Учебное издание Богатеева Зумера Абдуловна 2 страница



В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать определенную помощь умело подобранные об­разцы народного искусства. Во многих из них элементы узоров расположены на цветном фоне, который в одном случае усили­вает гамму цветов, в другом — смягчает ее, а в целом создает богатую цветовую гармонию. Благодаря цветной основе орна­ментальная композиция становится более четкой, выделяется ее ритм, создается согласованность окраски элементов и основы украшаемой поверхности.

Материалы для занятий аппликацией

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творче­скую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обу­чения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточ-


11

ки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрез­ков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы под­черкнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо об­работанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными кон­цами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллек­тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло­ские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промы­вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе за­нятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пач­кал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелатель­ных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плот­ной цветной бумаги.

Работая с бумагой и другими материалами и инструмен­тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инстру­ментальных действий. Они учатся таким способам обработки


12

бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит озна­комление с различными видами бумаги (рисовальная, чертеж­ная, оберточная, гофрированная, настольная и др.)» ее качест­венными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промо­каемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага — мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми кон­турами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики оду­ванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гоф­рированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги. При подборе бумаги для аяпликаций, выполняемых при­емами симметричного вырезания, большое значение имеет та­кое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным ис­правление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетво­ренности результатом своей деятельности. Поэтому воспита­тель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающу­юся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ БУМАГИ

Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Многие из них могут найти широкое применение при создании аппликаций, в^ том числе и в детском саду.

Рассмотрим некоторые виды бумаги, получившие наиболь­шее распространение в быту и практике художественного и трудового воспитания детей.

Бумага для печати

Газетная бумагарассчитана на кратковременное пользова­ние, имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Такая бумага для аппликации непригодна, вернее, ее исполь­зование ограничено выполнением лишь некоторых изображе­ний. Например, из газетной бумаги можно вырезать или сде­лать методом обрыва силуэт зебры, курочки-пеструшки. Фак­туру поверхности их тела помогает передать своеобразное рас­положение газетного текста.


13

Книжно-журнальная бумага,как говорит само название, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразде­ляется на типографскую, нотопечатную, литографическую, эс­тампную и т. д. В розничной продаже такой бумаги нет. В аппликациях типа коллажа можно использовать старые журналы, иллюстрации с красочным рисунком, глянцевой бу­магой. Таким же образом используют в детском саду карто­графическую бумагу,на которой печатают географические, гидрографические и топографические карты. Эта бумага глад­кая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания.

Обложечная, или упаковочная, бумагавыпускается для книжных, журнальных, тетрадных обложек. К этому же виду можно отнести и форзацную бумагу.Из нее дети вырезают разнообразные фигуры или используют обложки как фон для получения разнообразных аппликационных композиций.

Крашеная бумага

Настольная бумагаизготовляется из обложечной или обер­точной бумаги, имеет одностороннюю окраску. Ее применяют для создания крупных аппликаций оформительского харак­тера. Кроме того, она может служить фоном, так как имеет окраску мягких тонов.

Глянцевая бумагаполучается из писчей путем односторон­него крашения с последующим лощением, что создает блестя­щую, яркую поверхность. Она является прекрасным матери­алом для аппликаций различного содержания и цвета.

Мраморная бумагаотличается от глянцевой лишь своеоб­разием обработки ее поверхности мраморным рисунком — раз­водами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Из такой бумаги делают декоративные композиции, вырезки колонн, ваз, лестниц и т. д. Можно выпол­нить украшения столешниц яркими цветами, гирляндами, буке­тами на мраморной плоскости, вырезанной в форме круга, ова­ла, прямоугольника со срезанными углами. Красиво получают­ся композиции городецких узоров на фоне желтоватой бумаги с рисунком среза дерева.

Шагреневая бумагапроизводится так же, как и мраморная, но еще дополнительно подвергается тиснению для придания ей вида кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они расходятся. Поэтому она непригодна для сим­метричных аппликаций.

Шагреневая бумага может быть рекомендована для фона в декоративных аппликациях по мотивам народного орнамен­та, а также для украшений из кожи. Так, можно вырезать различные сосуды с характерными формами и орнаментами тувинцев, казахов, башкир, силуэты кожаной обуви с аппли-


14

нациями казанских татар, бурят и др. При этом надо диф­ференцированно подходить и к цветовому решению этих из­делий, конфигурации узорных композиций. Например, у ка­захов главный мотив орнамента — это рогообразный завиток с крупными отростками, а у татарских изделий из кожи глав­ным образом узор состоит из стилизованных растительных форм.

