ГЛАВА 3.3. УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ВНЕШНЕГО ДЕЙСТВИЯ ДУШИ



РОДОВОЙ ЭРГРЕГОР

Выше были рассмотрены формы внешнего действия души, которые носили, как говорилось, относительно временный характер. Но я должен оговориться, что эта “временность” не более чем кажущаяся. На самом деле однажды установленный контакт между индивидами сохраняется, на мой взгляд, чрезвычайно долго, а может быть, вечно.

Вот пример того.

“У Кальвина Шиллинга, процветающего бизнесмена, все было о’кей: приносящее хорошую прибыль дело, великолепный дом, любящая и любимая Леонетта – жена… Он называл себя счастливчиком, которого стороной обходят неудачи. И вдруг…

В этот день он вернулся немного раньше. Поставил машину, взял с заднего сиденья пакет с провизией, заказанной Леонеттой. Открыл дверь и увидел ее на полу. Леонетта была мертва. Прибывшие по звонку полицейские насчитали на ее теле одиннадцать ножевых ранений. Расследование поручили детективам Джиму Муру и Томми Мотту. К исходу третьей недели они все еще были далеки от преступника, поскольку составленный ими список подозреваемых включал 33 фамилии, и у каждого включенного в перечень, уж конечно, найдется убедительнейшее алиби. И чем дальше от часа убийства, тем алиби железнее…

Удивительные экстрасенсорные способности Нэнси не однажды оказывались полезными полиции, что, правда, до поры до времени держалось в тайне. Мур и Мотт, нагрянув вечером к Нэнси, шли, как говорится, проторенной дорожкой…

Покойницу звали Леонетта Шиллинг. Зарезана в собственной гостиной. Днем. Кем – не знаем. Свыше тридцати человек могут быть к этому причастны. Но кто именно?

- Ее фотография у вас с собой?

- Разумеется…

Нэнси положила пальцы на снимок, развела, сдвинула, потом приподняла руку, и ладонь медленно закружилась над изображением. Склонила на плечо голову:

- Вижу! Вот Леонетта. Вот кто-то вошел. Она улыбается. Обнимает вошедшего. Но это только приветствие. На самом деле она напряжена – чувствует, что гость сейчас будет просить деньги. Но она помнит, что договорилась с мужем: этому человеку деньги не давать! Она спрашивает, не хочет ли он выпить, и направляется в кухню. Он следует за ней. Он возбужден наркотиками и алкоголем, мысли растрепаны… Он, кажется, забыл, зачем он здесь.

И тут его озаряет: “Дай мне денег!” Она жестко отказывает и говорит с ним, как взрослые говорят с детьми, желая внушить им, что такое хорошо и что такое плохо. Она за что-то корит его. Он берет нож. Просто так берет, рефлекторно. Она продолжает отчитывать его, и он бьет ее ножом. Раз, другой, третий… Нет, он не убегает. Выходит к заднему крыльцу, садится в ожидающий его пикап. Молодой человек за рулем спрашивает, что произошло, почему на рубашке кровь? Убийца объясняет. Вижу: машина уезжает…

Нэнси раскрывает глаза.

- И это – все? – разочарован Мотт. Ему этого мало: ни какой-либо приметы, ни зацепки..

- Могу добавить, что она его знала, - роняет Нэнси. – У меня такое ощущение: когда он был ребенком, она нянчилась с ним…

Мур достал из кармана список подозреваемых и протянул Нэнси. Она просмотрела его почти весь, но не до конца. “Думаю, - подчеркнула ногтем фамилию, - вот тот, кто вам нужен…”

Дальнейшее расследование принесло доказательства: племянник Финк и рабочий-строитель, живущий с ним в одной комнате, действительно приезжали к дому Шиллингов, чтобы занять деньги на наркотики, и разгневанный решительным отказом Финк убил Леонетту” (Михаил Веткин “Экстрасенс называет убийцу”, газета “Тайная власть”, № 11, 1999 г., стр. 13).

