Исторического развития Византии 27 страница



Один из замечательнейших романов Стендаля — «Красное и черное» (1830). Герой романа — Жюльен Сорель, страстный поклонник наполеоновской эпохи, человек с возвышенной и чувствительной душой, стремящийся победить косную общественную среду. Однако это ему не удается, так как господствующие классы не приняли его — плебея по происхождению. В романе «Парм-ская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — творчество Оноре де Бальзака (1799 —1850). По замыслу Бальзака его главное произведение — эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие. Эпопея — грандиозная по широте охвата реалистическая картина, отражающая нравы и противоречия общественной жизни Франции. Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.

Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803—1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам — «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломбо», «Фальконе». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.

Писал Мериме и пьесы. Одно из выдающихся произведений писателя — пьеса-хроника «Жакерия», отображающая крестьянское движение XIV в. Им был написан единственный большой роман «Хроника времен Карла IX», повествующий о борьбе католиков и протестантов и событиях Варфоломеевской ночи. Автор развенчивает фанатическую нетерпимость.

В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочий классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма — писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом искусство еще больше приближается к жизни.

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821—1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Флобера — роман «Мадам Бовари». В центре романа — образ женщины из буржуазной среды. Воспитанная романтической литературой, она погибает в столкновении с мещанской действительностью. В романе «Воспитание чувств» изображены нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуа. В этом романе разработана тема молодого человека, вялого, инертного, не способного к активной деятельности. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.

Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850—1893). Лучшие его произведения — романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан — мастер новеллы и рассказа. Писатель стремился противопоставить правду естественных чувств человека духовному убожеству, корыстолюбию буржуа-собственника, его лживой морали.

Литература Англии

Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771—1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В начале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в XVII—XVIII вв.

Творчеству В. Скотта свойственна особая композиция романов, предопределяемая выдвижением на первый план описания жизни, быта и нравов самого народа, а не королей, полководцев, вельмож. В то же время, изображая частную жизнь, писатель воспроизводит картину исторических событий.

Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812— 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.

Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть все препятствия и добиться личного счастья.

Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма. Писатель дал целую галерею носителей общественного зла, которыми выступают представители буржуазного класса. Это ростовщик Ральф Никкльби, жестокий учитель Оквирс, лицемер Пексниф, -человеконенавистник Скрудж, капиталист Баундерби. Величайшее достижение Диккенса — образ мистера Домби (роман «Домби и сын») — человека, у которого все чувства умерли, а его самодовольство, тупость, эгоизм, черствость порождены принадлежностью к миру собственников.

Такие качества Диккенса, как неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь, — все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.

Современник Диккенса — Уильям Теккерей (1811—1863) в лучшем романе «Ярмарка тщеславия» ярко и образно разоблачает пороки буржуазного общества. В этом обществе каждый играет предназначенную ему роль. Теккерей не видит положительных героев, у него только две категории действующих лиц — обманщики или обманутые. Но писатель стремится к психологической правде, избегает гротеска и преувеличения, свойственных Диккенсу. Теккерей с презрением относится к буржуазно-дворянской верхушке общества, но он равнодушен к жизни низов. Он пессимист, скептик.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867—1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856—1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866—1946).

Так, Д. Голсуори в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX—начала XX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции.

Д. Б. Шоу — один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых — столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Его пьесы сочетают комедию с политическими, философскими и полемическими аспектами и имеют цель воздействовать на общественное сознание зрителя и его эмоции. Бернард Шоу — лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он был одним из тех, кто приветствовал Октябрьскую революцию.

Шоу написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми мыслями. Вот одна из них:

В жизни существуют две трагедии. Одна — когда вы не можете добиться того, что желаете всем сердцем. Вторая — когда вы добьетесь этого.

Г. Д. Уэллс — классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества:

История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой.

Литература скандинавских стран

В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генрика Ибсена (1828— 1906), Бьернстьерна Мартиниуса Бьернсона (1832—1910), Кнута Гамсуна (1859—1952).

