Этап. Формирование новых произносительных умений и навыков



Nbsp;

Логопедическая работа по преодолению фонетико-

фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой дизартрией

В процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений решались следующие задачи;

- формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);

- формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности;

- развитие фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоте.

Реализация этих задач осуществлялась в их единстве и тесной взаимосвязи. Система работы по преодолению ФФН, обусл. ст. дизартрией, состоит из пяти блоков.

I блок — Медицинский.Он включает: консультации врачей-специалистов, лечение медикаментозными средствами, массаж, рефлексотерапию, физиотерапию, ЛФК и т. д.

II блок—Психолого-педагогический.Основными видами воздействия являются, развитие сенсорных функций (развитие слухового восприятия, фонематического слуха, зрительного восприятия, развитие стереогноза и тактильных ощущений, коррекция нарушений пространственного восприятия), развитие конструктивного праксиса, графомоторных навыков, памяти, внимания, мышления. Осуществляется воспитателями под руководством логопеда (воспитатели планируют в планах конкретные игры, заносят задания логопеда в тетрадь вечерних заданий).

III блок —Логопедическая работа.По большей части осуществляется индивидуально (при дизартрии трудно объединить детей в подгруппы). Этот блок делится на пять этапов:

I этап. Подготовительный.

Он включает:

· Нормализацию мышечного тонуса

· Нормализация голоса.

· Нормализация речевого дыхания

· Нормализация просодической стороны речи

 

· Нормализацию мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа. В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа. В случаях спастичности - расслабляющий массаж лица: медленные плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движения вниз от линии лба, щек к мышцам шеи.

При гипотонии - укрепляющий массаж интенсивные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц. После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные упражнения: закрывание и открывание глаз (поочередное и одновременное), нахмуривание бровей, равномерное поднимание бровей, надувание щек, наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы, оттягивание вниз нижней губы. Дифференцированно проводится и массаж языка.

• Нормализация моторики артикуляционного аппарата (Использование дифференцированной артикуляционной гимнастики: пассивной или активной) и развитие ручной моторики.

Работа в рамках данного направления строится с учетом, уровневой организации движений Н.А. Бернштейна, которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий; тесной взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой (М.М. Кольцова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова). Упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощными средствами повышения работоспособности коры головного мозга; сложного взаимодействия кинестетической и кинетической основы движений; роли кинестезии в управлении движениями. С учетом выше сказанного работа по развитию ручной и артикулягорной моторики осуществляется по двум направлением:

1. Формирование кинестетической основы движения. Задачи: организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта; развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами. При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.

2. Формирование кинетической основы движения. Основными задачами этого направления являются: объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные навыки; развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движения руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по Н.А. Бернштейну) или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения, как последовательно, так и одновременно организованных движений,

В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно. Упражнения описаны в работах Л.В Лопатиной, Н.В. Серебряковой.

Пальчиковую гимнастику разучивает и проводит воспитатель, а логопед использует этот прием для активизации коры мозга.

• Нормализация голоса.

Цель упражнений: вызывание более сильного голоса; развитие модуляции голоса по высоте и силе. Упражнения по развитию силы голоса:

а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса);

б) усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко);

в) ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция). Упражнения по развитию высоты голоса.

а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных;

б) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух, трех звуков;

в) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов;

г) «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).

д) «Ступеньки».

• Нормализация речевого дыхания.

Цель: выработка более длительного плавного и экономного выдоха. Дыхательные упражнения делятся на три группы, которые выполняются в данной последовательности:

- развитие диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;

- упражнения на развитие вокализованного выдоха;

- упражнения на развитие речевого дыхания.

• Нормализация просодической стороны речи(темп, ритм, интонация).

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи. Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, Материалом для упражнений служат ритмические структуры ( //, ///, ////, // //, /// //, /// ///. /// ///)

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание, таким образом, является интонация. Она складывается из нескольких компонентов: частоты основного гона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонационно тесно взаимодействуют между собой, выполняя при этом разные функции. Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации - интенсивности. Участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением. Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку. В оформление высказывания большую роль играет пауза, которая употребляется в речи для отделения одной синтаксической единицы от другой, для выражения связи между ними, для передачи того или иного эмоционального оттенка. Одним из компонентов интонации, служащей только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр.

С учетом вышесказанного работа проводится в следующей последовательности: формирование интонационной выразительности в направлении 1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, 2)от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи, 3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале, 4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной интонации. Логопедическая работа проводится поэтапно.

На первомэтапе формируются представления об интонационной выразительности в импрессивной речи. В задачи этого этапа, входит- показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научит их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с задачам и работа осуществляется по пяти направлениям,

1) Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи,

2) Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения,

3) Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения,

4) Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения,

5) Дифференциация интонационной структуры, предложений в импрессивной речи.

На втором этапеформируется интонационная выразительность в экспрессивной речи.

В задачи этого этапа входит: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи и их последующая дифференциация. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении: от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному произнесению в экспрессивной речи.

Работа ведется по четырем направлениям:

1) Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

2) Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

3) Работа над интонацией восклицательного предложения.

4) Дифференциация интонационных структур предложения в экспрессивной речи.

 

этап. Формирование новых произносительных умений и навыков.

Сюда входит:

- продолжение работы, проводимой на первом этапе;

- выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, шипящего, небного).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!