Данный пример из жизни я привел только лишь для того, чтобы проиллюстрировать реальность сохранения случайных, казалось бы, информационных связей индивидов. Более того, связь оказывается более сложной и более пролонгированной, чтобы быть ограниченной лишь одним сюжетом. Этот пример использован также и для иллюстрации канала информации – через фотографию. Источником же информации является верхний осколок души убиенной Леонетты. Об этом говорилось и ранее.

Но нас сейчас интересуют именно существующие информационные связи. Подобные связи окружают и сопровождают нас всю нашу жизнь, но лишь особые люди, экстрасенсы, способны расшифровать значение этих связей. Смысл приведенного примера заключается и в том, что и для ясновидящего не представляется возможным увидеть информационные потоки, но возможно “чтение” сложной и “разветвленной” информации.

Это открывает для нас возможность понять сложное информационное образование, которое в эзотерической литературе получило название “родовой эргрегор”, “увидеть” который в принципе невозможно, но в существовании которого сомневаться не приходится.

Под эргрегорами в эзотерике понимают астральные сущности, порождаемые волей людей, собравшихся вместе. Считается также, что эргрегоры имеют цель – выполнение коллективного намерения создателей этих эргрегоров. Как видим, в эзотерических учениях, эргрегоры являются самостоятельными и, более того, мыслящими созданиями, существующих автономно от людей, но существующих неопределенно долго, пока сами создатели (или иные люди) в силу каких-либо причин не разрушат его.

Относясь довольно осторожно к эзотерическим учениям вследствие того, что эти учения являются индивидуальным преломлением (конкретной функцией отражения конкретного человека) эзотерического (идеального) Знания (Истины), я, тем не менее, не отрицаю эти учения, а в части толкования эргрегоров – полностью согласен. На мой взгляд, игнорирование учения об эргрегорах было бы не просто ошибкой, но непоправимой ошибкой, так как многие семейные, производственные и, даже государственные проблемы будут представать как совершенно неразрешимые.

Тем не менее, мне хотелось бы в этом свете трактовать эргрегоры лишь как частный случай более сложной функции, которую я назвал коллективной функцией отражения.

Этим самым я хочу сказать, что знание законов образования и развития коллективной функции отражения является основой устойчивого социального развития любого социума – семьи, рода, производственного коллектива, города, государства.

На данном этапе я хочу изложить принципы образования коллективной функции отражения, отнесенной к сообществу родственников, которое обозначают как “род”, или родового эргрегора.

“Есть в эзотерике странное слово – “эргрегор”. С ударением на “е”. Так называют астральные существа – своего рода информационные сгустки, которые возникают оттого, что схожие друг с другом тонкие энергии людей – мыслеформы (мысли, идеи, намерения…) притягиваются друг к другу и как бы слипаются. Поначалу эргрегор слаб и беспомощен, но постепенно, втягивая в себя сходные мыслеформы, крепнет и начинает жить самостоятельной жизнью. Он активно воздействует на подсознание не только тех людей, которые его невольно создали, но и на других – с близким образом мыслей.

Мистики прошлого считали это существо, живущее в тонком мире, “астральным руководителем душ”. Сегодня его называют коллективным разумом…

Ученые уже научились фотографировать так называемые “вакуумные фантомы” – невидимые следы, оставшиеся в пространстве от предметов после того, как их убрали. В ходе экспериментов обнаружен еще прелюбопытный для нас факт: однотипная информация как бы притягивается друг к другу (“подобное тянется к подобному”) и образует в пространстве своего рода информационные сгустки” (Виталий Правдивцев “Родовой эргрегор”, газета “На грани невозможного”, № 12 (195), 1998 г., стр. 12).

К сказанному выше я хочу добавить, что коллективные мыслеформы образуются не только и, пожалуй, не столько сходными идеями или мыслями, сколько синтезом, объединением этих идей или мыслей с теми эмоциями, которые переживают люди, создающие эргрегор в моменты “создания” своих “информационных отпечатков”, или мыслеформ.

Следовательно, эргрегор не может создаваться в том случае, если эмоции индивидов, входящих, например, в сообщество родственников (в род) будет порождать сходные мысли, но наполненные разными переживаниями. Эргрегор всегда создается однотипными мыслями и однотипными эмоциями. При несовпадении того или другого эргрегор или не создается, или разрушается.

