Парвус. Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис. 38 страница



«Русское Богатство» несколько раз меняло название («Современные Записки», «Современность», «Русские Записки»; с апреля 1917 года снова — «Русское Богатство»). — 112.

50 Фритредеры — представители буржуазной политической экономии, требовавшие свободы торговли и
невмешательства государства в частнохозяйственную деятельность. Фритредерство возникло во вто­
рой половине XVIII века в Англии в период промышленного переворота; отражало заинтересован­
ность промышленной буржуазии в отмене высоких ввозных пошлин на хлеб и сырье, что создавало
возможность снижать заработную плату рабочих, а также в расширении внешней торговли, не стес­
ненной ограничениями, и в использовании свободы торговли для вытеснения более слабых конкурен­
тов с мировых рынков. Оплотом фритредерства в Англии в 30—40-х годах XIX века были промыш­
ленники Манчестера, поэтому фритредеров называли также «манчестерцами».

Теоретическое обоснование фритредерство получило в трудах А. Смита и Д. Рикардо. В России фритредерские взгляды получили распространение главным образом среди той части по­мещиков, которая


456                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

была заинтересована в свободном сбыте хлеба на мировом рынке.

Классовая сущность фритредерства была вскрыта К. Марксом в «Речи о свободе торговли» (1848) и других работах. Не отрицая прогрессивности требования свободы торговли, поскольку она ускоряет развитие капитализма и обостряет классовые противоречия, Маркс показал, что лозунг свободной тор­говли буржуазия использует в целях социальной демагогии и обмана народных масс, прикрывая им свое стремление к неограниченной эксплуатации пролетариата, экономическому закабалению слабо­развитых стран и колониальной экспансии.

Характеристику фритредерства см. в работе В. И. Ленина «К характеристике экономического ро­мантизма. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты» (Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 248—262). — 123.

51 Речь идет о статье К. Маркса, посвященной критике произведения Э. де Жирардена «Le socialisme et

l'impôt» («Социализм и налог»). См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 7, стр. 295—307.

Статья была напечатана в № 4 журнала «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue» («Новая Рейнская Газета. Политико-экономическое обозрение»), вышедшем в мае 1850 года. Журнал издавался К. Марксом в 1850 году в Гамбурге и являлся продолжением «Новой Рейнской Газеты». —

129.

52 Имеется в виду двухтомник «Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народ-

ного хозяйства», составленный группой авторов либерально-буржуазного и народнического направле­ния под редакцией проф. А. И. Чупрова и А. С. Посникова (1897). Ленин познакомился с этим издани­ем в ссылке и подверг его критике в книге «Развитие капитализма в России». — 132.

53 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 627—826. — 132.

54 Фидеикомисс — система наследования в крупном землевладении. При этой системе земельное владе­
ние переходит в пользование первого сына наследодателя без права залога, раздробления и отчужде­
ния (продажи) целиком или частью.

Anerbenrecht — крестьянская разновидность фидеикомисса, оставляющая землевладельцу несколь­ко большую свободу в распоряжении наследуемым земельным владением, но точно так же воспре­щающая разделы наследства. —139.

55 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 650. — 145.


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        457

56 Речь идет о статье В. И. Ленина «Заметка к вопросу о теории рынков (По поводу полемики гг. Туган-Барановского и Булгакова)» (см. настоящий том, стр. 44—54). — 157.


57

58

59


 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 255. — 160.  См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 316. — 161.

 «Протест российских социал-демократов» написан В. И. Лениным в ссылке в августе 1899 года, после получения им из Петербурга от А. И. Ульяновой-Елизаровой документа «экономистов», названного ею «Credo «молодых»». Автором «Credo» была Е. Д. Кускова, в то время член заграничного «Союза русских социал-демократов». Манифест группы «экономистов» не предназначался для печати и, как указывал В. И. Ленин, был опубликован «помимо воли и, может быть, даже против воли его авторов», поскольку «экономисты» боялись гласной критики своих оппортунистических воззрений.

