Цивилизационный подход к типологии государства. Основатель подхода – А.Тойнби, который предложил в основу классового государства положить не характеристику экономических отношений



Основатель подхода – А.Тойнби, который предложил в основу классового государства положить не характеристику экономических отношений, а характеристику культуры, духовного развития общества. Предложил не брать во внимание экономику. Цивилизация – это система обществ, объединённых единством признаков.характеризующих культурные, географические. духовные и иные факторы.

По мнению Тойнби на протяжении существования человечества было около 20 таких цивилизаций. Все цивилизации делились на локальные(Шумерское царство, Египет) и вторичные. (современная цивилизация…)

Критерии, которые лежат в основе данного подхода приводят к спорам о количестве цивилизаций. Однако его нельзя считать полностью ненаучным.Существует и иная концепция. У.Ростоу предложил выделить стадии экономического роста а соответственно и типы государства: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Есть и технологическое направление, автор – тот же. Ростоу. Тип государства связывается с тобой ступенью научно технического прогресса, уровня жизни населения, которй соответствует данное государство. 5 стадий: традиционное, переходное, процесс сдвига, созревающее государство, высокий уровень развития.»всеобщий уровень благоденствия». данные ступени были вызовом теории Маркса. Главное отличие цивилизационного подхода от формационного в том, что здесь придаётся значение культурной и духовной жизни.учитываются интересы человека. Различаются не только контрастные социальные классы, но и взаимодействие всех людей на базе общечеловеческих ценностей.Итак, полноценное изучение государства, может быть только при синтезе двух подходов: формационного и цивилизационного.

Цивилизационный подход (Тойнби, Барг). Цивилизация - это исторический тип общества, объединяющий в себе несколько гос-в, имеющих общие исторические корни происхождения, культуру, религию, тип мышления.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе человеческой истории социокультурные факторы, определяющие лицо общества, формируются у разных народов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возникают первичные, древнейшие цивилизации, обладающие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнекитайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие первичных цивилизаций приводит к формированию особенных средневековых цивилизаций - европейской, арабской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур. Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип государства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизованного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Достоинства цивилизационной типологии:

1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно-исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 613; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!