“Черные” мысли, т.е. сопровождаемые “черными” эмоциями – “мыслями греха” (зависть, злоба, отчаянье и т.п.) будут разрушать эргрегор, если он существует. Или будут создавать “черный” эргрегор, несущий в себе ненависть, злобу, отчаянье, т.е. такой, который будет подвигать людей на недобрые дела.

Родовой эргрегор создается тогда, когда родственники действительно достаточно близки друг другу, когда они принимают совместно однотипные по содержанию и эмоциям решения и так далее. Чем более святым для родственников является чувство родственной близости, тем сильнее родовой эргрегор, тем сильнее он защищает каждого из этого рода.

“Что же это такое – родовой эргрегор?.. Представьте себе мощный древний дуб с великолепной разветвленной кроной, кряжистым стволом в три обхвата и корнями, уходящими глубоко в землю. Вот, пожалуй, самый точный образ, который возникает у меня, когда я думаю об этом загадочном “существе”. Эргрегор – это, по сути, могучий ствол дерева, веками вбиравший в себя энергию и опыт всего рода. Он возник и разросся, подпитываясь от каждого корешка, от каждой веточки, от каждого листочка. И он же дает жизнь новым побегам, желудям – будущим дубам…

Своеобразная база родовых знаний, связывающая прошлое предков (корни), с настоящим и будущим, потомками (ветви, листья, желуди…), - вот что такое родовой эргрегор…

Возникнув и существуя в тонком мире благодаря мыслям и идеям множества людей, это образование, хотя и не имеет души и привычного нам тела, разумней каждого из членов своего род.

Эзотерики считают, что любой член рода (“родственник”) может подключиться к родовой “базе знаний” (впрочем, как правило, не осознавая этого) и получить оттуда совет, подсказку, помощь, предостережение… Чужим же людям доступ к этой информации закрыт. У них отсутствует “ключ” – общая для родственников вибрация. Тем самым родовой опекун оберегает себя от опасного вторжения извне” (Виталий Правдивцев “Родовой эргрегор”, газета “На грани невозможного”, № 12 (195), 1998 г., стр. 12).

В порядке замечания к изложенному выше скажу, что было бы неверно считать, что информационное формирование, представляющее собой родовой эргрегор, не имеет души. Напротив, именно душу он и представляет, но уже не принадлежащую какому-то конкретному организму. Его функция потому так высока, что родовой эргрегор в некотором смысле “оживляет” сообщество близких людей, обеспечивая им защиту на полевом уровне.

Это, кстати, нисколько не противоречит принятой концепции и развивает принятый ранее принцип “оживления” любого сложного организма, который рассматривался лишь как конгломерат менее сложных (одноклеточных) организмов, обладающих своей индивидуальной душой. Родовой эргрегор как раз развивает эту идею. Более того, наличие такой души буквально предписывается принятым здесь принципам формирования души в каждом отдельном организме .

Следовательно, с позиций информационно-отражательной модели и информационной модели души родовой эргрегор является подлинной душой более сложного организма, чем отдельный человек, - сложившегося и слаженного коллектива людей, объединяемых, в том числе и родственными связями.

Соответственно сказанному следует считать родовой эргрегор не просто некоторой информационной структурой, а следующей, более высокой (по отношению к перечисленным ранее четырем структурам) структурой души человека, входящего, как оказывается, в более сложный организм, называемый род, семья и так далее.

Родовой эргрегор – это пятая структура души человека, если, конечно, этот человек (и сообщество родственников) своими действиями не разрушает эту структуру. Чем глубже и сильнее почитание старших в данной семье, тем крепче и активнее родовой эргрегор.

Поэтому и становится понятным иное название - “коллективный разум”. Но именно поэтому и было бы вернее его называть коллективной функцией отражения, т.е. такой функцией, которая и является продуктом действия разума. Благодаря свойствам отражать специфическим образом складывающуюся ситуацию коллективная функция отражения способна оказывать реальную помощь людям рода.

