Немецкая классическая философия



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ

___________(В.И. Турнаев)

«___»_____________2011 г.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 27 часов (ауд.)
Практические занятия   27 часов (ауд.)
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ    54 часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 90 часов
ИТОГО 144 часов
     

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

 

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен в 5 семестре

 

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра философии

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ                   Корниенко А.А.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                                     Панькова Н.М.

2011 г.


Задание к семинару №1:

Смысл философии как вида деятельности и сознания.

  1. Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрений вы знаете?
  2. С чем связано становление философии?
  3. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, практическая и др.
  4. Что такое религия? Каковы религиозные представления, чем они отличаются от мифологических и научных?
  5. Что такое наука? Какова взаимосвязь философии и науки?
  6. Что такое искусство? Философия и искусство: в чем состоит сходство и различие?

 

Тестовые задания:

  1. Мировоззренческая функции философии состоит в следующем: Философия

а) дает картину мира в целом;

б) определяет способ достижения какой-либо цели;

в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;

г) забота о благе людей, моральность.

 

  1. Методологическая функции философии состоит в следующем: Философия

а) дает картину мира в целом;

б) определяет способ достижения какой-либо цели;

в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;

г) забота о благе людей, моральность.

 

  1. Гуманистическая функции философии состоит в следующем: Философия

а) дает картину мира в целом;

б) определяет способ достижения какой-либо цели;

в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;

г) забота о благе людей, моральность.

 

  1. Практическая функции философии состоит в следующем: Философия

а) дает картину мира в целом;

б) определяет способ достижения какой-либо цели;

в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;

г) забота о благе людей, моральность.

 

  1. Вопросы, которые требуют разрешения, называются:

а) гипотеза;

б) проблема;

в) теорема;

г) понятие.

 

  1. Креационизм – это учение о:

а) сотворении мира из ничто;

б) сущности отдельной вещи;

в) целеполагании;

г) ценности.

 

  1. Телеология – это учение о:

а) сотворении мира из ничто;

б) сущности отдельной вещи;

в) целеполагании;

г) ценности.

 

  1. Гносеология – это учение о:

а) о человеке;

б) о бытии;

в) о методе;

г) о познании.

 

  1. Онтология – это учение о:

а) о человеке;

б) о бытии;

в) о методе;

г) о познании.

 

  1. Антропология – это учение о:

а) о человеке;

б) о бытии;

в) о методе;

г) о познании.

 

  1. Теология – это учение о:

а) о человеке;

б) о ценностях;

в) о боге;

г) о познании.

 

  1. Аксиология – это учение:

а) о человеке;

б) о ценностях;

в) о боге;

г) о познании.

 

  1. Праксиология – это учение:

а) о человеке;

б) о ценностях;

в) о деятельности;

г) о познании.

 

  1. Натурфилософия – это:

а) философия человека;

б) философия природы;

в) натура человека;

г) проблема природы.

 

К семинару № 2

Античная философия

  1. Натурфилософия античности. Проблема Единого и многого. Учение о первоосновах (Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл). Учение о числах Пифагора, учение Протагора, учение Парменида и Зенона, атомизм Левкиппа и Демокрита.
  2. Философия Сократа (этика, диалектика).
  3. Философия Платона (концепция идей, антропология, учение об обществе).
  4. Философия Аристотеля (учение о форме и материи, динамизм и телеология, учение о перводвигателе, логика, этика, политология).
  5. Эллинская философия:
  • школа киников (Антисфен, Диоген Синопский)
  • школа эпикурейцев (Эпикур)
  • школа стоиков (Зенон из Кития)
  • школа скептиков (Пиррон Элидский, Секст Эмпирик)

Тестовые задания:

1)Философия – это любовь к:

а. Мудрости

б. Глупости

в. Творчеству

г. Противоречиям

 

2) Первооснова всего сущего по Фалесу:

а. Вода

б. Земля

в. число

г. Бог

 

3) В качестве архэ этот философ предлагал воздух:

а. Фалес

б. Анаксимен

в. Анаксимандр

г. Гераклит

 

