Теории естественного происхождения права



Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

 

Теории происхождения позитивного права

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как и соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной концепции именуемой "Правами человека", в таких случаях правовые нормы, противоречащие моральным правам человека, называются противоправными/антиправовыми.

Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.

 

Понятие и признаки государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

 

Социальная сущность государства.

Сущность государства заключается в том, что оно представляет собой организацию политической власти, управляющей всем обществом. Можно выделить две основных конкурирующих сущностных характеристики:

а) Классовая сущность – государство выражает интересы социальных групп, находящихся у власти;

б) Общесоциальная сущность – государство удовлетворяет основные потребности всего населения страны.

Таким образом, сущность государства состоит в регулировании, гармонизации общественных отношений, что достигается посредством принятия и реализации правовых норм.

Формационный подход к типологии государства.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В своих ранних работах Маркс выделял три макро-формации:

1. архаичная;

2. экономическая;

3. коммунистическая.

Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации.

В рамках экономической общественной формации Маркс выделял 4 способа производства:

1. азиатский;

2. античный;

3. феодальный;

4. буржуазный / капиталистический

Этим способам производства соответствуют типы государств:

1. Восточное

2. Античное

3. Феодальное

4. буржуазное / капиталистическое

Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Они были существенным образом модифицированы. Речь стала идти об общественно-экономической формации.

В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая,

2) феодальная,

3) капиталистическая (буржуазная),

4) социалистическая.

Четырем из них соответствуют четыре типа государства:

1) нет

2) рабовладельческое

3) феодальное

4) буржуазное / капиталистическое

5) социалистическое

Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!