома

б. корпускулярность мира

в. волновое устройство материи

г. корпускулярно-волновой дуализм

 

10. Категория, фиксирующая следующую последовательность состояний: небытие – бытие – небытие, называется …

а. время

б. пространство

в. познание

г. объективность

 

11. Автором этих абстракций – абсолютное время, абсолютное пространство, вошедших в категориальный аппарат физики и философии был …

а. Г. Галилей

б. И. Ньютон

в. Н. Коперник

г. Р. Декарт

 

12. Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить Землю, планеты, звезды – это содержание ньютоновского определения понятия «абсолютное …».

а. время

б. движение

в. вещество

г. пространство

 

13. Концепция, рассматривающая время и пространство не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами, называется …

а. абсолютной

б. реляционной

в. классической

г. субстанциональной

 

14. Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как одномерность, необратимость, однородность, называется …

а. Пространство

б. Время

в. Движение

г. Вещество

 

15. Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как однородность, изотропность, многомерность, называется …

а. Пространство

б. Время

в. Движение

г. Вещество

 

16. В философии для обозначения количественных и качественных изменений объективной реальности используется категория:

а. Пространство

б. Время

в. Движение

г. Вещество

 

17. Свойство материи, имеющее характер атрибута, то есть всегда характерное как для всей материи, так для любого материального объекта – это …

а. беспредельность

б. движение

в. ограниченность

г. конкретность

 

18.Теоретик марксизма – Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи – физическая, химическая, механическая, биологическая и …

а. сознательная

б. духовная

в. социальная

г. корпускулярно-волновая

 

19. Типы движения, обозначенные в философии:

а. количественное и качественное

б. химическое и физическое

в. макро и микро

г. интенсивное и экстенсивное

 

20. Количество форм движения по Энгельсу

а. 2

б. 3

в. 4

г. 5

 

21. Пространство и время самостоятельные, независимые от материи сущности – таково представление в рамках …концепции

а. Субстанциальной

б. Реляционной

в. Относительной

 

22. Пространство, время и материя находятся в особых отношениях и вне этих отношений пространство и время не существуют

а. Субстанциальной

б. Реляционной

в. Относительной

 

23. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:

а. Отражение

б. Взаимодействие

в. Реакция

 

24. Простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира:

а. Раздражимость

б. Чувственность

в. Психическое отражение

г. Взаимодействие

 

25. Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира это:

а. Познание

б. Память

в. Представление

г. Знание

 

26. Обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование это:

а. Познание

б. Память

в. Представление

г. Знание

 

27. Формами чувственного познания являются:

а) Представление

б) понятие

в) суждение

г) ощущение

д) рассуждение

е) опыт

ж) восприятие

з) умозаключение

 

28. Формами рационального познания являются:

а) представление

б) понятие

в) суждение

г) ощущение

д) рассуждение

е) опыт

ж) восприятие

з) умозаключение

 

29. Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним в философии называется:

а) ложь

б) ошибка

в) истина

г) заблуждение

д) дезинформация

е) иллюзия

 

30. Знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним в философии называется:

а) ложь

б) ошибка

в) истина

г) заблуждение

д) дезинформация

е) иллюзия

Задание к семинару № 13

Онтология

  1. Бытие и небытие
  2. Формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное)
  3. Материя, ее атрибуты
  4. Пространство и время
  5. Движение
  6. Законы движения

1. Учение о бытии в философии называется:

а) Онтология

б) Гносеология

в) Аксиология

г) Праксиология

 

2. Этот философ впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие:

а) Фалес

б) Парменид

в) Протагор

г) Сократ

 

3. Этот философ понимал бытие как некоторую протяженность, пространство, заполненное атомами:

а) Сократ

б) Парменид  

в) Демокрит

г) Протагор

 

4. Этот философ выдвигал тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия:

а) Сократ

б) Платон *

в) Аристотель

г) Протагор

 

  1. Эта философская концепция понимает Бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им, например,  Бытием является дух, разум, Бог:

а) Идеализм

б) Материализм

в) Дуализм

г) Плюрализм

 

  1. Этот философский подход признает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества:

а) Идеализм

б) Материализм

в) Дуализм

г) Плюрализм

 

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие единственного начала (оно же «природа», оно же «бог»):

а) Монизм

б) Идеализм

в) Дуализм

г) Плюрализм

 

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие противоположных начала бытия:

а) Монизм

б) Идеализм

в) Дуализм

г) Плюрализм

 

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие множества начала бытия:

а) Монизм

б) Идеализм

в) Дуализм

г) Плюрализм

 