4) В качестве архэ этот философ предлагал апейрон

а. Фалес

б. Анаксимен

в. Анаксимандр

г. Гераклит

 

5) Первоосновой мира является огонь – считал:

а. Фалес

б. Анаксимен

в. Анаксимандр

г. Гераклит

 

6) С именами Левкиппа и Демокрита связано учение:

а. О душе

б. О вечности мира

в. О числах

г. Об атомах

 

7) «Всё – из воды» - говорил:

а. Фалес

б. Гераклит

в. Сократ

г. Протагор

 

8)  «Человек есть мера всех вещей» - говорил:

а. Фалес

б. Гераклит

в. Сократ

г. Протагор

 

9) «Всё течет, всё изменяется» - говорил:

а. Фалес

б. Гераклит

в. Сократ

г. Протагор

 

10) «Познай самого себя» - говорил:

а. Фалес

б. Гераклит

в. Сократ

г. Протагор

 

11) Этот философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты:

а. Фалес

б. Гераклит

в. Демокрит

г. Зенон

 

12) Согласно Пифагору началом мира и всеобщей сущностью является:

а. бог

б. бесконечность

в. ноль

г. единица

 

13) Этого философа прославили придуманные им апории:

а. Зенон

б. Гераклит

в. Сократ

г. Платон

 

14) Натурфилософия – это:

а. философия человека;

б. философия природы;

в. натура человека;

г. проблема природы.

 

15) Оригинальный метод философствования, предложенный Сократом, называется:

а. дедукция;

б. индукция;

в. майевтика;

г. метафизика.

 

16) Сократ говорил: «Я знаю, что ничего…»

а. Не знаю

б. Не помню

в. Не могу

г. Не буду

 

17) На первое место Сократ ставит:

а. Физику

б. математику

в. этику

г. натурфилософию

 

18) Мировой принцип по Платону:

а. благо

б. добро

в. зло

г. логос

 

19) Этот философ был учеником Сократа:

а. Диоген

б. Евклид

в. Платон

г. Аристотель

 

20) В уме человека, по Платону, находятся:

а. мысли

б. чувства

в. идеи

г. образы

 

21) Центром философской концепции этого мыслителя было учение об идеях:

а. Диоген

б. Зенон

в. Платон

г. Аристотель

 

22) Этот философ сказал: «Платон мне друг, но истина – дороже!»:

а. Диоген

б. Зенон

в. Сократ

г. Аристотель

 

23) Аристотель утверждал: «Философия начинается с … »

а. удивления;

б. сопротивления;

в. возмущения;

г. отвращения.

 

24) Согласно этому философу реальный мир имеет двойственную природу,

разделен на «мир идей» и «мир вещей»:

а. Диоген

б. Зенон

в. Платон

г. Аристотель

 

25) Вопросы, которые требуют своего разрешения, называются:

а. гипотеза;

б. проблема;

в. теорема;

г. понятие.

 

26) Современному термину «демократия», по Аристотелю,

соответствует античный термин:

а. тирания

б. полития

в. олигархия

г. аристократия

 

27) Аристотель выделяет в предмете:

а. Душу и тело

б. Материю и форму

в. Субстанцию и форму

г. Материю и душу

 

28) Этот философ сформулировал основы Логики как науки:

а. Анаксимен

б. Сократ

в. Платон

г. Аристотель

 

29) В античной традиции под диалектикой понималось:

а. Искусство жизни

б. Способ мысли

в. Искусство спора

г. Стиль жизни

 

30) Дедукция предполагает движение мысли:

а. От частного к общему

б. От частного к частному

в. От общего к общему

г. От общего к частному

 

31) Знание, соответствующее своему предмету, верно отражающее реальность:

а. Правда

б. Ложь

в. Истина

г. Вероятность

 

32) При использовании индуктивного метода вывод получается:

а. Истинный

б. Ложный

в. Правильный

г. Вероятностный

 

33) Практическая мораль Сократа была развита:

а. скептиками;

б. киниками;

в. стоиками;

г. эпикурейцами.

 

34) «Мир чувств – главное содержание познания» считали:

а. скептики;

б. киники;

в. стоики;

г. эпикурейцы.