В своих остросатирических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Привидения», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения — одно из высших достижений реалистической западноевропейской драматургии.

Основоположник норвежской драматургии и критического реализма — Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.

Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун получил Нобелевскую премию в 1920 г. Ненависть Гамсуна к капиталистическому строю привела к увлечению нацистскими идеями. В пьесе «У врат царства» отражены антидемократические тенденции. За сотрудничество с фашистами в годы Второй мировой войны он был осужден.

Музыкальное искусство

В Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

Проблемы социального неравенства — содержание опер Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых выражена лирическая сторона творчества великого маэстро. Героико-историческая тема реалистически воплощена в операх «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос».

Шедевры оперного реализма — оперы Верди «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло — к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы — постоянно в репертуаре оперных театров мира.

Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. Замечательными вокалистами, представителями бельканто с мировой славой были певицы А. Патти, Дж. Паста, И. Колбран и др., певцы М. Баттистини, Ф. Галли и др.

В этот же период возникает в опере новое направление — веризм (ит. verismo, от vero — истинный, правдивый). Его представители — композиторы Р. Леонкавалло (1857—1919), П. Масканьи (1863-1945), Ум. Джорданно (1867 -1948), Дж. Пуччини (1858—1924). В основе произведений этих мастеров — жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи. Сложился и определенный исполнительский стиль — преувеличенная экспрессия, сентиментальный надрыв, острый драматизм. Лучшие произведения этого направления — «Сельская чести» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. Благодаря психологической глубине творчество Дж. Пуччини, написавшего «Богему», «Тоску» «Чио-чио-сан», преодолевает рамки веризма.

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен». Для творчества Бизе характерны отточенность форм, четкость изложения. Герои оперы — простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В этой опере воплощен испанский национальный музыкальный колорит. В ней — напряженный ход драматических событий, разнообразие народных сцен. Это одна из самых популярных опер в мире. П. И. Чайковский признавал ее «в полном смысле слова шедевром».

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты —Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825— 1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны оперетты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».

Композитору, дирижеру, виолончелисту Ж. Оффенбаху (1819—1880) мировую славу принесли оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Перикола» и др. Во многих из них — пародия на буржуазно-аристократическое общество. Музыка Оффенбаха изящна, отличается игриво-пикантной мелодикой: зажигательной танцевальной ритмикой. Опера «Сказки Гофмана» проникнута лиризмом, романтичностью. Творчество Оффенбаха определило дальнейшее развитие не только французской оперетты, но и формирование этого жанра в других странах.

До сих пор популярны во многих странах оперетты французких композиторов «Дочь мадам Анго», «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, «Корневильские колокола» Р. Планкета.

В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштадт, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней третиXIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники:

Ф. Зуппе (1819—1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт — «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825 —1849) — лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра — К. Миллекер (1842—1899) — автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан».

В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.

Всемирную известность И.Штраусу принесли также венские вальсы {«Голубой Дунай», «Сказки венского леса» и др.), благодаря которым он получил имя «король вальсов».

В жанре оперетты творил также К. Целлер (1842—1898) — автор оперетт «Продавец птиц» и «Мартин Рудокоп».

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы. В 1856 г. была образована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступает период, вошедший в историю под названием английского музыкального Возрождения, — повышается интерес композиторов к национальной тематике.

В 60—70-е годы на сценах английских театров ставятся французские оперетты, затем возникает и английская оперетта. Создатель национальной английской оперетты — композитор А. Салливан (1842—1900). В содружестве с У. Гилбертом он написал оперетты «Передник», «Пираты Пензаса», «Микадо», «Терпение» и др.

Изобразительное искусство

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в живописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в серединеXIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Ж. Ф. Милле (1814—1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»).

Гюстав Курбе (1819—1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» — значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена»). Его творчество — борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!