Проект «Протеста» против документа российских бернштейнианцев, подготовленный В. И. Лени­ным, обсуждался на собрании семнадцати ссыльных марксистов Минусинского округа в с. Ермаков-ском (место ссылки А. А. Ванеева, П. Н. и О. Б. Лепешинских, М. А. Сильвина и др.). «Протест» был принят единогласно и подписан В. И. Лениным, Н. К. Крупской, В. В. Старковым, А. М. Старковой, Г. М. Кржижановским, 3. П. Кржижановской-Невзоровой, Ф. В. Ленгником, Е. В. Барамзиным, А. А. Ва­неевым, Д. В. Ванеевой, М. А. Сильвиным, В. К. Курнатовским, П. Н. Лепешинским, О. Б. Лепешин-ской и петербургским« рабочими О. А. Энгбергом, А. С. Шаповаловым и Η. Η. Паниным. К «Протес­ту» присоединились не присутствовавшие на собрании И. Л. Проминский, М. Д. Ефимов, Чекальский и Ковалевский, а также колония ссыльных в Туруханске (Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) и др.). Против «Credo» «экономистов» выступила также колония семнадцати ссыльных социал-демократов города Орлова Вятской губ. (В. В. Боровский, Н. Э. Бауман, А. Н. Потресов и др.).

«Протест» был переслан за границу и немедленно по получении Г. В. Плехановым сдан в набор для очередного номера «Рабочего Дела». Однако «молодые» члены заграничного «Союза», входившие в редакцию «Рабочего Дела», в декабре 1899 года без ведома Г. В. Плеханова выпустили «Протест» отдельной листовкой с послесловием, в котором заявляли, что «Credo» выражает мнение отдельных лиц, позиция которых не представляет опасности для российского рабочего движения, и отрицали на­личие «экономизма» в заграничном «Союзе русских социал-демократов». В начале 1900 года Г. В. Плеханов переиздал «Протест» в направленном против «экономистов» сборнике «Vademecum (Путе­водитель.


458                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

Ред.) для редакции «Рабочего Дела»». Г. В. Плеханов приветствовал появление «Протеста», который свидетельствовал о том, что российские социал-демократы видят серьезную опасность в «экономиз­ме» и объявляют ему решительную борьбу. — 163.

60 «Рабочее Дело» — журнал «экономистов», непериодический орган «Союза русских социал-демократов

за границей». Выходил в Женеве с апреля 1899 по февраль 1902 года под редакцией Б. Н. Кричевско­го, П. Теплова, В. П. Иваншина, а затем и А. С. Мартынова. Вышло 12 номеров (девять книг). Редак­ция «Рабочего Дела» являлась заграничным центром «экономистов». «Рабочее Дело» поддерживало бернштейнианский лозунг «свободы критики» марксизма, стояло на оппортунистических позициях в вопросах тактики и организационных задач русской социал-демократии, отрицало революционные возможности крестьянства и т. п. «Рабочедельцы» пропагандировали оппортунистические идеи под­чинения политической борьбы пролетариата экономической борьбе, преклонялись перед стихийно­стью рабочего движения и отрицали руководящую роль партии. Один из редакторов «Рабочего Дела» (В. П. Иваншин) принимал участие в редактировании «Рабочей Мысли» — органа откровенных «эко­номистов», которому «Рабочее Дело» оказывало поддержку. На II съезде РСДРП «рабочедельцы» представляли крайне правое, оппортунистическое крыло партии. — 163.

61 Группа «Освобождение труда» — первая русская марксистская группа, основанная Г. В. Плехановым

в 1883 году в Женеве. Кроме Плеханова в группу входили П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов.

Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по пропаганде марксизма в России. Она переводила на русский язык, издавала за границей и распространяла в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке» и другие, а также популяризировала марксизм в своих изданиях. Группа «Освобо­ждение труда» нанесла серьезный удар народничеству, являвшемуся главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и развития социал-демократического движения в России. В рабо­тах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и др. Г. В. Плеханов под­верг марксистской критике реакционные народнические теории (о некапиталистическом пути разви­тия России, отрицание передовой роли пролетариата в революционном движении, субъективно-идеалистический взгляд народников на роль личности в истории и т. д.). Два проекта программы рус­ских социал-демократов (1883 и 1885 гг.), написанные Г. В. Плехановым и изданные группой «Осво­бождение труда», явились важным шагом в подготовке


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        459

и создании социал-демократической партия в России. Особенно большое значение в распространении марксистских взглядов, в защите диалектического и исторического материализма имела книга Плеха­нова (Н. Бельтова) «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), на которой «воспиталось целое поколение русских марксистов» (Ленин). Группа издала и распространила в Рос­сии 4 книги сборника «Социал-Демократ», а также серию популярных брошюр для рабочих.