“Каким же образом он (родовой эргрегор. О. Ю.) помогает нам? Только одним способом – через мысли и эмоции. Но невидимый доброхот не только подбрасывает нам полезные идеи. Он активно помогает их осуществить. Например, влияя на сознание других людей, он может создать нужную ситуацию, свести с полезными людьми, литературой и т.п. Это называется “предоставить свои информационные каналы”.

Мы только подумаем (не исключено, что мысль эта – небесная подсказка), что нам с кем-то надо связаться – и тут же телефонный звонок: нужный человек сам вышел на нас. Знакомо?.. Есть у нашего попечителя и другие способы защиты. К примеру, спасая жизнь, он может организовать “нелепое” опоздание на самолет, который должен потерпеть катастрофу… Помощь его может проявиться и в другом. Например, он может восстановить убывающие жизненные силы или вылечить от, казалось бы, неизлечимой болезни. Ему очень важно, чтобы ценный “кадр” пожил еще” (Виталий Правдивцев “Родовой эргрегор”, газета “На грани невозможного”, № 12 (195), 1998 г., стр. 12-13).

В таком толковании функций эргрегора скрывается уже многое от иного действия коллективной функции отражения, не относящейся непосредственно к родовому эргрегору. Это будет рассмотрено далее.

Главное иное, эзотерики уже давно знают или, по крайней мере, догадываются о существовании внешнего по отношению к отдельному человеку разума, который намного ближе к Богу, чем отдельные люди. Все, что от нас требуется, - это сохранение и развитие, по крайней мере, эргрегора. Основой существования родового эргрегора, как следует из материалов предыдущих глав, является функция запечатления, или импринтинг.


ГЛАВА 3.4. ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ “КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШИ”

Итак, мы постепенно перешли к иному объяснению действия коллективной функции отражения, в которой родовой эргрегор является уже частным случаем.

Действительно, каждый из нас встречался, например, с таким явлением, что один производственный коллектив может быть сплоченным какой-то неведомой силой, представлять собой как бы одну семью. В другом коллективе, напротив, может быть холодная и мрачная атмосфера, от которой люди нередко заболевают какими-либо соматическими болезнями. Это также проявление, или действие сформированной или, наоборот, несформированной коллективной функции отражения, распространяющейся в данном случае на конкретную сообщность людей.

Мне могут возразить, что все это итог правильных или неверных действий руководителей производственного коллектива. Тот, кто так думает, совершенно прав в том, что атмосфера, окружающая коллектив, во многом, если не во всем, зависит от руководителей этого коллектива. Это верно, но верно лишь в той части, что связано с проявлениями политики руководителей, но никак не учитывается при этом наличие и действие внешнего полевого образования, которое и является коллективной функцией отражения в данном случае производственного коллектива.

Мне хочется рассмотреть коллективную функцию отражения в самом ее общем проявлении, не привязываясь к родовым признакам или к “эффектам толпы”. Я хочу сказать, что эта внешняя функция – внешняя, или “коллективная душа” – возникает всякий раз, когда вступают даже в мимолетный диалог всего лишь два человека. Именно поэтому представляется важным рассмотреть всесторонне эту функцию – функцию внешнего разума.

Мы уже знаем, как это было объяснено на примере анализа механизма появления человеческой речи в книге “Психологические законы происхождения человека”, для людей управляющим воздействием в этом случае является информационно-эмоциональная биопольная посылка, завершаемая формированием определенной мыслеформы, синхронно формируемой, например большим количеством людей и получающей при этом огромную силу. Но это только часть того, что нам предстоит выяснить, поскольку пока неясно, как образуется то, что названо “коллективной психикой”, благодаря чему и формируется коллективная функция отражения. У людей коллективная функция отражения гораздо чаще, практически всегда, проявляется опосредованно.

Кстати говоря, коллективная функция отражения не является исключительным свойством только людей. Выше я уже приводил примеры, относящиеся к насекомым и птицам. Но имеются и более сложные ее проявления в природе.