 

35) «Центр познания находится в согласии ощущений и логических выводов» считали:

а. скептики;

б. киники;

в. стоики;

г. эпикурейцы.

 

36) В опровержении догм всех философских школ видели свою цель:

а. скептики;

б. киники;

в. стоики;

г. эпикурейцы.

 

37) Киники были заняты поиском:

а. смысла жизни;

б. пропитания;

в. любви;

г. светлого будущего.

Задание к семинару № 3

Средневековая философия

  1. Основные идеи патристики и ее представители (апологетика I-II вв.н.э. – Тертуллиан (ок.150-222 гг.), Климент Александрийский (ок. 150-215 гг.), Ориген (185-254 гг.), зрелая патристика IV-V вв.н.э. – Августин Блаженный (354-430 гг.) и догматика VI-VIII вв. н.э.).
  2. Основные идеи схоластики и ее представители (ранняя IX-XIII вв. - Иоанн Скот Эриугена, классическая схоластика XIV-XV вв. - Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, поздняя XV-XVI вв. – Дунс Скот, Уильям Оккам). Спор об универсалиях. Номинализм и реализм.

Тестовые задания:

1. Конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии:

а. Политеизм

б. Теоцентризм

в. Скептицизм

г. Атеизм

 

2. Мир в средневековой философии представлен в виде:

а. беспорядка

б. живого природного существа

в. иерархии, на вершине – Бог

г. иерархии, на вершине – человек

 

3. Средневековая философия ориентирована на

а. этику

б. физику

в. религию

г. логику

 

4. Тезис Августина Блаженного «Верить, чтобы понимать» характерен для:

а. Патристики

б. Схоластики

в. номинализма

г. реализма

 

5. Тезис «Понимать, чтобы верить» характерен для:

а. Патристики

б. Схоластики

в. апологетика

г. догматика

 

6. Для доказательства присутствия бытия Бога в мире в схоластике применялось:

а. вера

б. разум

в. чувства

г. откровение

 

7. Августин Аврелий был представителем:

а. патристики

б. схоластики

в. номинализма

г. реализма

 

8. Автором трактата «О граде божьем» является:

а. Пьер Абеляр

б. Фома Аквинский

в. Августин Аврелий

г. Ансельм Кентерберийский

 

9. О природе универсалий писал в своих трудах:

а. Пьер Абеляр

б. Фома Аквинский

в. Августин Аврелий

г. Ансельм Кентерберийский

 

10. Пьер Абеляр в качестве критерия истины провозглашал:

а. веру

б. чувства

в. разум

г. откровение

 

11. Пять онтологических доказательств бытия Бога представил:

а. Пьер Абеляр

б. Фома Аквинский

в. Августин Аврелий

г. Ансельм Кентерберийский

 

12. Высшая власть в обществе, по мнению большинства средневековых философов (например, Фомы Аквинского), должна быть представлена в виде:

а. демократии

б. аристократии

в. монархии

г. тирании

 

13. В философии Возрождения происходит сдвиг познавательного интереса в сторону

а. Космоцентризма

б. Антропоцентризма

в. Теоцентризма

г. Моноцентризма

 

14. Философское учение, которое представляет человека как самоценную личность, называется:

а. Гуманизм

б. Теоцентризм

в. Атеизм

г. Скептицизм

 

  1. Идея растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах называется:

а. Гуманизм

б. Теоцентризм

в. Пантеизм

г. Антропоцентризм

 

16. Пьер Абеляр был представителем:

а. патристики

б. схоластики

в. апологетики

г. догматики

 

17. Диалектика в схоластике стала пониматься как:

а. Искусство спора

б. Теория познания

в. Формальная логика

г. Риторика

 

18. Фома Аквинский был представителем:

а. патристики

б. схоластики

в. апологетики

г. догматики

 

19. Дунс Скот был представителем:

а. Патристики

б. схоластики

в. апологетики

г. догматики

 

20. Учение о сотворении мира Богом из ничто называется:

а. Концептуализм

б. символизм

в. провиденциализм

г. Креационизм

 

  1. Реализм и номинализм являются направлениями:

а. Патристики

б. схоластики

в. апологетики

г. догматики

 

22. Понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества называется:

а. Концептуализм

б. символизм

в. провиденциализм

г. Креационизм

 

23. Термин «теодицея» обозначает:

а. Оправдание Бога

б. Существование Бога

в. Доказательство бытия Бога

г. Отказ от Бога

 

  1. Средневековая философия ориентирована на:

а. этику;

б. религию;

в. логику;

г. физику.

