Исторического развития Византии 25 страница



Изобразительное искусство

В развитии мировой художественной культуры XIX в. исключительно важную и яркую роль сыграли живописцы, скульпторы и графики Франции. Быстрая смена политических форм в этой стране породила целую серию переворотов и в художественной жизни, и в художественных направлениях. По смелости идейно-творческих исканий в изобразительном искусстве ни одна страна не могла сравниться с Францией.

Лидер французского классицизма в живописи — Жак Луи Давид (1748— 1825). С трибуны революционного Конвента и с трибуны якобинского клуба его признали художником, «чей гений приблизил революцию»1.

Творчество Давида воплотило героическую эпоху. Художник возрождал идеи античности, воспринимая ее как пример гражданственности. «Клятва Горациев» — наиболее прославленное его произведение. Три брата Горациев, отправляясь на защиту родного города, принимают от отца мечи и дают клятву. Их единодушие выражено решительным шагом к мечам, который братья делают одновременно. Эта картина звучит как призыв к оружию, к революционному и патриотическому действию.

В огромном полотне Давида «Коронация Наполеона» сочетается блестящее мастерство портретиста и исторического живописца. Среди исторических полотен — «Андромаха, оплакивающая смерть Гектара», где композиция развернута подобно античному барельефу.

Картина «Консул Брут, осудивший на смерть своих сыновей» воспринималась как «Взятие Бастилии в живописи».

В годы революции Давид — организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, посвященных современным событиям. Одно из лучших его полотен — «Смерть Марата», в котором политическое убийство трактуется средствами античной трагедии. Суровая жизненная правда, трагическое звучание, простота и лаконичность композиции, сдержанность цвета, скульптурная монументальность форм делают это полотно памятником революции.

В портретах, выполненных Давидом, подчеркивается социальная сущность модели, воплощается представление о характере и деятельности человека (например, портрет «Врач А. Леруа». Художником созданы реалистические портреты — «Зеленщица», «Старик в черной шляпе», в которых положено начало новому реализму XIX в.

Ученик Давида живописец, рисовальщик, музыкант Жан Огюст Энгр (1780— 1867) — блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка. Он автор картин на исторические и религиозные сюжеты («Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера»). В историю французского искусства он вошел и как первоклассный реалистический портретист. В лучшей своей работе — «Портрет Бертена» художник дает глубоко обобщенное и яркое изображение духовного и морального облика французской буржуазии. Энгр — вдохновенный поэт прекрасной обнаженной натуры (серия «Одалиски», «Большая купальщица»), автор блестящих карандашных портретов. Рисунок — истинное испытание мастерства художника, — говорил Энгр. Его поздние классицистические тенденции оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве.

Скульптура

В этом виде искусства классицистами создано немного. В Германии это И.Г. Шадов (1764 —1850), близкий просветительскому классицизму. Он автор монументально-декоративных

произведений (квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине), статуй, портретных бюстов.

Итальянский скульптор А. Какова (1757— 1822) создал надгробие папы Климента XIII и мифологическую статую «Амур и Психея», а также скульптурные портреты знати.

Представитель позднего классицизма — датчанин Б. Торвальдсен (1768—1844). Его произведениям свойственна строгая гармония, пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов («Янсон», «Меркурий со свирелью»).

Театр

В истории французской культуры театр занимал одно из первых мест. Он выдвинул плеяду выдающихся драматургов и актеров. На французской сцене сложились и достигли совершенства практически все художественные направления и разработаны все театральные жанры. Здесь также получили развитие и новые формы организации театрального дела, например, новый частновладельческий, антрепренерский, коммерческий театр.

И в драматургии, в актерском искусстве в период революции сложился новый стиль революционного классицизма, пробуждающего героизм и патриотические чувства масс. На сцене ставились классицистические трагедии. В годы якобинской диктатуры предпринимаются попытки создания массового агитационного театра.

Термидорианская реакция возродила сентиментализм с прославлением семейной морали. В период Директории задачей театра было обуздать революционный порыв народных масс и внушить им убеждения в идеальности буржуазного строя. Такая смена идей отразилась и в новом, возникшем в годы революции, жанре мелодрамы. Если сначала мелодрама носила антиклерикальную или антидеспотическую направленность, то затем она теряет бунтарское содержание и социальные конфликты подменяет моральными, изображением злодеяний отдельных личностей.

В годы революции родился и такой жанр театрального представления, как водевиль. Он прошел путь, сходный с развитием мелодрамы. Насыщенный жизнерадостным остроумием, в дальнейшем он утратил свой боевой дух и публицистическую остроту, став чисто развлекательным жанром.

В период наполеоновской империи были ограничены права, завоеванные театрами после декрета о свободе театров. Были восстановлены привилегии основных театров и прежде всего французского национального театра — «Комеди Франсез», основанного в 1680 г. Драматургия периода Империи соблюдала каноны классицизма, но без демократической идейности, антиклерикальных и антимонархических черт.