Например, приведенный ранее “образец” иерархического подразделения в стае крыс открывает нечто большее, чем простой “стадный рефлекс”, т.е. показывает, что рефлекса здесь никак не может быть. Здесь уже явственно просматривается действие коллективной функции отражения. Кстати, “поведение” “чистого” бора, пример которого был рассмотрен ранее (см. “Психология живого мира”), также обнаруживает в своей основе коллективную функцию отражения.

Тем не менее, приведенные факты обнаруживают одну важную и принципиальную особенность коллективной функции отражения, которая заключается в организации поведения больших коллективов. Кроме того, во всех приведенных примерах явственно просматривается и то, что коллективная функция отражения находится как бы над конкретной сообщностью живых организмов, т.е. выступает как внешний разум (внешняя, “коллективная душа”). В этом и состоит главнейшее проявление и предназначение этой психической функции живых организмов. Эта модель полностью согласуется основной идее в понимании сложного организма как конгломерата простых организмов (клеток) и души как иерархически организованной структуре.

У людей эта функция, естественно, имеет сложное и многогранное проявление. То, что я назвал - опосредованное действие, означает, что у людей такое управляющее воздействие коллективной функции отражения может производиться не только спонтанно, как это происходит у других живых организмов, психически более простых, чем человек.

Внешнее психическое воздействие обнаруживается не только во время тех или иных ритуальных действ или на митингах, но и посредством воздействия через средства массовой информации, своды законов уголовного и гражданского права, моральные устои человеческого общества, т.е. во многом является управляемым, в том числе и со стороны самих людей.

Это воздействие проявляется на полевом уровне благодаря возникновению у сообщества людей, чем-либо объединенным (географически, политически, социально и т.п.), принципиально особой формы психики - внешнего разума. Одинаковые мысли, одинаковые эмоции, формируемые не обязательно одновременно, имеют свойство суммироваться. Это следует рассматривать как продолжение свойств мыслеформ, которые стремятся “сбежать” от своих создателей.

Внешний разум создается постепенно в течение множества лет усилиями психики коллективов людей в процессе различных форм деятельности, в чем-либо однонаправленных и так или иначе синхронизируемых в пространстве (семьи, города, страны). У внешнего разума имеется и та особенность, что в нем могут накапливаться (и накапливаются) определенные сведения, определенная информация от поколений людей, сменяющих друг друга, если последующие поколения не разрушат этот возникший однажды коллективный разум. Более того, опосредованность действия коллективной функции отражения означает, что эта психическая функция у людей действует всегда, когда, по крайней мере, человек бодрствует. Спящий человек также может получать информацию от внешнего разума, но, к сожалению, далеко не всегда может вспомнить ее после пробуждения. Вещие сны – это лишь одна из форм, где обнаруживается действие внешнего разума. Но нас интересует взаимодействие души человека с внешним разумом в состоянии бодрствования.

Однако прежде чем мы приступим к анализу, следует определиться с терминологией, так как имеется много понятий, которыми так или иначе пытались обозначить данный очевидно наблюдаемый феномен.

В последние годы стало модным (в буквальном смысле) по делу и без оного использовать понятие “менталитет”. Согласно “Современному словарю иностранных слов” (изд. “Русский язык”, 1992 г.) “менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология” (стр. 371). Возникновение термина “менталитет” является, несомненно, данью философии эзотеризма, но это не делает этот термин понятнее. Ментальное тело – тело мысли, говорится в учениях индусов и в буддийской религии. Но, увы, ментального тела вовсе не существует.

Определение менталитета довольно абстрактно и не позволяет понять, к какому субъекту оно относится - к отдельному индивиду или к сообществу людей (для коллективной функции отражения сообщество людей также выступает как некоторый субъект, управляемый внешним разумом). Поэтому и использование его - итог увлечения красивыми словами, за ширмой которых ничего конкретного не скрывается. Поэтому, скорее всего, этот термин вообще нецелесообразно использовать, так как существенная неопределенность этого понятия не позволяет ориентироваться в организации исследований поведения отдельного человека или сообщества людей.

Официальная наука, если быть откровенным, не обошла своим вниманием наличие коллективной функции отражения. Но для ее описания, если так можно выразиться, были использованы другие понятия, нередко уводящие в сторону от рассматриваемого явления.

