Творческое воображение. Методы изучения и развития творческого воображения



ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:

1) Новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;

2) Новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического.

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

К. С. Станиславский обратил внимание на то, что удача или неудача работы актера над образом зависит от его способности владеть представлениями, связанными с исполняемой в пьесе ролью.

Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:

а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;

в) развитие способности инициативного воображения;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы.

Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания.

Внимание -избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание -это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий

Произвольное внимание -это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий

Послепроизвольное внимание -это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности

Свойства внимания. Методы изучения и развития свойств внимания.

Свойства внимания — направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека.

Свойства внимания:

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте

Переключаемость внимания -скорость произвольной смены объектов психических процессов

Распределение внимания –это способность одновременно выполнять несколько действий

Избирательность внимания -возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех
1. Методика Пьерона - Рузера [1]

Цель: Определение уровня распределения, переключения и устойчивости внимания.
Процедура исследования: испытуемому предлагается бланк, на котором нарисованы различные фигуры. В верхней части бланка – образец: в каждой из представленных фигур (по одной каждого вида) нарисован значок: черточка, знак =, кружок, вертикальные черточки и знак =. Испытуемому предлагается расставить значки, помещенные в фигурах-образцах в соответствующие образцу фигуры. Задание выполняется на время.
3. Методика «Таблицы Шульте» [1]
Цель: исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Оборудование: секундомер, 4 таблицы, с цифрами от 1 до 25, расположенными в хаотичном порядке.
Описание методики: Ребенку предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!