  1. Этот философ был сторонником монизма:

а) Ф. Бэкон

б) Р. Декарт

в) Б. Спиноза

г) Г. Лейбниц

 

  1. Этот философ был сторонником дуализма:

а) Ф. Бэкон

б) Р. Декарт

в) Б. Спиноза

г) Г. Лейбниц

 

  1. Этот философ был сторонником плюрализма:

а) Ф. Бэкон

б) Р. Декарт

в) Б. Спиноза

г) Г. Лейбниц

 

  1. Философское учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана, называется:

а) Детерминизм

б) Индетерминизм

в) Монизм

г) Плюрализм

 

  1. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно):

а) Материя

б) Сознание

в) Пространство

г) Время

 

  1. Определение материи, которое является наиболее употребимым в современной философии, дал:

а) Р. Декарт

б) К. Маркс

в) Ф. Энгельс

г) В. Ленин

 

  1. Выделяют 3 структурных уровня материи. К какому относится человек?

а) Микромир

б) Макромир

в) Мегамир

 

  1. Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания:

а) Релятивизм

б) Детерминизм

в) Индетерминизм

г) Абсолютизм

 

  1. Объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие, называется:

а) Материя

б) Сознание

в) Пространство

г) Время

 

19. В классической физике время называется:

а) Цикличным

б) Линейным

в) Абсолютным

г) Относительным

 

20. Универсальные законы существования и развития материи:

а) Исторические

б) Диалектические

в) Метафизические

г) Математические

 

21. Закон единства и борьбы противоположностей отражает:

а) источник развития

б) механизм развития

в) направление развития

 

22. Закон перехода количественных изменений в качественные отражает:

а) источник развития

б) механизм развития

в) направление развития

 

23. Закон отрицания отрицания отражает:

а) источник развития

б) механизм развития

в) направление развития

 

24. В диалектическом материализме объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё, это:

а) Движение

б) Сознание

в) Пространство

г) Время

 

25. Междисциплинарное направление научных исследований - изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)

а) Теория относительности

б) Механика

в)Синергетика

Задание к семинару № 14

Гносеология

  1. Структура познавательной деятельности.
  2. Философские подходы к процессу познания.
  3. Концепции истины в философии.
  4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

1. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания, называется:

а) Познание

б) наука

в) практика

г) исследование

 

2. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, это:

а) познание

б) наука

в) практика

г) исследование

 

3. Согласованность полученных знаний с фундаментальными идеями - это:

а) Когерентность

б) истина

в) логическая полнота

г) эвристичность

 

4. Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:

а) Определение

б) Понятие

в) Суждение

г) Представление

д) Знание

е) Умозаключение

 

5. Форма мышления, представляющая совокупность связанных между собой понятий:

а) Определение

б) Понятие

в) Суждение

г) Представление

д) Знание

е) Умозаключение

 

6. Форма мышления, посредством которого из ранее установленного знания выводится новое знание:

а) Определение

б) Понятие

в) Суждение

г) Представление

д) Сознание

е) Умозаключение

 

7. Формы чувственного познания это: (3 ответа)

а) Понятие

б) Представление

в) Эксперимент

г) Ощущение

д) Восприятие

е) Теория

ж) Гипотеза

з) Сравнение

и) Умозаключение

к) Описание

 

8. Формы теоретического познания это: (3 ответа)

а) Понятие

б) Представление

в) Эксперимент

г) Ощущение

д) наблюдение

е) Восприятие

ж) Теория

з) Гипотеза

и) Сравнение

к) Умозаключение

л) Описание

м) Проблема

 

9. Формы эмпирического познания это: (4 ответа)

а) Понятие

б) Представление

в) Эксперимент

г) Ощущение

д) Наблюдение

е) Восприятие

ж) Теория

з) Гипотеза

и) Сравнение

к) Умозаключение

л) Описание

м) Проблема

 

10. Целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на органы чувств, это:

а) практика

б) интуиция

в) наблюдение

г) эксперимент

д) описание

 

11. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, это:

а) практика

б) интуиция

в) наблюдение

г) эксперимент

д) описание

е) сравнение

 

12. Познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта:

а) практика

б) интуиция

в) наблюдение

г) эксперимент

д) описание

е) сравнение

 

13. Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента:

а) практика

б) интуиция

в) наблюдение

г) эксперимент

д) описание

е) сравнение

 

14. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа:

а) заблуждение

б) предположение

в) загадка

г) проблема

д) гипотеза

е) теория

 

15. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательствах, это:

а) заблуждение

б) предположение

в) загадка

г) проблема

д) гипотеза

е) теория

 

16. Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, это:

а) заблуждение

б) наука

в) предположение

г) проблема

д) гипотеза

е) теория

 

17. К формам агностицизма относятся:

а) Скептицизм

б) Католицизм

в) Экзистенциализм

г) Юмизм

д) Догматизм

е) Релятивизм

ж) Кантианство

 

18. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств:

а) восприятие

б) зрение

в) впечатление

г) ощущение

д) раздражение

е) чувственность

 

19. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений, это:

а) восприятие

б) впечатление

в) ощущение

г) раздражение

д) чувственность

е) представление

 

20. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в данный момент, это:

а) восприятие

б) впечатление

в) ощущение

г) раздражение

д) чувственность

е) представление

 

21. Философское учение, признающее единственным источником знания опыт:

а) Эмпиризм

б) Сенсуализм

в) Рационализм

г) Иррационализм

 

22. Философское учение, признающее единственным источником знания ощущения человека

а) Эмпиризм

б) Сенсуализм

в) Рационализм

г) Иррационализм

 

23. Философское учение, признающее единственным источником знанияразум человека

а) Эмпиризм

б) Сенсуализм

в) Рационализм

г) Иррационализм

 

24. Философское учение, которое отрицает возможность рационального познания мира и признающее единственным источником знания откровение, вера, инстинкт:

а) Эмпиризм

б) Сенсуализм

в) Рационализм

г) Иррационализм

 

25. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир познаваем (гносеологический оптимизм):

а) Скептицизм

б) Сенсуализм

в) Гностицизм

г) Агностицизм

 

26. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир не познаваем или познаваем частично (гносеологический пессимизм):

а) Скептицизм

б) Сенсуализм

в) Гностицизм

г) Агностицизм

 

27. «Познание – процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность - сознание, изучает саму себя» - считали представители этого направления:

а) Материализм

б) Идеализм

в) Скептицизм

г) Эмпиризм

 

28. «Познание - самостоятельная действительность идеального разума» - считали представители этого направления:

а) Материализм

б) Идеализм

в) Скептицизм

г) Эмпиризм

 

29. Вопрос о разделение материи и сознания и, как следствие, всех философских направлений, поставил этот философ:

а) Р. Декарт

б) К. Маркс

в) Ф. Энгельс

г) В. Ленин

 

30. «Истина – соответствие знания действительности» - такое понимание истины характерно для этой концепции:

а) Классическая

б) Когерентная

в) Конвенциональная

г) Утилитарная

 

31. «Истина – результат соглашения» - такое понимание истины характерно для концепции А. Пуанкаре:

а) Классическая

б) Когерентная

в) Конвенциональная

г) Утилитарная

 

32. «Истина – свойство самосогласованности знаний» - считали Р. Авенариус и Э. Мах:

а) Классическая

б) Когерентная

в) Конвенциональная

г) Утилитарная

 

33. «Истина – это полезное знание, возможность его применения» - считали Ч. Пирс и Д. Дьюи:

а) Классическая

б) Когерентная

в) Конвенциональная

г) Утилитарная

 

34. Концепция развития научного знания, предполагающая последовательное накопление научных знаний, ведущее к истине, называется:

а) Кумулятивизм

б) Фальсификация

в) Научная революция

г) Научная эволюция

 

35. Концепция развития научного знания, допускающая экспериментальное опровержение теорий (Карл Поппер), называется:

а) Кумулятивизм

б) Фальсификация

в) Научная революция

г) Научная эволюция

 

36. Концепция развития научного знания, допускающая принципиальную смену парадигм (Томас Кун), называется:

а) Кумулятивизм

б) Фальсификация

в) Научная революция

г) Научная эволюция

 

37. Механистическая картина мира, жесткий детерминизм (Галилео Галилей, Исаак Ньютон) – характерны для

а) Классической науки

б) Неклассической науки

в) Постнеклассической науки

 

38. Релятивистская картина мира, вероятностный детерминизм, включение научного инструментария в результат научного знания (Альберт Эйнштейн) – это:

а) Классическая наука

б) Неклассическая наука

в) Постнеклассическая наука

 

39. Синергетическая картина мира, в которой мир – открытая динамическая саморазвивающаяся система, включающий этику в научное знание (Илья Пригожин) – это:

а) Классическая наука

б) Неклассическая наука

в) Постнеклассическая наука

 

40. Проблема отделения научного знания от ненаучного – это проблема:

а) Демаркации

б) Верификации

в) Фальсификации

г) Адаптации

Задание к семинару № 15


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 952; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!