Например, существует понятие, которое как-то отражает рассматриваемое явление, - “социальная психология”, что, на мой взгляд, ближе к сути рассматриваемого феномена, чем рассмотренный выше термин “менталитет”.

“Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп... Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.); психология личности (сюда, в частности, относятся проблемы социальной установки, социализации и др.); практические приложения социальной психологии” (“Психология. Словарь”, М., ИПЛ, 1990 г., стр. 373-374).

Если говорить в целом, то меня интересуют именно закономерности общения и взаимодействия людей на основе определенных законов психических отражений индивидуального и коллективного характера, т.е. интересуют те движущие силы, которые делают эти взаимоотношения в определенном смысле неотвратимыми. Точно также психологические характеристики социальных групп интересуют не сами по себе, а как следствие действия конкретных законов психических отражений. И уже как следствие из всего этого - психологические особенности поведения индивидов как продукт взаимодействия Я-концепции индивида с общими (коллективными) функциями отражения. Таким образом, по охвату круга вопросов социальная психология как будто терминологически подходит в данном случае.

Тем не менее, мне бы хотелось выявить полевой характер этого “социального психического”, чего не следует из приведенного определения. Кроме того, моя цель - использовать аппарат информационно-отражательной модели психики. Все это вынуждает меня отказаться от использования данного термина, так как в своей основе данное определение является, по существу, материалистическим, а в действии коллективной функции отражения (внешнего разума) обнаруживаются некоторые иные механизмы, что наглядно продемонстрировали приведенные выше примеры.

Еще одним вариантом использования термина, так или иначе связанного с рассматриваемым свойством, является понятие “общественное мнение”, т.е. “выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы” (“Психология. Словарь”, М. ИПЛ, 1990 г., стр. 246).

Это понятие практически полностью соответствует ранее рассмотренному. Поэтому я не буду его более анализировать.

Имеется еще один достаточно емкий термин - этнопсихология.

“Этнопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. ...В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии;

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствоведения и т.п.;

3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.;

4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии” (“Психология. Словарь”, М., ИПЛ, 1990 г., стр. 468).

Между тем становится совершенно ясно, что на уровне этноса полевой характер коллективной функции отражения проявляется наиболее явственно, но на это, пожалуй, никто не обращал внимания. Что дает мне право утверждать это?

Ребенок, родившийся от русского, или от китайца, или от англичанина не сразу становится соответственно русским, китайцем или англичанином. Скорее, наоборот: в момент рождения ребенок не имеет национальности, хотя и может иметь признаки генетического характера, обозначающие его принадлежность (генетического толка) к соответствующей расе.

Однако, появившись на свет в определенных условиях (географических и социальных), он постепенно становится тем, кем являются его родители. Например, японец (по происхождению), родившийся в США от родителей, воспитанных тоже в этой стране, никогда не будет японцем, поскольку, в случае его возвращения “на историческую родину”, он никогда не поймет образа мыслей своих предков-аборигенов. Это признается абсолютно всеми. Точно также русский может стать русским только в условиях жизни в России, даже если он родится где-нибудь на самом дальнем востоке России или на самой западной границе.

Есть нечто единое, нечто объединяющее нас, русских, в некоторую общность в пределах определенных границ географического толка, о которой говорят – “загадочная русская душа”. Здесь хочу заметить, что “русскую душу” категорически нельзя изучать по Достоевскому. Этот писатель вообще не смог отразить истинно “русского духа” своей нации. На мой взгляд, Достоевским вообще нельзя восхищаться, как не следует слишком сильно реагировать на не очень психически здорового человека. Беда в том, что о России на Западе продолжают судить по Достоевскому.

Если говорить по существу, то следует сказать, что Россия – единственная страна, которая в историческом плане никогда не завоевывала другие государства. Россия никогда не совершала насильственных мер, чтобы распространить влияние Православной Церкви на другие народы, но сама всегда сохраняла православную религию практически в неизменном виде. Наконец, имеются и другие признаки чисто российской принадлежности – исторически существующий символ государства – двуглавый орел, российский флаг, русский язык, православная религия.