 

  1. Для средневековой философии характерен:

а. политеизм;

б. монотеизм;

в. атеизм;

г. скептицизм.

 

  1. Креационизм – это учение о:

а. сотворении мира из ничто;

б. сущности отдельной вещи;

в. целеполагании;

г. ценности.

 

  1. Телеология – это учение о:

а. сотворении мира из ничто;

б. сущности отдельной вещи;

в. целеполагании;

г. ценности.

 

  1. Аксиология – это учение о:

а. сотворении мира из ничто;

б. сущности отдельной вещи;

в. целеполагании;

г. ценности.

 

  1. Для средневековой философии характерен:

а. политеизм;

б. теоцентризм;

в. атеизм;

г. скептицизм.

 

  1. В философии Возрождения происходит сдвиг в сторону:

а. космоцентризма;

б. антропоцентризма;

в. теоцентризма;

г. моноцентризма.

Задание к семинару № 4

Философия Нового времени

  1. Основные направления движения мысли в процессе познания (эмпиризм и рационализм).
  2. Основные принципы эмпиризма (Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Дж. Локк(1632-1704),).
  3. Основные идеи рационализма (Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716)). Учение о методе.
  4. Сенсуализм и его представители (Давид Юм (1711-1776), Дж. Беркли (1685-1753)).

 

Тестовые задания:

1. Исходная точка философии Нового времени:

а) Бог;

б) мыслящий субъект;

в) мыслимый объект;

г) природа.

 

2. Дж. Локк, Фр. Бэкон и Т. Гоббс - представители:

а) рационализма;

б) эмпиризма;

в) идеализма;

г) позитивизма.

 

3. Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц – представители:

а) рационализма;

б) эмпиризма;

в) идеализма;

г) позитивизма.

 

4. Философия Нового времени:

а) космоцентрична;

б) наукоцентрична;

в) теоцентрична;

г) моноцентрична.

 

5. Для философии Нового времени характерен интерес к:

а) истории

б) чувствам;

в) словам;

г) методам.

 

6. Для истины необходимо, по Декарту:

а) знание;

б) метод;

в) способ;

г) совесть.

 

7. «Всякое знание можно выделить из ощущений и чувств» - считал:

а) Р.Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

8. «Сознание человека подобно чистой доске, на которую опыт записывает новые знания» - считал

а) Р.Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

9. Учение о наличии у человека «врожденных идей» представил:

а) Р.Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

10. «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в ощущениях» - говорил:

а) Р.Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Б. Спиноза;

г) Г. Лейбниц.

 

11. «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в ощущениях, кроме самого интеллекта (т. е. принципов логики)» - говорил:

а) Р.Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Б. Спиноза.

Г) Г. Лейбниц;

 

12. «Новый Органон» - главный научный труд:

а) Р.Декарта;

б) Ф. Бэкона;

в) Г. Лейбница;

г) Б. Спинозы.

 

13. Учение о монадах было представлено:

а) Р.Декартом;

б) Ф. Бэконом;

в) Г. Лейбницем;

г) Б. Спинозой.

 

14. «Знание – сила!» - тезис выдвинутый:

а) Р.Декартом;

б) Ф. Бэконом;

в) Г. Лейбницем;

г) Б. Спинозой.

 

15. «Мыслю, следовательно, существую!» - тезис выдвинутый:

а) Р.Декартом;

б) Ф. Бэконом;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

16. В учении о государстве этот философ отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора:

а) Р.Декарт;

б) Ф. Бэкон;

в) Г. Лейбниц;

г) Т. Гоббс.

 

17. В философии Нового времени доступ к миру открывается через:

а) историю;

б) познание;

в) практику;

г) логику.

