Исторические предпосылки происхождения государства



Экономические:

1) Разделение труда

2) Появление частной собственности

Социальные: Моногамия, формирование устойчивых разрозненных семей.

Политические:

1) Формирование управленческих структур

2) Осуществление управления за плату

3) В целях подавления сопротивления создается механизм принуждения

Географические: Благоприятные условия жизни

 

Теоретические концепции о происхождении государства (теологическая теория)

Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен).

Это учение считается одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Согласно этой теории государство является результатом проявления божественной воли и практическим воплощением власти Бога на земле. Любая светская власть является производной от власти духовной, т.е. церкви.

Особенность: ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

 

Теоретические концепции о происхождении государства(теория общественного договора)

Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Б. Спиноза, А.Н. Радищев, П.И. Пестель). По мнению этих мыслителей государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не существовало государства и права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Руссо) или «войны против всех» (Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого положения люди объединились и заключили между собой договори о том, что часть своих прав (Локк) или все права (Гоббс), присущие им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, будет эти права защищать. Если власть нарушила условия договора, то народ получает право на ее свержение.

 

Теоретические концепции о происхождении государства (классовая теория)

Данная теория наиболее логически завершённую форму получила в XIX – XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи: 1. право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счёте определяется хар-ром материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держание в своих руках государственную власть; 3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются гос-вом.Достоинсва:1. в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определённый нормативный акт), они выделяли чёткие критерии правомерного и противоправного; 2. показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; 3. обратили внимание на тесную связь права с гос-вом, которое устанавливает и обеспечивает его.Слабые стороны: 1. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; 2. слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерменизмом.

 

Теоретические концепции о происхождении государства (теория насилия)

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники данной теории утверждали, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мнению Л. Гумпловича, заложены основы появления государства. После завоевания создаются классы и сословия. Государство более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Являясь инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других, более сильных племен. При дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория подтверждается конкретными историческими фактами (германские племена завоевав часть римской империи превратили ее в германское государство). В то же время данную теорию нельзя считать универсальной, т.к. не все государства возникли в результате акта насилия, не на любом этапе акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным стадом другого не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!