Происхождение славян: источники изучения, имения историков



Миграционная теория происхождения славян

«Дунайская» или «Балканская» миграционная теория:Автор «Повести

временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить

на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что « история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток доИльмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

«Скифо-Сарматская» миграционная теория:Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

«Скифо-Балтийская» миграционная теория:В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

«Прибалтийская» миграционная теория: Эта теория разработана крупным

историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.

Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.

Автохтонная: Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле.

Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными.

Подробнее о взгляде советской историографии:

Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.

Источники изучения этногенеза славян:

Легенды и предания самого народа, раннесредневековые летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.). Наиболее древнее и обстоятельное изложение средневековых представлений о происхождении славян находится в русской летописи «Повесть временных лет». Летописец знал из дошедших до него преданий, что само имя Русь имеет варяжское (скандинавское) происхождение, и «изначальная» Русь была призвана вместе с варяжскими князьями (Рюрик, Синеус, Трувор) в Новгород. Но язык, на котором говорили современные летописцу русские люди, был славянским.

Свидетельства соседних народов, имевших письменность:В IV в. до н.э. Геродот в книге «История греко-персидских войн» описал Скифию. Он размещает ее на Крымском полуострове и в низовьях Днепра. Скифов он делит на несколько родов: царских скифов и скифов – пахарей, живших в северномпричерноморье. Последнее упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, а не земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, - славяне. Под именем склавинов в греческих источниках славяне стали известны в VI веке н.э. в Подунавье, на границе Византийской империи. Самонаименованиесклавин – славянин – словак является вариантом слова «человек». У византийских авторов это наименование прилагалось к южным славянам. Самоназвание не только выделяет народ, но и противопоставляет его другим народам.

 

5. Образование и этапы развития Киевской Руси. Принятие христианства.

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс образования государств, протекавший в 9-10 вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. История Киевской Руси условно делится на 5 этапов. 1-й этап (до 882) — образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало ещё не всех восточных славян и ограничивалось территорией племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. 2-й этап (882—911) — захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины, 3-й этап (911—1054) — расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена, 4-й этап (1054—93) — появление первых ощутимых элементов распада Киевской Руси. Одновременно происходит рост производительных сил, связанный с прогрессивной ролью феодальной формации в это время, 5-й этап (1093—1132) — усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создаётся более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.

Принятие христианства. Князь Владимир (980-1015), пытаясь укрепить центральную власть, предпринял ряд мер идеологического характера. Сначала он провел так называемую «языческую реформу (980), стремясь силой языческих богов (и прежде всего полянского бога Перуна) создать единство политического пространства. Однако это ему не удалось, тогда Владимир обратился к христианству, монотеизм которого как нельзя лучше соответствовал идее единства Руси.

Православие на Русь пришло из Византии в 988г через ряд военно-политических мероприятий Владимира. В Киеве была основана Десятинная церковь, на содержание которой была выделена «десятина», т.е. десятая часть доходов общины. Туда же прибыли византийские священники со всем необходимым для христианского богослужения. Однако формальное введение христианства не означало его мировоззренческой победы. Язычество еще долго проявлялось в различных формах вплоть до 16 века.

Если в Киеве принятие новой веры проходило спокойно и сравнительно мирно, то в подвластных ему восточнославянских землях христианство насаждалось силой, как например, в Новгороде («огнем и мечом»). Тем не менее, объективный процесс дробления русских земель на некоторое время был заторможен.

На смену язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название – православие, т.е. истинная вера. Произошла гуманизация жизни общества. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с ним.

Принятие новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, живописи, искусства. Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, созданные при монастырях, учениками которых были и мальчики, и девочки.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена, как духовность.

 

6. Распад Киевского государства. Русские земли между Востоком и Западом. Монгольское иго.

Причины распада:

Киевская Русь не являлась централизованным государством . Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственнаязнать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. 

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. 

После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти — Вячеслава в 1057, Игоря — в 1060, — присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным» , то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определенную волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. В 1097 по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен совершенно новый принцип: «каждый да держит отчину свою» . Тем самым был открыт процесс создания региональных династий. 

К середине XII века Киевская Русь разделилась на 13 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Раздробленность Руси была использована европейским феодальным колониализмом. Захват рус-