Ф. Энгельс приветствовал возникновение группы «Освобождение труда», «которая искренне к без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXVII, 1935, стр. 461). Г. В. Плеханов и В. И. Засулич были связаны с Ф. Энгельсом личной дружбой и в течение многих лет вели с ним переписку. Группа «Освобождение труда» устано­вила связи с международным рабочим движением и, начиная с первого конгресса {I Интернационала в 1889 году (Париж), за все время своего существования представляла российскую социал-демократию на всех его конгрессах. Но у группы «Освобождение труда» были и серьезные ошибки: переоценка роли либеральной буржуазии, недооценка революционности крестьянства, как резерва пролетарской революции. Эти ошибки явились зародышем будущих меньшевистских взглядов Плеханова и других членов группы.

В. И. Ленин указывал, что группа «Освобождение труда» «лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 255).

На втором съезде РСДРП в августе 1903 года группа «Освобождение труда» заявила о прекраще­нии своего существования. —165.

62 Ленин имеет в виду Международное Товарищество Рабочих — I Интернационал, первую междуна­родную массовую организацию пролетариата, основанную 28 сентября 1864 года на международном рабочем собрании в Лондоне, созванном английскими и французскими рабочими. Создание I Интер­национала — результат упорной многолетней борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса за революционную партию рабочего класса. К. Маркс был организатором и руководителем I Интернационала, автором его «Учредительного манифеста», Устава и других программных и тактических документов. Как от­мечал В. И. Ленин, I Интернационал «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал», «заложил фундамент пролетарской, междуна­родной борьбы за социализм» (Сочинения, 4 изд., том 29, стр. 280, 281).

Центральным руководящим органом I Интернационала был Генеральный совет Международного Товарищества


460                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

Рабочих, бессменным членом которого являлся К. Маркс. Преодолевая мелкобуржуазные влияния и сектантские тенденции, преобладавшие тогда в рабочем движении (тред-юнионизм в Англии, прудо­низм и анархизм в романских странах, лассальянство в Германии), Маркс сплачивал вокруг принци­пов научного социализма передовых рабочих Европы и Америки. I Интернационал руководил эконо­мической и политической борьбой рабочих различных стран и укреплял их международную солидар­ность. Огромна роль I Интернационала в деле распространения марксизма, в соединении социализма с рабочим движением.

После поражения Парижской Коммуны перед рабочим классом встала задача создания массовых национальных партий на основе принципов, выдвинутых I Интернационалом. «Принимая во внимание положение дел в Европе, — писал в 1873 году К. Маркс, — я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из­бранные письма, 1953, стр. 288). В 1876 году на Филадельфийской конференции I Интернационал был официально распущен. —169.

63 «Бернштейниада» (бернштейнианство) — враждебное марксизму течение в международной социал-демократии, возникшее в конце XIX века в Германии и названное по имени германского социал-демократа Э. Бернштейна. Бернштейн был открытым выразителем правооппортунистических тенден­ций внутри германской социал-демократии, особенно ясно обнаружившихся после смерти Ф. Энгельса в 1895 году.

В 1896—1898 годах Бернштейн напечатал в теоретическом органе германской социал-демократической партии «Die Neue Zeit» («Новое Время») серию статей под общим заголовком «Про­блемы социализма» с открытой ревизией марксизма. Левое крыло германской социал-демократической партии начало борьбу против Бернштейна на страницах своих газет, но Центральный Комитет партии не давал отпора Бернштейну и бернштейнианству. Полемика на страницах журнала «Die Neue Zeit» была открыта в июле 1898 года статьей Г. В. Плеханова «Бернштейн и материализм».

В марте 1899 года статьи Бернштейна вышли отдельной книгой под заглавием «Предпосылки со­циализма и задачи социал-демократии». Книга встретила поддержку правого крыла германской пар­тии и оппортунистических элементов других партий II Интернационала. Бернштейнианский лозунг «свободы критики» был подхвачен также российскими «легальными марксистами» и «экономистами». Русская цензура пропустила книгу Бернштейна в трех изданиях, а Зубатов включил ее в число книг, рекомендованных для чтения рабочим.

На съездах германской социал-демократической партии — Штутгартском (октябрь 1898), Ганно­верском (октябрь 1899)


ПРИМЕЧАНИЯ                                                                        461

и Любекском (сентябрь 1901) бернштейнианство было осуждено, но, ввиду примиренческой позиции большинства лидеров, партия не отмежевалась от Бернштейна. Бернштейнианцы продолжали открыто пропагандировать ревизионистские идеи в своем теоретическом органе «Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник») и в партийных организациях.

Только партия большевиков во главе с В. И. Лениным вела решительную борьбу против берн­штейнианства, его сторонников и последователей.