Именно это все и является отличительной чертой того, что пытается описать этнопсихология. Но сделать это, по-видимому, можно только в случае, если при этих исследованиях будет использоваться информационно-отражательная модель психики вообще, а в частности такое ее приложение, которое описывает коллективную функцию отражения.

Таким образом, ни один из используемых терминов не подходит для данного случая, так как охватывает только какую-то часть более сложного явления. Поэтому мне представляется, что все перечисленные грани человеческого социума должны быть проанализированы на основе единого подхода, который нам дает информационно-отражательная модель. Поэтому мной будет использоваться как конкретное понятие именно “коллективная функция отражения”, являющаяся проявлением того, что здесь названо - внешний разум, наиболее полное и точное отражение свойств социума.

Для того чтобы обеспечить определенный и уже опробованный метод, вспомним, что в качестве основного аргумента для формирования модели психических функций, было использовано положение, что субъект, во-первых, действует на основе анализа внешней информации, условно и вероятностно подразделяя внешние объекты на важнейшие и на второстепенные. Причем подразделение внешних объектов ведется на основе проверки соответствия этих объектов имеющимся потребностям.

Во-вторых, субъект по принципу реализации важнейшей функции выживания обязан непрерывно (постоянно) формировать функцию отражения, на основе которой и формируются необходимые усилия организма, направленные на “погашение” выделенной для реализации потребности.

Коллективная функция отражения действует (функционирует) аналогично. Только в этом случае благодаря этой функции сообщество (людей) через свои организационные и культурные системы и отдельных индивидов анализирует не объекты, а процессы, явления, события и точно также выделяет на основе вероятности важнейшие из них и второстепенные. Это распределение событий, явлений и процессов осуществляется на основе соответствия их потребностям сообщества, которые также должны быть “погашены”.

Особенностью действия коллективной функции отражения является то, что существует эта “коллективная душа” только в форме полевого структурного образования, воздействующего на отдельных членов человеческого сообщества благодаря взаимодействию с полевыми структурами души индивидов. Правда, здесь уже сказывается принципиальная особенность, определяющая особые условия формирования коллективной функции отражения сообщества людей. Эта особенность состоит в том, что анализ явлений, процессов и проч., а также распределение потребностей на доминантные и субдоминантные осуществляется на основе того миропонимания, которое присуще данному сообществу.

Если говорить о структуре полей, образующих эту “душу”, то это, в первую очередь, эллиптические и треугольные поля, излучаемые и принимаемые каждым из нас. В структуру этой “коллективной души” входят и души умерших людей, находящихся не в глубинных структурах Бога. Об этом я говорил в книге “Психологические законы религии”. Но именно это придает этой структуре уже особые энергетические характеристики и повышает информационные возможности “коллективной души”.

В отличие от индивида, у сообщества людей решается уже не первейшая задача выживания, а более сложное проявление этой целевой функции - развитие. Поэтому становится понятным действие родового эргрегора, нередко обеспечивающего мощную защиту отдельным членам рода. Эти же функции способна и, соответственно, выполняет и коллективная функция отражения, если она сформирована в достаточной степени.

“Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие… Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию: они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели…”

Так писал сто лет назад знаменитый французский психолог Гюстав Лебон. Возможно, он ничего не знал об эзотерическом “родовом эргрегоре”, но очень точно уловил его суть и назначение: сохранение опыта прошлых поколений и помощь поколениям грядущим” (Виталий Правдивцев “Родовой эргрегор”, газета “На грани невозможного”, № 12 (195), 1998 г., стр. 12).

В данном высказывании Лебона отражена суть все-таки не родового эргрегора, а именно коллективной функции отражения, что несравненно шире и важнее. Кроме того, по своей сути родовой эргрегор не может быть изолированным по отношению к иным родовым эргрегорам, которые в совокупности и образуют коллективную функцию отражения. Поэтому В. Правдивцев допускает существенные упущения в толковании назначения родового эргрегора, что порождает и соответствующие ошибки.