ских земель, их подчинение католичеству, крестовые походы санкционированы Папой Римским и германским императором Фридрихом II. В 1201 г. рыцари ордена Меченосцев основали в устье Западной Двины город Ригу как опорный пункт для завоевания Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Финского залива, основали город Таллин. В 1226 г. в Прибалтику прибыли рыцари Тевтонского ордена. Началось завоевание прибалтийских земель, покорение местного, а затем и славянского населения, насильственное обращение его в католичество. Экспансия крестоносцев встретила отпор. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а в 1236 г. — от литовцев и земгалов. На следующий год меченосцы объединяются с тевтонами и создают отделение Тевтонского ордена — Ливонский орден (по наименованию территории, населенной племенем ливов). Именно в этот 1237 г. на Русь с востока обрушились орды Батыя. Тяжелым положением Руси поспешили воспользоваться также шведские и датские феодалы. В 1240 г. шведский флот с рыцарским войском вошел в устье Невы с намерением основать здесь крепость, а затем закрепить за Швецией земли по Неве. Князь Александр Ярославич со своей дружиной и небольшим ополчением новгородцев разгромил рыцарское войско (за эту победу его позднее прозвали Невским). Летом того же года Ливонский орден, датские и немецкие рыцари начали наступление на Новгород, захватили Псков в 1241 г. и приблизились к Новгороду до 30 км. Вече, до этого поссорившееся с Невским, вновь призвало Александра для защиты города. Александр Невский, возглавив новгородское войско, освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. нанес сокрушительное поражение рыцарям на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Русский князь вошел в историю как великий полководец средневековья, сумевший разгромить превосходящие силы врага. Ледовое побоище — одно из самых выдающихся сражений средневековья, яркий пример разгрома рыцарского войска в полевом сражении силами пехоты. Натиск с запада сливался с нашествием монголо-татар на Русь с востока. В начале XIII в. выдающийся руководитель племенного объединения монголов Чингисхан образовал гигантское раннефеодальное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до Каспия. В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды появились в причерноморских степях. Половцы позвали русских князей на помощь. Откликнувшиеся на призыв южнорусские князья выступили совместно с половцами, но в битве на Калке потерпели поражение. Победителей запомнили. На Руси внимательно следили за их продвижением из монгольских степей на Запад. Когда в 1237 г. армия завоевателей под командованием Бату-хана (на Руси его называли Батый) — внука Чингисхана — двинулась на русские земли, она встретила отчаянное сопротивление, но князья часто действовали порознь и пали поодиночке. Видимо, большинство правителей русских княжеств приняли татаро-монгольское вторжение за обычный набег кочевников, надеясь отсидеться в крепостях. Но татаро-монгольские ханы пришли не просто грабить, а завоевывать и править. Монголы, покорившие многие народы Азии, обладали огромной военной силой — крупными конными массами войск, хорошей осадной техникой, заимствованной у китайцев, и высокой военной организацией. Действуя концентрированными и быстро перемещающимися силами, они внезапно нападали на русские города, которые героически оборонялись. Жители Козельска («злой город», по определению монголов) оказали наибольшее сопротивление, его осада длилась семь недель. Захват городов завершался жестокой резней жителей и пожарами. В течение пяти месяцев Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, а в 1239 — 1240 гг. — юго-западные земли, захватив и Киев. Избежали нашествия только Новгородская земля с Псковом и всеми северными территориями, Смоленск, Полоцк, Минск и соседние земли. Героическая борьба древнерусского народа сыграла историческую роль в спасении европейской цивилизации. Монгольское войско утратило наступательную мощь в борьбе с русским сопротивлением. А. С. Пушкин справедливо отмечал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией». После разгрома Руси монголы ворвались в Европу, разорили Венгрию, Польшу, Чехию. Войска Батыя дошли до границ Германской империи и Адриатического моря. В 1242 г., узнав о смерти главного монгольского хана Гуюка, Батый повернул обратно на восток. Монгольская же империя, как и все раннефеодальные империи, вскоре распалась. Отделившаяся от нее Золотая Орда включала покоренные земли в Приуралье, Поволжье, причерноморские степи, Крым и большинство русских княжеств. Столицей этого обширного государства стал г. Сарай на нижней Волге. Раннефеодальная Золотая Орда состояла из полусамостоятельных улусов, объединенных властью хана. Управляли улусами потомки Батыя, поддерживаемые местной кочевой военной аристократией. Новгородский князь Александр Невский, понимая невозможность противостояния и монголам, и западным агрессорам, вынужден был признать власть татарского хана. Западные колонизаторы несли уничтожение русской государственности, православной веры и ликвидацию русской цивилизации. Татарский хан сохранил известную автономность русских княжеств в Золотой Орде и дал Александру в 1252 г. ярлык на великое княжество Владимирское. Монголо-татарское иго его влияние на развитие Руси К середине XIII в. разгромленная, опустошенная и подавленная Русская земля стала «улусом» Золотой Орды. Но власть татарского хана не заменила власти русских князей, а легла как бы «поверх» нее. Сохранился титул и положение великого князя Владимирского, но получал его теперь русский князь из рук татарского хана, вручавшего ему ярлык на княжение. Татары стремились усилить феодальную раздробленность и междоусобицы русских княжеств (их стало уже несколько десятков), применяя принцип «разделяй и властвуй». При них княжеская власть над населением даже усилилась, опираясь на военную силу татарского «царя». Татарское войско нередко использовалось князьями в междоусобных раздорах. Все население русских княжеств было переписано и обложено татарской данью. Сбор дани проводили татарские чиновники («баскаки», или наместники), первоначально наряду с русскими князьями управлявшие покоренными княжествами. Иногда сбор дани отдавался на откуп купцам, что усиливало поборы и насилия, неисправных плательщиков отдавали в рабство. Частые восстания против насилия и произвола, ослабление великоханской власти привели к тому, что сбор дани был передан в руки русских князей. От платежа дани было избавлено все русское духовенство. Татары относились к православной религии с терпимостью и даже поддерживали церковь, обеспечивая неприкосновенность ее имущества в отличие от колонизации русских земель и обращения в католичество их населения западными соседями. За это православное духовенство должно было молиться за ханов Золотой Орды. В тяжкое время татарского ига церковь стала духовной силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского народа. Влияние завоевателей на русскую культуру не было определяющим, так как чужеземцы не входили в тесное житейское общение с русским населением (особенно после принятия ислама правителями Золотой Орды в начале XIV в.). В русских княжествах были восприняты от них лишь некоторые порядки и лексика (термины денежного обращения — деньга, алтын, а также коневодства). Нашествие татар впервые столкнуло русское население с восточным деспотизмом, т. е. с властью, которая не желает входить в соглашения. Ей надо покоряться безусловно. Это вынуждало гнуться и хитрить перед чуждой властью. Завоеватели принесли жестокую систему наказаний, систему вымогательств и взяточничества, общее огрубление нравов, длительное сохранение домашнего рабства. Жестокость нравов, обесценивание человеческой жизни и личности также стали характерной чертой общественных отношений того времени. Вместе с тем были восприняты опыт ведения военных действий крупных масштабов, организации больших формирований конных войск, позднее — организация почтовой связи на далекие расстояния, некоторые приемы государственного управления, в частности — организации многонационального государства. Ордынское владычество надолго отделило Русь от Западной Европы. К тому же образование на ее западных рубежах Великого княжества Литовского усилило внешнюю изоляцию русских княжеств. Утверждение в XV в. католичества в Литве и значительно ранее в Польше сделало их проводниками западного влияния на русскую цивилизацию. Часть русских княжеств вошла в Литовское государство, где был распространен русский язык, а православная церковь длительное время не подвергалась преследованиям. Галиция была включена в Польшу, которая расширила свои владения за счет юго-западных русских земель. В этих условиях древнерусское население разделяется на три ветви: русских, белорусов и украинцев. Русская народность складывается в центральных, восточных и северных районах Руси. Белорусская и украинская народности формируются на территории Литовского княжества и Польского королевства. В целом, иноземное иго истощало народные силы, развитие восточнославянских народностей резко замедлилось, произошло и значительное отставание в области экономики, общественных отношений и культурном уровне от западноевропейской цивилизации.