 

18. Метод интеллектуальной интуиции был описан:

а) Р.Декартом;

б) Ф. Бэконом;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

19. Скептицизм приводит этого философа к отрицанию познаваемости мира (агностицизму):

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

20. Этот философ признавал существование только одного сознания (Бог), благодаря ощущениям которого существует весь остальной мир: (солипсизм – ощущения человека лежат в основе мира)

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

21. Тезис «Существовать – значит быть воспринимаемым» выдвинул:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

22. Автор трактатов «О принципах человеческого знания» (1710 г.) и «опыт новой теории зрения» (1709), «Философских заметок»:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

23. В качестве доводов для аргументации своей позиции этот философ применял доказательства ad absurdum (приведение к нелепости как способ доказательства):

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

24. Свою философскую концепцию этот философ выстроил на основании анализа и критике концепции Локка, из одних оснований они получили различные выводы:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

25. Этот философ делил все качества предметов на первичные (протяженность, форма, движение, покой и т.д.) и вторичные (ощущаемые качества – вкус, цвет и т.д.):

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

26. В объективной действительности общим понятиям ничего не соответствует; они лишь имена для единичных предметов. Сознание состоит из конкретных ощущений. Такая позиция называется:

а) номинализм;

б) феноменализм;

в) сенсуализм;

г) абсолютизм.

 

27. Человеческому сознанию доступны лишь такие явления как цвет, вкус и т.д., а сущность – непознаваема. Следовательно – «Нельзя дискутировать о вещах, о которых мы не имеем представления»:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

28. Автор труда «Левиафан»:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

29.  Придерживался позиции «Человек человеку – волк!»:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юм;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

 

30. Тройственная правовая формула (право на жизнь, на свободу и на собственность) нашла свое отражение в трудах:

а) Дж. Беркли;

б) Д. Юма;

в) Дж. Локка;

г) Т. Гоббса.

Задание к семинару № 5:

Немецкая классическая философия

  1. Философия Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Докритический и критический периоды, теория познания (два мира), априорное и апостериорное знание. Этика. Нравственный закон.
  2. Философия Иоганна-Готлиба Фихте (1762-1814), его исходная точка. Характеристика Я и не-Я.
  3. Философия Фридриха-Вильгельма-Йозефа Шеллинга (1775-1854). Натурфилософия. Идея тождества. Практическая философия.
  4. Философия Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля (1770-1831). Учение о бытии как становление абсолютной идеи. Процесс формирования понятий. Триады. Законы движения.
  5. Философская концепция Людвига Фейербаха (1804-1872 гг.). Антропологизм и материализм.

 

Тестовые задания:

1. В античной философии под диалектикой понималось:

а) искусство жизни;

б) способ мысли;

в) искусство спора;

г) стиль жизни.

 

2. В философии Гегеля под диалектикой понималось:

а) искусство жизни;

б) способ мысли;

в) искусство спора;

г) стиль жизни.

 

3. Априорные принципы –

а) следующие из опыта;

б) предшествующие опыту;

в) невозможные без опыта;

г) подтверждаемые опытом.

 

4. По Гегелю, философия – есть постижение мира в:

а) чувствах;

б) мыслях;

в) идеях;

г) образах.

 

5. Основное достоинство философии Гегеля в рассмотрении явлений:

а) психологичность;

б) историчность;

в) дискретность;

г) моральность.

 

6. Гегелевская философия выражает идею:

а) прогресса;

б) добродетели;

в) справедливости;

г) природы.

 

7. Для К. Маркса центральная проблема – это проблема …:

а) субъекта;

б) объекта;

в) общества;

г) логики.

 

8. Согласно концепции К. Маркса критерием истины является …:

а) история;

б) теория;

в) практика;

г) логика.

 

9. По Канту, идеи существуют:

а) в мире;

б) в сознании;

в) в словах;

г) в природе.

 

10. По Гегелю, идеи существуют:

а) в мире;

б) в сознании;

в) в словах;

г) в природе.

 

11. Благодаря чему (какому принципу) возможна, по Канту, наука:

а) закономерности;

б) целесообразности;

в) осмысленности;

г) нравственности.