Обойная бумагас рисунчатой поверхностью может найти применение в оформительских аппликациях большого мас­штаба как фон для разнообразных сюжетных и орнаменталь­ных композиций и как материал для аппликационных изо­бражений. Например, из этой бумаги можно вырезать сарафан для кукол, матрешек, образующих хоровод, украсить стены интерьерным панно и т. д.

Бумага упаковочная и оберточнаябывает общего и специ­ального назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, различающийся по составу: цел­люлозная, бурая, древесная, соломенная, макулатурная, тря­пичная (из отходов), сучковая. Оберточная специальная бумага различается по назначению: фруктовая, чайная, сахарная, ма­нуфактурная, мешочная, спичечная и т. д. Сюда же относится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирменным знаком.

Все эти разновидности бумаги могут найти широкое при­менение в коллективных аппликациях, а также в совместной оформительской деятельности воспитателя и детей.

Бумага для письма

Писчая, потребительская, почтовая— это наиболее высоко­качественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Выпускается трех сортов — от 0 до № 3.

Писчая бумага хорошо поддается обработке: легко склады­вается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается. Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Бумага чертежно-рисовальнаявыпускается как высшего ка­чества, так и обыкновенная. В аппликаций используют обык­новенную чертежную бумагу как основу для предметных, «ю-жетно-тематических и декоративных композиций. Рисоваль­ную бумагу после машинной обработки прессуют грубым сук­ном, чтобы получить зернистую поверхность.

Калька — бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом. Ее используют для аппликации с просвечивающим фоном как элемент украшения праздника Нового года. Вы­разительно смотрятся такие витражи в специально оформлен­ных фонариках и елочных украшениях. Этой же цели служит окрашенная папиросная бумага. Ее также применяют для из­готовления объемных аппликаций путем наклеивания несколь-


15

ких слоев бумаги разного цвета, чтобы получить рельефные изображения птиц, цветков, животных.

Бумага впитывающая

К этому виду относятся такие разновидности бумаги, как фильтровальная, промокательная, пергаментная, салфеточная,

отличающиеся мягкостью, даже пушистостью, приглушенны­ми цветовыми оттенками. Они могут найти применение также при изготовлении цветков, которые получаются приемом вы­резания и наклеивания нескольких слоев изображений друг на друга для рельефной передачи многолепестковых форм (но­готки, маргаритки, ромашки, хризантемы, астры, цинии, ге­оргины).

ПРИЕМЫ ОКРАСКИ БУМАГИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Дополнительно к готовой цветной бумаге молено организо­вать окраску белой бумаги специальной обработкой, чтобы иметь нужную по цвету и текстуре заготовку. Для этого су­ществуют красители: цветная тушь, анилиновые, масляные, итемперные краски. Необходимо также приготовить мягкие кисти крупных размеров, ватные тампоны, палочки, крах­мальный клей, разные штампы из резины, поролона, карто­феля или брюквы, плоские ванночки для разведения краски. Окрашивают писчую белую бумагу, упакованную в пачки. Бумага не должна быть глянцевой, так как с нее краска соскальзывает, не удерживается, а значит, поверхность плохо окрашивается. Воспитатель производит окраску бумаги в сво­бодное от работы время или привлекает к этой работе родителей.

Тонирование бумагиначинается с подбора краски опреде­ленного тона. Лучше всего брать анилиновые краски (для окраски тканей). Их разводят в горячей воде до получения нужной насыщенности и разливают в плоские ванночки. Когда краска остынет, в нее погружают лист бумаги и быстро сни­мают его, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны, и помещают на наклонную, лучше стеклянную по­верхность. Так быстрее стекает вода, и бумага получается ровноокрашенной. Окрашенную бумагу можно также разве­сить для просушки. Когда она просохнет, ее проглаживают горячим утюгом с обеих сторон, чтобы не осталось никаких морщин и складок.

Один и тот же раствор краски можно использовать не­сколько раз для того, чтобы получить несколько тонов бумаги разной насыщенности, начиная от более темного до все более и более светлого тона. Для этого надо раствор краски разбав­лять горячей водой.


16

Тонировать бумагу можно и по-другому, используя жидкую цветную тушь. Ею равномерно покрывают лист белой бумаги в одном направлении крупной мягкой кистью или ватным тампоном на палочке. Тонируют также крепко заваренным чаем или кофе. При изменении концентрации раствора полу­чают коричневые, золотистые, охристые оттенки.