 

7. Возрождение Северо-Восточной Руси. Возвышение Московского княжества и его роль в централизации русских земель.

Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси наметились в конце XIIIв. Помере разрушения равенства в ордынском обществе падает военная сила и воинственность Золотой Орды. На Руси создаются условия для восстановления городов и развития сельского хозяйства. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными русскими землями. Начинают складываться некоторые экономические предпосылки для объединения этих земель. Главное же, что заставляло различные слои населения поддерживать объединительные тенденции, заключалось в стремлении к освобождению от ордынского ига. Опыт столкновений с Ордой показывал: только подчинение всех сил единому центру может принести успех. Таким центром могла стать только сильная княжеская власть.

В качестве важных предпосылок к объединению выступали па­мять о былом едином государстве Русь, общая культура и вера, церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.

В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Предпосылки объединения. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли — все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов. К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.

Почему Москва стала центром объединения? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города — Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но лучше других умели приноровиться к характеру и условиям своего времени».

Этапы объединения. Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII — начала XIV в. до конца XV— начала XVI в.

Конец XIII— первая половина XIVв.:

— образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче (конец XIII в.) и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна

— вокняжение Ивана Даниловича Калиты. Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана.

Вторая половина XIV в. В 60—70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством.

В эти же годы Золотая Орда переживала процессы дробления и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители обособляющихся «орд» искали счастья в грабительских набегах на Русь.

Событием огромной исторической важности стала победа русского войска в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.

Причины победы в битве, длившейся, по всей видимости, более десяти часов, в целом понятны: бесспорное полководческое искусство проявил Дмитрий. Мужественно сражались русские воины. Не было согласия в ордынских рядах. Но главными факторами победы признают следующие: на Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя.

Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом; существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.

Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425—1453 гг.

между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил

его дядя Юрий, а после смерти Юрия — его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя.

Вторая половина XIV — начало XV в. Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505—1533):

— в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514);

— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетнего монгольского ига.

— завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства. Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума, Казна, Дворцы. Страна делилась на уезды, волости и станы. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия».

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!