 

12. Благодаря чему (какому принципу) возможно, по Канту, искусство:

а) закономерности;

б) целесообразности;

в) осмысленности;

г) нравственности.

 

13. Иоганн Готлиб Фихте утверждал:

а) примат теоретического разума над практическим;

б) примат практического разума над теоретическим;

в) примат идеалистического разума;

г) примат рационалистического разума;

 

14. Практика, по Фихте, это деятельность:

а) практической морали;

б) сознательной морали;

в) морального сознания;

г) практического разума.

 

15. «Наукоучение» Фихте – это:

а) учение о познании;

б) наука о науке;

в) наука о творчестве;

г) учение о человеке.

 

16. В основе познания, по Фихте, лежит акт:

а) интеллектуальной интуиции;

б) творческой интуиции;

в) мистической интуиции;

г) практической деятельности.

 

17. Активное динамическое начало, по Шеллингу, это:

а) природа;

б) материя;

в) идея:

г) форма.

 

18. В основе познания, по Шеллингу, лежит акт:

а) интеллектуальной интуиции;

б) творческой интуиции;

в) мистической интуиции;

г) практической деятельности.

 

19. Развитие субъективности в качестве принципа абсолютного самосознания определяется Гегелем как:

а) круговое движение, или по спирали;

б) прогрессивное;

в) регрессивное;

г) хаотичное.

 

20. Триады, по Гегелю составляют (выделить лишнее):

а) логика бытия;

б) логика сущности;

в) логика морали;

г) логика понятия.

 

21. Какая из работ не принадлежит Гегелю:

а) «Наука логики»;

б) «Энциклопедия философских наук»;

в) «Наукоучение»;

г) «Философия права»

 

22. Формальная логика у Гегеля отождествляется с:

а) метафизикой;

б) психологией;

в) математикой;

г) натурфилософией.

 

23. Понятия «конкретного мышления», по Гегелю, не могут приблизиться к пониманию:

а) простого и ясного;

б) Абсолютного и бесконечного;

в) Божественного;

г) природного.

 

24. Единственный научный принцип, по Гегелю, который способен «схватить» мысль в развитии и движении, это:

а) дедуктивный;

б) индуктивный;

в) диалектический;

г) дидактический.

 

25. Карл Маркс признавал гегелевскую философию несостоятельной вследствие ее:

а) идеалистичности;

б) натуралистичности;

в) материалистичности;

г) антропологичности

 

26. Людвиг Фейербах был представителем:

а) идеализма;

б) материализма;

в) скептицизма;

г) интуитивизма.

 

27. Для философии Л. Фейербаха характерен:

а) идеализм:

б) трансцендентализм;

в) антропологизм;

г) натурализм.

 

28. Философская концепция Л. Фейербаха основывалась критике:

а) Иммануила Канта;

б) Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;

в) Иоганна Готлиба Фихте;

г) Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга.

 

29. Универсальная наука для изучения общественной жизни, по Фейербаху, это:

а) антропология;

б) психология;

в) метафизика;

г) натурфилософия.

 

30. Понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств, называется:

а) ноумен;

б) феномен;

в) идея;

г) эйдос.

Задание к семинару № 6

Постклассическая философия.

  1. Мир как воля и как представление. Философия Артура Шопенгауэра (1788-1860 гг.).
  2. Представления о свободе Сёрена Кьеркегора (1813-1855 гг.)
  3. Основные черты философии Фридриха Ницше (1844-1900 гг.)
  4.  Роль человека в мире. Развитие личности - Альбер Камю (1913-1960 гг.), Франц Кафка.

 

Тестовые задания:

  1. Автор работы «Мир как воля и представление»:

а) Фридрих Ницше;

б) Эдмунд Гуссерль;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Къеркегор.

 

  1. Автор работы «Страх и трепет»:

а) Фридрих Ницше;

б) Эдмунд Гуссерль;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Къеркегор.

 

  1. Сущность вещей в философии Ф. Ницше это:

а) воля к власти;

б) моральная воля;

в) воля к смерти;

г) воля к жизни.