При окраске бумаги надо помнить, что различные краси­тели сильно окрашивают пальцы рук и отмыть их бывает трудно. Поэтому следует надевать детям, если они принимают участие в окраске, резиновые перчатки или напалечники. Что­бы избежать этого, иногда окрашивают бумагу из пульвери­затора в несколько приемов, прикрепляя бумагу кнопками на горизонтальной поверхности. После просушки бумагу прогла­живают теплым утюгом.

Декоративная обработка бумаги.Для получения рисунча­той поверхности бумаги применяют разные декоративные спо­собы обработки ее поверхности. Это делают для того, чтобы приблизить заготовку к внешней характеристике создаваемого образа. Например, для вырезания жирафа на желтую бумагу наносят характерные коричневые пятна. Специфические полосы изображают на бумаге, предназначенной для вырезания зебры или тигренка. Такую обработку педагог вместе с детьми про­водит при помощи оттиска разных штампов, трафаретов, ок­рашенных в тот или иной цвет. Рисунок можно также нанести кисточкой либо наклеить какие-то детали, вырезанные из цвет­ной бумаги.

Текстурный лист создают способом печатания мятой бума­ги, имитирующей определенный рисунок. Бумагу (писчая, га­зетная, оберточная), не впитывающую воду, комкают в руке, наполовину опускают в красочный раствор и оттискивают на фоне в определенном порядке, чтобы красиво и равномерно оформилась рисунком вся поверхность. При этом можно че­редовать оттиски по величине, цвету, рисунку.

Легко получается на бумаге рисунок под мрамор. Надо взять масляную краску двух-трех цветов, развести ее до кон­систенции жидкой сметаны растворителем и разбрызгать по поверхности воды, налитой в плоскую посуду, до образования сплошной пленки. Затем на эту пленку осторожно кладут, лист бумаги, снимают ее и просушивают.

Окрашивают бумагу и способом набрызга жидкой краски. Делают это так: берут щетку или щетинистую плоскую кисть, смачивают ее краской и проводят палочкой по щетине в на­правлении к плоскости бумаги. Из такой бумаги затем выре­зают аппликации, отображающие курочку-пеструшку, жабу, бабочку, птиц, меняя каждый раз цвет заготовки и краски для набрызга. Можно менять направление движения рукой: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно и т. д.

Рисунок на бумагу наносят также цветным клейстером. В этом случае готовят крахмальный клей, в него добавляют


17

растворенную в воде краску (анилиновую, цветную тушь, ак­варель) и образуют смесь. Быстрыми движениями крупной кистью ее наносят на основу бумаги тонким слоем и расческой проводят по бумаге в разных направлениях. Такие движения как бы соскабливают краску с поверхности бумаги, оставляя светлые следы в форме определенного орнамента. По покрытой клейстером поверхности можно прокатить жгут в разных на­правлениях или сделать оттиски разными штампами, выре­занными в виде каких-либо фигур, элементов узора. После высыхания клейстера поверхность бумаги протирают наво­щенной суконкой.

Окрашенную и текстурованную бумагу воспитатель должен хранить в папках, отобрав по цвету и рисунку. Чтобы удобнее было пользоваться этими папками, надо надписать их обложку и приклеить образцы бумаг. Можно также разложить листы бумаги на широких полках и хранить в развернутом виде, распределив по цвету, фактуре, размеру. Таким образом во­спитатель экономит время, не тратит его на поиски нужного для занятия набора бумаги.

Нельзя скручивать бумагу в трубку. От этого она покры­вается неустранимыми складками. Скрученная бумага труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольников к действиям с ней и побуждает их к небрежному выполнению заданий.

Продуманное хранение бумаги обеспечивает эстетическое качество аппликаций, приучает детей к порядку и бережному отношению к материалу, аккуратному с ним обращению.

Приемы выполнения аппликации из бумаги

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последо­вательность и взаимосвязь объектов по законам композици­онного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» со­держит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных воз­растных группах под руководством воспитателя. Так, в млад­шей группе ребята учатся правильно раскладывать и накле­ивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геомет­рических фигур, а также реальных предметов, состоящих из


18

этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с па­русом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают при­емы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных ком­позиций.

Наиболее сложными для детей являются действия, связан­ные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения пред­метов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с нож­ницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движе­ний обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен пока­зать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, во­спитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!