 

Самой значительной фигурой во французском театре конца XVIII — начала XIX вв. был Ф.Ж. Тальма (1763—1826) — величайший актер революционного классицизма. Его гуманистическая устремленность помогла ему преодолеть ограниченность помпезного, официального искусства в послереволюционный период. Выступал в трагедиях Шекспира, создал образы мятущихся, раздираемых внутренними противоречиями людей, тонущих в мире зла и корысти. Он реформировал актерскую классицистическую технику, утвердил подлинный античный костюм и дал мощный толчок развитию французского театра по пути романтизма.

Музыкальное творчество

В области музыки классицизм на рубеже XVIII — XIX вв. обрел новые формы, что было связано с Великой французской революцией. Эти формы были рассчитаны на массовую аудиторию и служили революционным идеалам. Композиторы этого стиля и времени — Ф. Ж. Госсек (1734—1829) и Э. Мегюль (1763—1817). Яркие образцы «оперы спасения» — жанра, возникшего в период Французской революции, для которого характерна идея борьбы с тиранией и благополучная развязка — «спасение»: «Лодоиска», «Два дня» Л. Керубини (1760—1842) и др.

Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Л. Бетховена, хотя для поздних его произведений характерны черты романтизма.

Романтизм

 

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman — роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Литература

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

Генрих фон Клейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. Его творчество связано с эпохой освободительной войны от Наполеона. Он автор драм «Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна», в которых изображает трагическое одиночество человека, охваченного маниакальной страстью. Для героев этих произведений мир непостижим, они мечутся между близостью смерти и влечением к ней. Клейст писал и комедии («Разбитый кувшин»), где насмешливо изображал патриархальные порядки судейских чиновников.

Вершина романтизма — творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776— 1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен — он и талантливый музыкант, и блестящий карикатурист. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики, Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности. Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе.

В творчестве Гофмана огромную роль играла музыка. Образ музыканта был для Гофмана синонимом мечтателя и этот образ проходит через большинство его произведений и Противопоставляется пошлому мещанину-филистеру. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни.

В 1821—1822 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир бескрылой обывательщины.

Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856) — великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирается на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты.

После Июльской революции 1830 г. и знакомства с Марксом в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. Вершиной идейного развития великого поэта стали «Современные стихотворения» (1839—1846) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). Особое место в «Современных стихотворениях» занимают «Ткачи», в котором Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как обличителя буржуазного строя. В «Зимней сказке» Гейне осмеивает отживший феодальный мир, защищает идею революционной борьбы за единую Германию.

Известно, что революция 1848 г. в Германии потерпела поражение. Это стало для Гейне источником духовной трагедии. Однако, разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне не разделил позиции рабочего класса, испугавшись уравнительно-коммунистических тенденций в среде рабочих. Признавая победу пролетариата справедливой, Гейне ее боялся, считал, что она повлечет за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851) содержит мысль о торжестве зла над добром. Но по-прежнему Гейне непримиримо относится к реакционной Германии.

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766—1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Дара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм — в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.

Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму,

«Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта — роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал

— политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский романтизм представляют также Дж. Ките (1795—1821) и П. Б. Шелли (1792—1822). Джон Ките — автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», где выражен протест против пуританского ханжества. В одах «Огонь», «Психея» воспет культ красоты и гармонии в природе. Ките — автор символико-аллегорической поэмы «Гиперион».

Перси Бишу Шелли — автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание ислама» Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии «Ченчи» и в лирической поэме «Освобожденный Прометей» он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.

Однако с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение затухает.

Во Франции первой трети ХЕК в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура — Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота религии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (1766—1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступление в защиту политической свободы:

Нация обладает отличительными свойствами только будучи свободной.

К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Альфреда де Виньи (1797—1863). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен-Мар», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения — одинокая гордая личность, презирающая толпу.

Особое место во французском романтизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810—1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес — молодые люди, не удовлетворенные действительностью, находящиеся в разладе с ней и не способные порвать с ней. В романе «Исповедь века» он говорит о представителе поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной Франции.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, представителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802—1885) прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов1 и католическое благочестие, с середины 20-х годов — сторонник либерально-демократических идей. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.

Среди выдающихся романов Гюго — «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Показывая несправедливость и пороки буржуазного общества, Гюго не утрачивает веры в возможность нравственного перерождения человека под влиянием гуманности и милосердия. История героев романа Жана Вальжана и Фантины показаны писателем на широком общественном фоне. Живым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа обаятельный образ мальчика Гавроша.

В 1874 г. вышел последний роман Гюго «Девяносто третий год», посвященный Французской революции. Симпатии Гюго — на стороне революционных идей, но разрешить противоречия между революционной борьбой, приводящей к гибели людей, и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удается.

Представительница демократического направления в романтизме — Жорж Санд (собств. Аврора Дюдеван) (1804—1876) — поднимала в своих произведениях жгучие социальные вопросы. В романах «Индиана», «Валентина», «Лелия», «Жак», написанных в начале творческого пути, она затрагивала вопрос о положении женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали. Многие ее произведения автобиографичны. В романах 40-х годов «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана», направленных против эгоизма собственников и буржуазной цивилизации, несущих страдания народу, с симпатией показаны образы героев из народа.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!