 

  1. В философии Ф. Ницше «Бог умер», его место занял:

а) феномен;

б) ноумен;

в) сверхчеловек;

г) логос.

 

  1. Кто из философов постклассического периода приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна и одним из выходов называет самоубийство:

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Франц Кафка.

 

  1. Свой девиз Фридрих Ницше обозначил так:

а) «падающего толкни»;

б) «падающего поймай»;

в) «падающее не падает»;

г) «падай вместе с падающим».

 

  1. Кто из философов постклассического периода считал, что «мир – это арена замученных и запутанных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение – это цепь мучительных смертей»?

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Франц Кафка.

 

  1. Этого философа постклассического периода называли «философом абсурда»:

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Франц Кафка.

 

  1. Ф. Ницше был родоначальником такого направления как:

а) философия смерти;

б) философия жизни;

в) философия любви;

г) философия красоты.

 

  1. Кто из философов постклассического периода развивал идею «господства высшей касты»?

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Франц Кафка.

 

  1. Согласно какому философу, реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной:

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Кто из философов постклассического периода утверждал: «Жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти»?

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Франц Кафка.

 

  1. Как называется одно из художественных произведений Альбера Камю, в котором он ставит вопрос «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?»

а) «Мухи»;

б) «Чума»;

в) «Пир»;

г) «Замок».

 

  1. Кто из философов постклассического периода утверждал: «Искусство – это сублимация чувственного удовольствия!»

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Этот философ отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия (и на надгробии просил написать «Тот Единственный»):

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Кто из философов постклассического периода утверждал: «Идеи равенства и справедливости разлагают человеческую природу!»:

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Кто из философов постклассического периода утверждал: «Самое большое несчастье человека – это безусловное доверие разуму!»

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Кому принадлежит фраза: «И возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять разбудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города»?

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. С. Кьеркегор выделяет 3 стадии развития человека. Укажите лишнюю:

а) эстетическая;

б) этическая;

в) религиозная;

г) логическая.

 

  1. Этот философ впервые в европейской культуре обосновал пессимизм:

а) Фридрих Ницше;

б) Альбер Камю;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

  1. Учение, которое отвергает возможность рационального познания реальности и в основе мира ставят переживание, называется:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) эмпиризм;

г) логоцентризм.

 

  1. Мифологический образ Сизифа отождествляется у А. Камю с:

а) коварством людей;

б) искусством;

в) бессмысленностью чел. существования;

г) человеколюбием.

 

  1. Какой вид искусства, по мнению А.Шопенгауэра, непосредственно выражает «волю к жизни»?

а) живопись;

б) поэзия;

в) музыка;

г) скульптура.

Задание к семинару № 7

Современная философия

1. Основные черты аналитической философии (Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.)) и рационализм XX века.

2. Позитивизм, постпозитивизм и неопозитивизм. Философская концепция Карла Поппера (1902 - 1994).

3. Экзистенциальная философия (религиозный - Карл Ясперс и атеистический - Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Альбер Камю)

4. Феноменология - Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.)

5. Герменевтика как направление современной философии (Ганс-Георг Гадамер (1900 - 2002), Фридрих Шлейермахер (1768-1834), Вильгельм Дильтей (1833-1911)).

6. Структурализм, деконструктивизм и постмодерн (Жак Деррида, Жиль Делёз, Феликс Гваттари, Ж-Ф Лиотар)

 

Тестовые задания:

 

1. Богатый жизненный мир человека, пройдя через сознание, по мнению феноменологов, оказывается:

а) оформленным;

б) обработанным;

в) безжизненным;

г) дополненным.

 

2. Основателем феноменологии считается:

а) Иммануил Кант;

б) Эдмунд Гуссерль;

в) Серен Кьеркегор;

г) Людвиг Витгенштейн.

 

3. Интенциональность сознания выражается в:

а) направленности на предмет;

б) обработанности;

в) безжизненности;

г) дополненности.

 

4. Метод феноменологии, суть которого – сведение высшего к низшему, более простому, называется:

а) Индукция;

б) Дедукция;

в) Редукция;

г) Интенция.