Коллективная функция отражения возникает всегда, когда вступают в психологический контакт два или более людей. Если такие контакты относительно постоянны и происходят в позитивном психологическом климате, то эта частица “коллективной души” постепенно развивается, объединяя и охраняя контактирующих людей, даже если те не подозревают об этом. Механизмы действия этой функции обозначены выше.

Иначе говоря, принципиально нет никакого отличия в действии коллективной функции отражения по сравнению с индивидуальной функцией отражения, формируемой разумом каждого индивида. Но очевидным становится, что коллективная функция отражения (у людей) напрямую может влиять на условия формирования индивидуальной функции отражения, корректируя или грубо искажая последнюю в конкретных условиях.

Итак, стоящий “над толпой” “внешний разум” анализирует внешние процессы, явления и события. Он разделяет их на две большие группы - первостепенные, или важнейшие, и второстепенные. Это распределение осуществляется на основе сложившегося общего миропонимания и некоторых ценностей, принятых этим обществом (семьей, коллективом, городом, страной) за какие-то эталоны. Потребности общества также подразделяются им на две категории - доминантные и субдоминантные. В итоге этот “внешний разум”, как и в случае с отдельным индивидом, формирует три комплементарные пары коллективных психических функций, которые уже могут реализовываться через отдельных представителей в виде конкретных поведенческих реакций. Этим самым реализуется управление обществом от коллективной функции отражения через конкретных представителей общества.

Механизм действия коллективной психики (а действие “внешнего разума” и выступает как коллективная психика) аналогичен индивидуальной, проанализированной в первом томе. Это означает, что для коллективной психики также важно сохранять соблюдение условия ненарушения комплементарности векторов психических проявлений, которые также имеют свойство девиации - временной и ситуативной. Точно также нарушение комплементарности будет приводить к нарушению психического здоровья, но уже большого сообщества (людей, зверей). Правда, условия нарушения комплементарности в данном случае существенно отличаются от таковых на уровне индивида.

Таким образом, коллективный “внешний разум” также действует на условиях интегрального и дифференциального анализа (явлений, событий, процессов). Он, соответственно, имеет вполне конкретную коллективную память, реализованную не только в форме, скажем, книг, но и на полевом уровне.

Если применить сказанное к человеческому сообществу, то отдельные индивиды, особо тонко чувствующие это влияние “внешнего разума”, выступают как пассионарии (Л. Н. Гумилев), т.е. через этих людей происходит выявление перспективных потребностей общества, обнаруживается важность ускользавших из общего поля зрения каких-либо процессов, явлений, событий.

Читатель может воскликнуть: “Неужели все так просто?” Однако все не так просто, как это представляется, поскольку здесь пока был описан некоторый общий механизм действия коллективной функции отражения, так или иначе управляющей коллективами (людей, животных, насекомых, растений). Поскольку коллективная функция отражения возникает всегда, когда так или иначе формируется сообщество, например, людей, то важным становится исследование условий возникновения или смерти, развития или разрушения этой психической функции.

У людей всегда существует определенная иерархичность взаимоотношений. Поэтому становится важным понять психологические компоненты при реализации властных функций и их влияние на развитие или разрушение коллективной функции отражения. Точно также культурные отношения людей могут влиять на содержание коллективной функции отражения.

Итак, коллективная функция отражения является следствием полевого взаимодействия сообществ живых организмов и существует в виде самостоятельного полевого образования, воздействующего на отдельные организмы благодаря взаимодействию с душами этих организмов. Именно в этом смысле данные живые организмы по отдельности можно рассматривать как части более сложного организма, живущего по несколько иным законам, чем отдельный организм.

В соответствии с этим внешний разум может рождаться примерно так, как зарождается отдельная душа. Этот внешний разум может развиваться, но может и деградировать. Таким образом, не видно каких-либо принципиальных отличий в механизме действия и жизни внешнего разума по сравнению с разумом отдельного организма. На основании этого нам предстоит выяснить факторы, влияющие на “жизнь” внешнего разума, определить все то, что способствует его развитию, и все то, что может его не только угнетать, но и превращать в разрушительную силу.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!