Наряду с произведениями, вошедшими в настоящий том, Ленин выступил с критикой и разоблаче­нием бернштейнианцев также в работе «Что делать?» (см. Сочинения, 4 изд., том 5, стр. 325—328), в статьях «Марксизм и ревизионизм» (том 15, стр. 15—25), «Разногласия в европейском рабочем дви­жении» (том 16, стр. 317—322) и др. — 170.

64 См. К. Маркс. «Нищета философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 178—185). —

170.

65 Ленин критикует здесь известный тезис лассальянцев о том, что по отношению к рабочему классу все

остальные классы составляют лишь одну реакционную массу. Этот тезис был включен в программу германских социал-демократов, принятую в 1875 году на съезде в Готе, при объединении двух суще­ствовавших до того отдельно германских социалистических партий — эйзенахцев и лассальянцев.

К. Маркс разоблачил антиреволюционный характер этого тезиса в «Критике Готской программы» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 16—17). — 172.

66 «Северный союз русских рабочих» — одна из первых революционно-политических организаций рабо­
чего класса, возникшая в связи с усилением рабочего движения в России. «Союз» был организован в
Петербурге в конце 1878 года. Основателями «Союза» были петербургские рабочие: слесарь Виктор
Обнорский и столяр Степан Халтурин. На собраниях рабочих 23 и 30 декабря 1878 года была принята
программа «Союза», в которой указывалось, что «Союз» по своим задачам тесно примыкает к социал-
демократическим партиям Запада. Программа, определяя историческую роль рабочего класса, призна­
вая его передовым классом общества, требовала для рабочих политических прав и свобод как необхо­
димого условия освобождения от эксплуатации, призывала рабочих России к классовой борьбе совме­
стно с пролетариатом других стран. Конечной целью «Союз» ставил «ниспровержение существующе­
го политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Однако


462                                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

программа «Союза» носила на себе некоторые следы народнического влияния.

В начале 1879 года в «Союзе» насчитывалось около 200 членов и столько же сочувствующих. Ру­ководство «Союза» ставило задачу превращения его в общероссийскую рабочую организацию. «Со­юз» принимал активное участие в стачечной борьбе пролетариата. Одним из руководителей крупней­шей стачки 1879 года в Петербурге на фабрике Новая бумаго-прядильня был член «Союза» П. А. Моисеенко. «Союз» выпустил ряд прокламаций, обращенных к рабочим, оказывал финансовую под­держку стачечникам. В 1879 — начале 1880 года «Союз» был разгромлен царским правительством. Члены «Союза» успели выпустить 15 февраля 1880 года один номер первой в России рабочей газеты «Рабочая Заря», которая почти полностью была конфискована. — 172.

67 «Южнороссииский союз рабочих» — первая рабочая революционно-политическая организация в Рос­
сии, основанная в Одессе в апреле — мае 1875 года революционером-интеллигентом Е. О. Заславским.
«Союз» образовался из рабочих кружков, создавших ссудосберегательную кассу. В уставе «Союза»
впервые в истории русского рабочего движения говорилось о борьбе рабочих против гнета капитала,
указывалось, что рабочие могут добиться признания своих прав «только посредством насильственного
переворота».

«Союз» насчитывал до 60 активных членов и около 150— 200 рабочих, сочувствовавших его дея­тельности. Члены «Союза» собирались на сходки, читали и распространяли революционно-демократическую литературу, принимали активное участие в организации стачек. «Союз» пытался распространить свое влияние на рабочих промышленных городов юга России: Ростова-на-Дону, Харь­кова, Таганрога и др. В Ростове-на-Дону ученикам Заславского удалось организовать отделение «Союза». В декабре 1875 года, просуществовав 8—9 месяцев, «Союз» был разгромлен царским прави­тельством. Оставшиеся на свободе члены «Союза» продолжали революционную деятельность. — 172.

68 «Рабочая Мысль» — газета, орган «экономистов»; выходила с октября 1897 по декабрь 1902 года. Вы-

шло 16 номеров. Первые два номера печатались на мимеографе в Петербурге, №№ 3—11 вышли за границей, в Берлине; печатание №№ 12, 13, 14 и 15 было перенесено в Варшаву; последний, № 16 вы­шел за границей. Газета редактировалась К. М. Тахтаревым и др.

Критику взглядов «Рабочей Мысли» Ленин дал в статье «Попятное направление в русской социал-демократии» (см. настоящий том, стр. 240—273), в статьях, опубликованных в газете «Искра» и в кни­ге «Что делать?». — 174.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!