 

5. Кто из философов постклассического периода понимал феномены как возникающие в сознании человека смыслы предметов:

а) Мартин Хайдеггер;

б) Эдмунд Гуссерль;

в) Артур Шопенгауэр;

г) Серен Кьеркегор.

 

6. Ученик и последователь Э. Гуссерля, для описания и толкования бытия использует эмоционально окрашенные понятия – экзистенциалы:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж. Делёз.

 

7. Категория «пограничная ситуация» характерна для:

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) экзистенциальная философия;

г) Постмодернизм.

 

8. Способ философствования, центром которого является процесс понимания:

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) Аналитическая философия;

г) Постмодернизм.

 

9. Философия существования это - …

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) Экзистенциализм;

г) Постмодернизм.

 

10. Назовите течение современной западной философии, в центре внимания которого была разработка процедур анализа предложений естественного языка, а именно сопоставление логической и грамматической формы предложений:

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) Аналитическая философия;

г) Постмодернизм.

 

11. Назовите течение современной западной философии, представители которого утверждали, что понимание человека только как субъекта познания «обедняет» науку:

а) Феноменология

б) Герменевтика

в) Аналитическая философия

г) Постмодернизм

 

12. Назовите одного из крупнейших философов XX столетия, создателя концепции аналитической философии:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж. Делёз.

 

13. Концепция «логического атомизма» сложилась в рамках этого направления:

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) Аналитическая философия;

г) Постмодернизм.

 

14. Научная достоверность синтетических предложений подтверждается в эксперименте благодаря принципу …:

а) верификации;

б) фальсификации;

в) аберрации;

г) фаллибилизма.

 

15. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам, гласит принцип …:

а) верификации;

б) фальсификации;

в) аберрации;

г) фаллибилизма.

 

16. Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть, гласит принцип …:

а) верификации;

б) фальсификации;

в) аберрации;

г) фаллибилизма.

 

17. Автором теории фальсификации является:

а) Ганс Гадамер;

б) Людвиг Витгенштейн;

в) Карл Поппер;

г) Жиль Делёз.

 

18. Совокупность убеждений, ценностей и норм, принятых научным сообществом, называется:

а) теория;

б) история;

в) практика;

г) парадигма.

 

19. Какая из перечисленных работ принадлежит Л. Витгенштейну:

а) «Явление и действительность»

б) «Бытие и время»

в) «Логико-философский трактат»

г) «О смысле и значении»

 

20. Автором какой работы является М. Хайдеггер:

а) «Явление и действительность»

б) «Бытие и время»

в) «Логико-философский трактат»

г) «Страх и трепет»

 

21. Представитель экзистенциализма:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж. Делёз.

 

22. Искусство истолкования текста и личности автора называется:

а) Феноменология;

б) Герменевтика;

в) Аналитическая философия;

г) Постмодернизм.

 

23. Этот философ для характеристики истинного мышления применял термин «вслушивание»:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж. Делёз.

 

24. Именно этому философу принадлежит фраза «Язык – это дом бытия!»

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) М. Хайдеггер;

г) Ж. Делёз.

 

25. Призыв постмодернистов был:

а) «Больше гармонии»;

б) «Больше хаоса»;

в) «Больше порядка»;

г) «Больше любви».

 

26. Постмодерн – это философия, которая направлена против:

а) Античной философии;

б) Русской философии;

в) Средневековой философии;

г) Философии Нового времени.

 

27. Что в переводе с латыни означает термин «Экзистенция»?

а) нахождение;

б) существование;

в) пребывание;

г) обнаружение.

 

28. Его философствование обозначалось термином деконструктивизм:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) Жан-Франсуа Лиотар;

г) Жак Деррида.

 

29. В прагматизме истина – это…:

а) то, что полезно;

б) то, что доказано;

в) то, что привычно;

г) то, что соотв. реальности.

 

30. Работа «Состояние постмодерна» принесла ему мировую известность:

а) Г. Гадамер;

б) Л. Витгенштейн;

в) Жан-Франсуа Лиотар;

г) Жак Деррида.

Задание к семинару № 8


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!